В разговорах об экспорте или интернационализации российского образования чаще всего речь идет об учебе иностранных студентов в российских вузах или, в крайнем случае, в ссузах и колледжах. О существовании подобной практики в учреждениях общего среднего образования либо не задумываются, либо не знают.
Возможно, поэтому российские школы не могут полностью присутствовать в системе международного образования из-за отсутствия у общеобразовательных организаций возможности приглашать иностранных школьников в Россию на обучение на срок более 90 дней.
По данным издания «Ведомости», в 2016–2017 учебном году в российских школах обучались более 125 тыс. иностранных граждан. В основном в российских школах учатся дети из семей мигрантов из стран СНГ. Среди граждан дальнего зарубежья большей популярностью пользуются кратковременные образовательные программы в России, курсы русского языка и программы межкультурного обмена.
Почему среди граждан дальнего зарубежья школьного возраста большей популярностью пользуются именно краткосрочные образовательные программы в России? Потому что у школ нет возможности приглашать иностранных школьников в Россию на обучение на срок более 90 дней. Те же «Ведомости» приводят в пример приоритетный проект «Экспорт образования», где «ставка сделана на приток иностранных студентов в российские вузы. Но чтобы реализовать эту задачу, нужно развивать и работу со школьниками». В паспорте приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» указано, что «в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании», на что сейчас возлагает свои надежды и Фонд «Интеркультура».
Невидимые стены
Говоря об экспорте или интернационализации российского образования, чаще всего подразумевают учёбу иностранных студентов в российских вузах или, в крайнем случае, в ссузах и колледжах. О существовании подобной практики в учреждениях общего среднего образования либо не задумываются, либо не знают. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в целях продвижения русской культуры и русского языка, популяризации системы российского образования и ее ценностей для людей различных национальностей побуждает образовательные организации России приглашать иностранных граждан на обучение.
«Желающих учиться в России всегда было много, мы принимаем порядка 120–140 детей в год. Они становятся настоящими патриотами России, влюбляются в нашу страну», — считает Александр Галицких, председатель Центрального совета Фонда «Интеркультура», председатель Общественной палаты Кировской области 3 и 4 созывов, заместитель председателя Правительства Кировской области 2004–2016 гг., Заслуженный учитель Российской Федерации. Тем не менее российские школы не могут полностью присутствовать в системе международного образования в виду отсутствия у них возможности приглашать иностранных школьников в Россию на обучение на срок более 90 дней.
Кому и как мешает данная нестыковка в законодательстве? Почему этот вопрос важен именно сейчас? Одной из российских некоммерческих организаций, реализующих прием иностранных школьников по долгосрочным культурно-образовательным программам обмена, является Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Интеркультура». Его основная цель — познакомить иностранных молодых людей с Россией, ее культурой и народами, помочь в изучении русского языка. Участники программы живут в российских волонтерских принимающих семьях и обучаются в общеобразовательных школах в 21 регионе РФ. По словам Нонны Коврижных, исполнительного директора МБОФ «Интеркультура» (AFS России): «После 27 лет успешной работы, приняв более 5 000 школьников из 60 стран мира, мы стали испытывать сложности с приглашением участников на учебу на срок более 90 дней. Несмотря на это школы, много лет сотрудничающие с фондом “Интеркультура”, приглашали иностранных школьников на обучение, понимая всю важность такой возможности как для иностранцев, так и для российских детей, семей и школ. Сейчас сделать это становится все сложнее, поэтому мы хотели бы как можно быстрее вернуть процесс приглашения иностранных школьников на долгосрочные программы обмена в правовое поле».
В данном случае речь идет о Ст. 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на основании которого школа может пригласить иностранного школьника на учёбу. Однако в Разделе 5 Приказа МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ «Об утверждении Перечня "Цели поездок"» (п.61–65) продлить обыкновенную учебную визу на срок более трех месяцев разрешается только по ходатайству вузов, средних специальных и профессиональных учебных заведений.
Под лежачий камень вода не течёт
По словам Нонны Коврижных, «работа по решению данного вопроса ведется Фондом с 2018 г. Были проведены встречи и направлены обращения бывшему министру просвещения РФ О. Ю. Васильевой, депутатам ГД РФ, а также в Общественную палату РФ, в МВД РФ и Главное управление по вопросам миграции МВД России. Все полученные ответы положительные. Мы понимаем, что изменения в законодательство вносятся в надлежащем порядке, и мы хотели бы, чтобы этот процесс шёл более интенсивно, т.к. задержка с реализацией изменений может помешать проведению международных культурно-образовательных программ для школьников». Ольга Васильева после встречи с председателем Совета Фонда «Интеркультура» А. Галицких в ноябре 2018 г. сообщила: «То, что сотни детей хотят приехать и приезжают в российские школы на годовое обучение, — это очень интересная для нас история. Интересная в первую очередь с точки зрения экспорта российского образования: мы должны активнее продвигать русскую культуру и русский язык за рубежом. Постараемся в этом помочь». Однако впоследствии Министерство просвещения так и не выступило с необходимой законодательной инициативой.
МБОФ «Интеркультура» принимает в России иностранных школьников из государств-партнёров. На учебу приезжают молодые люди из стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Они живут в российских волонтерских семьях в различных регионах РФ, учатся в средних общеобразовательных школах, изучают русский язык, русскую культуру. Россия одна из очень немногих из государств-участников AFS, кто не испытывает больших трудностей с размещением иностранных школьников в российских семьях — интерес к приему молодых людей из-за границы большой, несмотря на то что все семьи принимают ребят без какой-либо материальной помощи. «Вятская гуманитарная гимназия участвует в программе обмена по нескольким причинам: программа AFS даёт возможность нашим ученикам узнать культуру, традиции, быт, язык других стран, что называется, живьём. Она даёт им возможность чувствовать себя “гражданами мира”, не замыкаясь только в рамках своей школы и города. Программа даёт возможность школе расширить своё образовательное пространство — от г. Кирова до всего мира. Программа даёт возможность ученикам, учителям и родителям презентовать Россию, российскую многонациональную культуру во всей красе и с самой лучшей стороны своим зарубежным друзьям и партнёрам»,— полагает директор КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка» Валерия Вологжанина.
Фонд «Интеркультура» активно работает на продвижение российского образования, культуры и изучения русского языка, однако статистика приёма иностранных школьников по долгосрочным программам обмена остается невысокой — всего 120–140 учащихся в год. Помимо основных программ, Фонд «Интеркультура» также реализует короткие двусторонние программы и визиты, образовательные семинары для волонтеров и для учителей школ-партнёров, конкурсы для иностранных школьников (Конкурс «Зеркало русской души», конкурс «Я учу русский язык» для учащихся из стран, где учат русский язык как иностранный в школе). Он также сотрудничает с посольствами различных стран в проведении мероприятий и конкурсов для российских школьников.
Беда не приходит одна
В 2019–2020 гг. организация вынуждена справляться с двойной нагрузкой: обострившийся визовый вопрос и пандемия. По словам Нонны Коврижных, пандемия COVID-19 внесла свои коррективы как в работу российской НКО, так и в работу партнеров за рубежом. «Максимально возможное количество участников были репатриированы в свои страны еще в марте-апреле 2020 г. Вместе с экспертами в области здравоохранения и представителями правительств стран AFS внимательно следит за распространением COVID-19 во всех странах-партнёрах. AFS по всему миру на связи с волонтёрами, участниками и семьями. Нашим приоритетом номер один является защита здоровья, безопасности и благополучия наших участников во всем мире. Поскольку вирус достиг пандемических масштабов и поскольку правительства ввели различные ограничительные меры (в том числе временно приостановили работу школ, отменили крупномасштабные мероприятия и ограничили поездки), мы приняли трудное и необходимое решение о досрочном прекращении всех существующих программ приёма и поэтапном возвращении всех участников в их родные страны и семьи. В тех случаях, когда участники должны оставаться в принимающей стране дольше (например, из-за того, что поездка в настоящее время невозможна или когда участник плохо себя чувствует), AFS продолжает предоставлять свои услуги и поддержку и внимательно следить за каждым случаем, чтобы держать семьи участников в курсе организации трансфера в складывающейся ситуации. Безопасность и благополучие участников всегда являются нашим главным приоритетом», — сообщила Нонна Яковлевна. В ситуации с визовым вопросом организация возлагает большие надежды на первого заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Светлану Журову, которая готовит законодательную инициативу об упрощении получения разрешения на учебу для иностранных старшеклассников в российских школах.
Существующую проблему она рассматривает и с других не менее важных позиций: «Детям наших соотечественников, которые хотят учиться в российских школах, сейчас довольно сложно получить разрешение на учебу, — объясняет С. Журова. — Они считаются иностранцами, и могут находиться в России только краткосрочно. Поэтому, обучаясь в школах, дети вынуждены периодически покидать пределы страны. Они не могут находиться долгое время здесь, как, например, иностранные студенты». Светлана Журова уточнила, что сейчас законопроект находится на стадии согласования с ведомствами. Депутат планирует внести его на рассмотрение Государственной думы только после того, как Россия справится с эпидемией COVID-19.
Понимание чужой культуры в нашем глобализованном мире
Многие иностранные школьники возвращаются в Россию и продолжают здесь свое образование, обучаясь в российских университетах. Иностранные «выпускники» AFS успешно работают на совместных предприятиях, в посольствах своих стран в России, в иностранных средствах массовой информации, рассказывающих о России или работающих в нашей стране. Программа приёма — это программа, снимающая страхи и стереотипы, которые обычно есть у жителей других стран, когда они думают о «холодной и недружелюбной» России.
***
Я первый раз приезжал в Россию в 1996-ом году по программе AFS. Тогда я жил в Нижнем Новгороде в русской семье и учился в школе No 35. До этого я не знал ни одного слова на русском языке. В течение года я не только изучал русский язык, но и познакомился с русским миром.
Благодаря этому опыту я уже являюсь доктором исторических наук и приглашенным профессором в Институте стран Азии и Африки МГУ. В течение последних 20 лет работаю в российских архивах с документами по различным аспектам российско-турецких отношений, и занимаюсь актуальными проблемами внешней политики. Мной опубликовано больше 15 книг как на родном турецком, так и на иностранных языках, в том числе на русском.
С уважением,
Мехмет Перинчек
«Понимание чужой культуры в нашем глобализованном мире — важнейшая компетенция, без которой трудно представить себе будущее человечества. В этом отношении программы Фонда “Интеркультура” решают сразу несколько задач. Это и распространение знаний о культуре России, знакомство российских школьников с культурой жителей других стран, воспитание толерантности и эмпатии, развитие традиций волонтёрства. Очень важно, чтобы государство помогало решать эти задачи. Программы школьных обменов, реализуемые Фондом, были начаты в 1989 г. по инициативе Госкомитета по народному образованию СССР. Более 30 лет волонтеры и работники Фонда, несмотря на объективные и субъективные трудности, занимаются благородной работой по преодолению межкультурных барьеров и распространению знаний о культуре России. Надеюсь, что деятельность Фонда будет продолжаться ещё много лет», — полагает Сергей Филонович, доктор физико-математических наук, профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», один из учредителей Фонда «Интеркультура», председатель Центрального совета Фонда «Интеркультура» 1992–2001 гг.
***
Поиск актуальной общероссийской статистики по реализации международных школьных обменов, в частности по приёму иностранных школьников из стран дальнего зарубежья по долгосрочным программам обмена, не даёт положительных результатов. Можно найти обрывочные сведения по некоторым образовательным организациям или по отдельным регионам.
По данным издания «Ведомости», в 2016–2017 учебном году в российских школах обучались более 125 тыс. иностранных граждан. В основном в российских школах учатся дети из семей мигрантов из стран СНГ. Среди граждан дальнего зарубежья большей популярностью пользуются кратковременные образовательные программы в России, курсы русского языка и программы межкультурного обмена».
Почему среди граждан дальнего зарубежья школьного возраста большей популярностью пользуются именно краткосрочные образовательные программы в России? Потому что у школ нет возможности приглашать иностранных школьников в Россию на обучение на срок более 90 дней. Те же «Ведомости» приводят в пример приоритетный проект «Экспорт образования», где «ставка сделана на приток иностранных студентов в российские вузы. Но чтобы реализовать эту задачу, нужно развивать и работу со школьниками». В паспорте приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» указано, что «в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании», на что сейчас возлагает свои надежды и Фонд «Интеркультура».
В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Портал «Российское образование для иностранных граждан» сообщает, что «обучаться в общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня».
Свет в конце тоннеля для школ, которые хотели бы участвовать в экспорте российского образования и приглашают иностранцев на долгосрочные межкультурные программы обмена, — внесение изменений в соответствующие законодательные акты, позволяющие продлить учебную визу, полученную школьником на основании приглашения от учреждения общего среднего образования, по ходатайству учреждения общего среднего образования на срок более 90 дней.
Справка
Фонд «Интеркультура» является российским членом международной некоммерческой неправительственной организации «AFS Intercultural Program, Inc.», с 1947 г. осуществляющей многонациональные культурно-образовательные программы для школьников в 60 странах мира, в том числе и в Российской Федерации, под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы.