Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Истомин

К.полит.н., и.о. заведующего Кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России

Опубликованная в октябре 2022 г. Стратегия национальной безопасности США (СНБ 2022) сигнализирует приоритеты политики Джозефа Байдена на международной арене. Внимание комментаторов в первую очередь привлекло закрепление противостояния с КНР и Россией в качестве стержневого положения документа. Вместе с тем, как и аналогичные стратегии в прошлом, СНБ 2022 отражает взгляд действующей администрации на широкий круг вызовов и угроз, в том числе значительное внимание уделяется тематике иностранного вмешательства во внутреннюю политику.

Документ свидетельствует о росте значимости данной тематики для Соединённых Штатов в свете представления современной международной напряжённости как продукта столкновений «демократий и автократий». Его внимательный анализ позволяет заключить, что ревизия американских оценок вмешательства и допустимых ответных действий Вашингтона порождает новые вызовы для международной безопасности, в том числе и для интересов Российской Федерации.

В целом СНБ 2022 способствует дальнейшему закреплению в американском восприятии тематики иностранного вмешательства как многогранной и значимой угрозы. Одновременно её включение во внешнеполитическую риторику США создаёт потенциал дискредитации оппонентов. Алармизм по поводу опасности подрывной деятельности из-за рубежа вносит вклад в мобилизацию союзников, способствуя усилиям Вашингтона по консолидации создаваемого военно-политического и экономико-технологического блока.

Опубликованная в октябре 2022 г. Стратегия национальной безопасности США (СНБ 2022) сигнализирует приоритеты политики Джозефа Байдена на международной арене. Внимание комментаторов в первую очередь привлекло закрепление противостояния с КНР и Россией в качестве стержневого положения документа. Вместе с тем, как и аналогичные стратегии в прошлом, СНБ 2022 отражает взгляд действующей администрации на широкий круг вызовов и угроз, в том числе значительное внимание уделяется тематике иностранного вмешательства во внутреннюю политику.

Документ свидетельствует о росте значимости данной тематики для Соединённых Штатов в свете представления современной международной напряжённости как продукта столкновений «демократий и автократий». Его внимательный анализ позволяет заключить, что ревизия американских оценок вмешательства и допустимых ответных действий Вашингтона порождает новые вызовы для международной безопасности, в том числе и для интересов Российской Федерации.

От шока к рутине

Вызовы иностранного вмешательства оказались в фокусе внимания США в период президентской кампании 2016 г. Неожиданная победа Дональда Трампа сопровождалась волной обвинений в адрес России, подозревавшейся в содействии республиканскому кандидату. Москве инкриминировали публикации сведений, порочащих претендента от демократов Хилари Клинтон, воздействие на избирателей через социальные сети, попытки взлома электоральной инфраструктуры. Утверждение «Россия вмешивалась» стало непререкаемой догмой в Вашингтоне.

Подобного рода обвинения негативно повлияли на динамику российско-американских отношений. В том числе они запустили волну «дипломатических войн», выразившихся в высылке сотрудников посольств, закрытии консульств, отъёме государственной собственности. Они также использовались в обосновании санкционных мер, затруднили выстраивание контактов с новой правящей администрацией. Хотя подозрения во вмешательстве не были первопричиной двусторонних трений, они существенно повысили градус конфликтности, заодно превратив Россию в предмет внутриполитических игр в Вашингтоне.

Тем не менее к 2020-м гг. градус дискуссий относительно иностранного вмешательства в США снизился. Демократы, стремившиеся использовать эту тему для дискредитации Д. Трампа, быстро убедились, что она не приносит особых очков в глазах электората. Проблема вмешательства ушла с первых полос национальных газет. Публикуемые американскими спецслужбами после каждых выборов доклады о подрывной деятельности иностранных правительств превратились в рутину и более не будоражат внимание общественности. В то же время они указывают на закрепление внешнего вмешательства в ряду хронических угроз безопасности США.

Расширение вызовов и ужесточение ответов

СНБ 2022 не просто подтвердила тенденцию на закрепление вмешательства в восприятии угроз. Она выявила существенное обновление американских подходов к проблеме. Термин «вмешательство» появляется в ней гораздо чаще, чем в предшествующих документах. Если в СНБ 2017 г. он упоминался лишь дважды, то теперь — семь раз. Стремление команды Д. Трампа не педалировать тематику вмешательства было ожидаемо, так как она сама оставалась объектом обвинений в сговоре с зарубежными оппонентами. Вместе с тем и Временное стратегическое руководство по национальной безопасности администрации Байдена в 2021 г. содержало лишь одно такое упоминание.

В СНБ 2022 угроза вмешательства рассматривается не только в контексте противоборства с Россией. Как и в докладах американской разведки предшествующих лет, она связывается также с действиями Китая и Ирана. Кроме того, противодействие вмешательству также обсуждается в разделе о политике США в Западном полушарии. Вместе с тем ключевым в рамках документа выступает обоснование решимости Соединённых Штатов бороться с этой угрозой в параграфе, посвящённом укреплению американской демократии.

В нём утверждается: «Америка не потерпит иностранного вмешательства в свои выборы. Мы будем действовать решительно, чтобы защититься и не допустить подрыва наших демократических процессов, и мы будем отвечать на будущие попытки вмешательства, используя все подходящие инструменты национальной мощи». Этот пассаж фактически допускает использование военных средств в ответ на подрывную деятельность извне. Налицо существенное ужесточение риторики в сравнении с обещанием Временного руководства 2021 г. «заставить любого, кто вмешается в наши демократические процессы, заплатить реальную цену».

Ещё одним значимым изменением стало расширение понимания угроз внешнего воздействия. Если ранее речь шла исключительно о влиянии на выборы, то в СНБ 2022 значительное внимание уделяется также разлагающей (коррумпирующей) деятельности внешних сил, информационным манипуляциям, попыткам подорвать верховенство права. Парадоксальным образом, документ свидетельствует, что американское восприятие угроз начинает сближаться с российским, которое традиционно охватывало не только вмешательство в электоральные процессы, но и весь спектр подрывных действий извне.

Новым для американской стратегии выступает и акцентирование в СНБ 2022 обещаний содействовать другим странам в противодействии иностранному вмешательству. В предшествующих документах речь, как правило, шла лишь о защите демократии в самих Соединённых Штатах. В лучшем случае говорилось о совместных действиях с союзниками. Теперь же США фактически заявляют о готовности выступать в качестве гаранта для них не только в случае военного нападения, но и в отношении подрывной деятельности.

Вмешательство в эпоху идеологического разлома

Пересмотр американских подходов к проблеме вмешательства объясняется общим стратегическим видением Вашингтона текущего обострения международного соперничества, в том числе противоборства с Китаем и Россией. В СНБ 2022, как и в предшествующих программных выступления Джозефа Байдена, оно представляется как экзистенциальная борьба между демократиями и автократиями. Для последних, с американской точки зрения, само существование демократических режимов представляет угрозу, что порождает стремление их разложить и подорвать. Увеличение числа авторитарных государств ослабит лагерь США и их союзников.

СНБ 2022 аккуратно старается обойти очевидные следствия из этой логики для политики уже Соединённых Штатов. Она признаёт, что расширение числа либеральных демократий будет служить интересам США и обеспечению их безопасности. Документ также отмечает, что Вашингтон продолжит усилия по распространению собственных ценностей и стандартов за рубежом. Вместе с тем он умалчивает, что в предлагаемой картине мира Соединённым Штатам самим целесообразно вести подрывную деятельность в отношении конкурентов и вообще любых режимов, которые они не считают демократическими.

СНБ 2022 даже оставляет возможность отдельным недемократическим государствам войти в ведомую США широкую коалицию. Правда, ожидается, что они со временем также будут усваивать передовые западные модели ввиду их объективных преимуществ. В целом наблюдаемое увязывание внешнеполитических угроз с характером политических режимов их порождающих государств вписывается в длительную традицию американского мессианства. При этом в современных условиях оно приобретает всё более открытые и алармистские формы.

В целом СНБ 2022 способствует дальнейшему закреплению в американском восприятии тематики иностранного вмешательства как многогранной и значимой угрозы. Одновременно её включение во внешнеполитическую риторику США создаёт потенциал дискредитации оппонентов. Алармизм по поводу опасности подрывной деятельности из-за рубежа вносит вклад в мобилизацию союзников, способствуя усилиям Вашингтона по консолидации создаваемого военно-политического и экономико-технологического блока.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-18-00723, https://rscf.ru/project/22-18-00723/


(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся