Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

Программный менеджер РСМД

Первое обращение Дж. Байдена к Конгрессу 28 апреля 2021 г. было одним из наиболее ожидаемых событий во внутриполитической жизни США. Оно состоялось накануне его 100-го дня в должности — символического срока для американских лидеров. Обращение представляет собой не только программу действий на будущее, но и анализ первых успехов, неудач и проявившихся за это время ограничений для реализации задуманного. В эпоху постмодерна общественная жизнь функционирует по принципу «как корабль назовешь, так он и поплывет», и выступление Дж. Байдена — яркий пример проявления этой тенденции, потому что оно производит впечатление не за счет новизны упомянутых проблем и решений, а расстановки акцентов и указания референтных точек, вокруг которых новая администрация строит свою идентичность.

Основной целью выступления Дж. Байдена было убедить законодателей согласиться на существенное увеличение расходов для реализации трех основных направлений внутренней политики: продолжения борьбы с пандемией, реализации Плана по поддержке семьи (American Families Plan) и Плана по созданию новых рабочих мест (American Jobs Plan). «Америка двигается вперед, и мы сейчас не можем останавливаться», — заявил президент. Ни одно из этих направлений не является принципиально новым, это либо продолжение политики Д. Трампа, либо напоминают социальные инициативы администрации Б. Обамы.

Новым является риторическое оформление предлагаемых Байденом шагов. Развитие США при новой администрации подается как восстановление, формируя отчетливую дихотомию «было плохо — будет хорошо». В конструировании американской политической идентичности всегда чрезвычайную важную роль играли «референтные катастрофы» — аналог событийного «значимого другого». В период холодной войны основой американской политики было противостояние коммунизму в той или иной форме. Затем грандиозным концептуальным поворотом в американской внешней политике стало провозглашение терроризма новым врагом США администрацией Дж. Буша-мл. в Стратегии национальной безопасности 2002 г. Сегодня назначена новая национальная катастрофа — нападения на Капитолий 6 января 2021 г., которые в своем выступлении Дж. Байден назвал «худшей атакой на американскую демократию со времен Гражданской войны». Тезис прозвучал в самом конце выступления президента, что дополнительно подчеркивает его идеологическую важность.

Так, в своем первом обращении к Конгрессу Дж. Байден подтвердил сохранение идентичности его администрации как альтернативы периоду правления Д. Трампа. При этом многое из того, что Дж. Байден записал в заслугу своим 100 дням на посту президента, является следствием предыдущих четырех лет или направлено на решение тех же объективных задач. Стоимость его инициатив серьезно затруднит их реализацию, поскольку она уже сейчас вызвала осуждение со стороны республиканцев. Поэтому попытку подать их как нечто новаторское за счет грамотного речевого оформления можно описать емким английским глаголом «hijack» (дословно «угонять»), что прекрасно вписывается в постмодернистсткую реальность современной политики.

Обращения президента к законодателям — одно из наиболее значимых событий в политической жизни государства, в том числе и в США. В этой связи первое обращение Дж. Байдена к Конгрессу 28 апреля 2021 г. было одним из наиболее ожидаемых событий. Оно состоялось накануне его 100-го дня в должности — символического срока для американских лидеров. Обращение представляет собой не только программу действий на будущее, но и анализ первых успехов, неудач и проявившихся за это время ограничений для реализации задуманного.

Значение речей и выступлений в политической науке оценивается по-разному. Какой эффект они оказывают на политическую и социальную жизнь в стране? Являются ли, скорее, отражением действительности и ее оценкой для поиска путей преодоления наиболее проблемных моментов? Или же дискурс способен сам создавать проблемы, формировать реальность через создание ее «правильного» восприятия? В эпоху постмодерна общественная жизнь функционирует по принципу «как корабль назовешь, так он и поплывет». Выступление Дж. Байдена — яркий пример проявления этой тенденции. Проблемы, которые стоят перед его администрацией не очень отличаются от проблем, стоявших перед администрацией Д. Трампа, как, в общем-то, не являются новаторскими и предлагаемые решения. На этом фоне развитие антитрамповского нарратива — расстановка акцентов и указание референтных точек, вокруг которых новая администрация строит свою идентичность, — самое яркое впечатление от послания к Конгрессу.

Что предлагает Дж. Байден?

Основной целью выступления Дж. Байдена было убедить законодателей согласиться на существенное увеличение расходов для преодоления внутренней разобщенности, последствий пандемии COVID-19 и замедлившегося экономического роста, с чем пыталась бороться администрация Д. Трампа еще до пандемии. Можно выделить три основных направления внутренней политики, о которых говорил Дж. Байден, требующих либо сохранения уже имеющегося уровня расходов, либо существенного их наращивания: продолжение борьбы с пандемией, политика по поддержке семьи (American Families Plan) и политика по созданию новых рабочих мест (American Jobs Plan). Общие дополнительные расходы в соответствии с планами превосходят 4 трлн долл. «Америка двигается вперед, и мы сейчас не можем останавливаться», — заявил президент.

Несмотря на то, что процесс вакцинации, как и его активная поддержка со стороны различных медийных лиц США, действительно набирает обороты (в январе около 16 млн американцев получили вакцины, а сегодня эта цифра достигла 96 млн человек), инерция этого процесса была создана до вступления Дж. Байдена в должность. Во время предвыборной кампании он активно критиковал своего предшественника за отсутствие плана вакцинации, но такой план был опубликован в сентябре 2020 г. В его основу легло распределение вакцины через внутренние механизмы штатов при ограниченном федеральном финансировании. Безусловно, этот вопрос требовал дальнейшей проработки, но к концу президентского срока Д. Трампа США находились на 4 месте в мире по количеству вакцинированных по отношению к остальному населению после Израиля, ОАЭ и Великобритании. Администрация Дж. Байдена развернула активную кампанию по вакцинации (он в очередной раз призвал к этому и во время своего выступления в Конгрессе), но ситуация по стране и в целом улучшается: показатели смертности, например, сократились с 3000 человек ежедневно в конце 2020 г. до 700–900 человек в день сегодня.

Создание новых рабочих мест — в чистом виде «трамповская» повестка, которую пытается перехватить и переоформить новая администрация. Дж. Байден объявил о том, что за первые 100 дней его пребывания у власти этот процесс существенно ускорился, но, по мнению экспертов, и это является инерционным следствием политики Д. Трампа, поскольку законодательные инициативы Дж. Байдена в этой сфере еще не успели произвести собственный эффект. Новый План по созданию американских рабочих мест (American Jobs Plan) предполагает их создание в основном в сфере инфраструктуры, в том числе городской, и, хотя президент также упомянул возможность создания рабочих мест по производству, например, электромобилей и в других сферах, связанных с такой передовой отраслью, как борьба с изменением климата, очевидно, что они не станут основными. Дж. Байден называл План «самым амбициозным со времен Второй мировой войны», «существенной инвестицией в США как таковой», но принципиально нового в нем ничего нет, при том, что его стоимость оценивается в 2,3 трлн долл.

Более оригинальным является новый План по поддержке семьи. Он развивает начатое в Плане по спасению Америки (American Rescue Plan), выдвинутом Дж. Байденом при вступлении в должность, когда было предложено предоставлять родителям с низким уровнем дохода налоговые льготы, что в целом близко по духу социальным инициативам администрации Б. Обамы. Его реализация оценивается в 1,8 трлн долл. и предполагает бесплатное дошкольное образование для детей 3–4 лет, оплачиваемый декретный отпуск и бесплатное образование в общественных колледжах для малоимущих семей, предоставление выплат малоимущим семьям на каждого ребенка в рамках борьбы с последствиями пандемии. В дальнейшем это должно перерасти в правительственную программу. Такая идея — вполне ожидаемая от президента-демократа. Он также призвал стремиться к достижению 15 долл. почасовой оплаты труда. Во вторник был подписан соответствующий указ о введении такого минимума для работающих по государственным контрактам. Спонсировать инициативы Дж. Байден предложил за счет средств, полученных благодаря увеличению налога на увеличение рыночной стоимости капитала (capital gains tax) свыше 1 млн долл. и доходы домашних хозяйств свыше 400 тыс. долл.

Главное — правильно подать

Таким образом, ничего нового в обращении мы не услышали: достаточно рутинные, сугубо внутренние вопросы стоят на вершине повестки дня в США. При том, что это абсолютно нормально, учитывая более широкий международный контекст, на этом сложно построить отчетливую идентичность, с которой администрация могла бы идти на второй срок или долгое время сохранять высокие рейтинги (а они у Дж. Байдена пока достаточно стабильны). Это также не повестка, с которой можно выходить вовне, в том числе к союзникам по НАТО. В такой ситуации конструирование нарратива — основной помощник.

Центральной идеей предвыборной кампании Дж. Байдена было противопоставление новой администрации политике Д. Трампа. Это достаточно простая модель для мобилизации избирателей по принципу «я не»: «я не Трамп», «я не популист», «я не отвернусь от союзников» и т.д. Эта линия должна была быть продолжена и в обращении к Конгрессу.

Отличительная черта нарратива Дж. Байдена — однозначность. Развитие США при новой администрации подается как восстановление, формируя отчетливую дихотомию «было плохо — будет хорошо». Центральный тезис временной внешнеполитической стратегии Дж. Байдена — «Америка вернулась» — повторяется в выступлении постоянно в различных формах. Например, есть в нем такой фрагмент почти библейского содержания: «В США мы всегда поднимаемся. Восстанавливаемся. Выбираем надежду, а не страх. Правду, а не ложь. Свет, а не тьму. Спустя 100 дней спасения и обновления Америка вновь готова взлететь. Мы вновь работаем, мечтаем, руководим миром (leading the world)». При том, что последний тезис — существенная концептуальная натяжка. Такие противопоставления, как предполагается, должны не оставить сомнений, что восстановление США происходит не после пандемии, как можно было бы подумать, но после 4 лет президентства Д. Трампа.

В конструировании американской политической идентичности всегда чрезвычайную важность играли своего рода «референтные катастрофы» — аналог событийного «значимого другого». В период холодной войны основой американской политики было противостояние коммунизму в той или иной форме. Любые действия любой администрации при желании можно было интерпретировать как необходимые, без которых коммунизм бы победил. Затем провозглашение терроризма новым врагом США администрацией Дж. Буша-мл. в его новой Стратегии национальной безопасности стало грандиозным концептуальным поворотом во внешней политике США, на годы вперед определив ее содержание. Теракты 11 сентября 2001 г. действительно были национальной катастрофой, но то, как их политический эффект был использован впоследствии — уже конструирование.

Поэтому симптоматично, что сегодня назначена новая катастрофа, повторения которой в национальном масштабе невозможно допустить, — атаки на Капитолий 6 января 2021 г., которые в своем выступлении Дж. Байден назвал одной из причин, почему авторитарные страны по всему миру могут усомниться в могуществе США, а также «худшей атакой на американскую демократию со времен Гражданской войны». Отсылки к таким значимым эпизодам американской политической жизни — серьезный дискурсивный прецедент. Тезис прозвучал в самом конце выступления президента, что дополнительно подчеркивает его идеологическую важность: основной источник американских проблем — внутри страны, он антидемократичен по своей природе, тесно переплетен с расизмом, идеями превосходства белых (white supremacism), до этого упоминавшимися в речи Дж. Байдена, и он же — порождение политики предшественника, наследие которой нужно преодолеть любой ценой. Без укрепления внутренних основ США будут уязвимы, в том числе на фоне авторитарного Китая, который, хотя и в относительно мягкой форме, был упомянут в обращении четыре раза, таким образом оставаясь основным поводом для внешнеполитического беспокойства.

Андрей Кортунов:
И кто же здесь Табаки?

***

В своем первом обращении к Конгрессу в качестве президента США Дж. Байден в очередной раз подтвердил сохранение идентичности его администрации как альтернативы периоду правления Д. Трампа. Для проведения качественных различий между двумя администрациями была выдвинута метафора о нападении на Капитолий как новой референтной катастрофы, на недопущении которой должна строиться политика. «Мы должны не просто восстановиться. Но восстановиться и стать лучше», — заявил Дж. Байден.

При этом многое из того, что Дж. Байден записал в заслугу к своим 100 дням в должности, является следствием предыдущих четырех лет или направлено на решение тех же объективных задач. Стоимость его инициатив серьезно затруднит их реализацию, поскольку уже сейчас вызвала осуждение со стороны республиканцев. Поэтому попытку подать их как нечто новаторское за счет грамотного речевого оформления можно описать емким английским глаголом «hijack» (дословно «угонять»), что прекрасно вписывается в постмодернистсткую реальность современной политики.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся