Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.67)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Макаров

К.э.н., руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, эксперт РСМД

На сайте RUSI вышел подкаст с участием эксперта РСМД Игоря Макарова о возможностях «зелёного перехода» в России. Подкаст был записан в рамках шестого цикла проекта РСМД и RUSI «Новая повестка российско-британских отношений» — «Российско-британский двусторонний экспертный диалог».

Игорь Макаров, заведующий научно-учебной лабораторией экономики климата НИУ ВШЭ, эксперт РСМД обсудил с Нилом Мелвином, директором по исследованиям в области международной безопасности RUSI процесс российского «зеленого перехода».

На сайте RUSI вышел подкаст с участием эксперта РСМД Игоря Макарова о возможностях «зелёного перехода» в России. Подкаст был записан в рамках шестого цикла проекта РСМД и RUSI «Новая повестка российско-британских отношений» — «Российско-британский двусторонний экспертный диалог».

Игорь Макаров, заведующий научно-учебной лабораторией экономики климата НИУ ВШЭ, эксперт РСМД обсудил с Нилом Мелвином, директором по исследованиям в области международной безопасности RUSI процесс российского «зеленого перехода».

В подкасте Игорь Макаров рассказал о следующих аспектах «зелёного перехода» в России:

  • Российская сырьевая модель 1990-х – 2000-х гг. позволила добиться реального экономического роста России, однако уже тогда многие понимали, что такая модель экономики не может эксплуатироваться долго и в какой-то момент перестанет работать. Изменения в ней необходимы и «зелёный переход» способствует этому.

  • В России «зелёный переход» — это не только вопрос климатической политики, но и экономико-социальной. Изменения в российской экономике в рамках «зелёного перехода» будут неизбежно сопряжены с социальными изменениями.

  • Российская экономика станет «зелёной». Вопрос только в том, как она это сделает? Из-за мирового «зелёного перехода» или в результате своей климатической политики. Лучший вариант для России — второй.

  • За последние 1,5-2 года российская климатическая политика стала проактивной. Связано это не только с принятием новых законов и стратегий в области климата, но и с тем, что изменилось видение будущей российской экономики. В правительстве понимают, что рассчитывать на сырьевую модель экономики больше нельзя и необходимы качественные экономические изменения.

  • На изменение отношения России к изменению климата повлияли внутренние и внешние факторы. Внутренние — это экологические катастрофы, такие как торфяные пожары в Московской области в 2010 или разлив мазута в Норильске в 2020. Внешние — увеличенный фокус внимания международных банков на «зелёные» проекты, трансграничное углеродное регулирование ЕС и увеличение обязанностей государств на международном уровне в борьбе с изменением климата.

  • В России существуют индустрии, которые могут выиграть от «зелёного перехода». Российская алюминиевая промышленность может не сильно пострадать, т.к. в основном использует для производства энергию производимую ГЭС; появятся новые минералы и новые ресурсы (новые виды сплавов металлов и водород); энергоэффективность страны может серьёзно вырасти, хотя она и сегодня одна из высоких в мире; ВИЭ и технологии CCS имеют большие перспективы развития в России; инвестиции в «зелёные» проекты в России могут быть выгодны для инвесторов.

  • Как рост напряжённости между Россией и Западом может повлиять на российский «зелёный переход»? В основном на него повлияют санкции, которые уже существуют и которые могут быть в будущем. Определённые экономические и финансовые ограничения могут негативно сказаться на скорости и технологичности «энергетического перехода».

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.67)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся