Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Елена Карпинская

Заместитель программного директора РСМД

В декабре 2020 года было объявлено о завершении Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров (Проект 5-100). Сложно оспаривать значимость Проекта 5-100 для развития российских университетов и российской системы образования в целом. Тем не менее имеет смысл оценить выполнение отдельных задач по трансформации университетов, которые он был призван обеспечить.

Среди задач, заложенных в проекте, были обозначены интернационализация всех областей деятельности университетов и рост экспорта образовательных услуг. Обе эти задачи трудно реализуемы без учета необходимости развития системы позиционирования на международном образовательном рынке, продвижения бренда университета, его образовательных продуктов, научно-исследовательских возможностей и достижений в международном пространстве. При этом в современных условиях сложно переоценить роль интернет-ресурсов вузов, будь то сайт или аккаунты в социальных сетях, которые стали не просто важнейшим средством международной коммуникации, но и наиболее значимым и эффективным каналом экспорта услуг на международные образовательные и научные рынки.

Российский совет по международным делам с 2013 года занимается изучением вопросов электронной интернационализации российских вузов. По результатам исследования РСМД разработал методологию оценки англоязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях вузов и на регулярной основе проводит оценку электронной интернационализации ведущих российских университетов, в выборку которых входят все 21 университетов-участников Проекта 5-100. Последнее позволяет взглянуть на динамику англоязычных ресурсов данной группы университетов и сделать ряд выводов касательно эффективности проекта и результатах его реализации с точки зрения позиционирования участников проекта в международном образовательном пространстве.

Полученный по результатам исследований массив данных позволяет выявить ряд проблем, с которыми сталкивается развитие электронных ресурсов ведущих российских университетов.

Ряд разделов за последние годы показывают незначительный прирост либо отрицательную динамику развития, что говорит о том, что внутри значительного числа университетов не налажена работа по актуализации представленной на сайте информации. Это, к примеру, касается разделов «Образовательные программы», «Поступление в университет» и «Новости».

Самыми полными по представленной информации остаются с 2015 г. разделы «Об университете» (89,5 %), «Контакты» (86,7 %), «Поступление» (85,2 %), «Миссия» (84,1 %) и «Новости» (77,8 %). Большинство из этих разделов являются базовыми для университетского сайта и не требуют больших ресурсов для поддержания. При этом наименее заполненными блоками, требующими серьезной работы и вложений, остаются разделы «Карьера» (18,4 %), «Выпускники» (28,6 %), «Библиотека» (32 %) и «Подразделения и факультеты» (40,8 %). Стоит отметить, что по первым трем разделам российские университеты отстают от ведущих зарубежных вузов, что является серьезным препятствием для развития российскими университетами своего экспортного потенциала.

Наименьшее развитие за последние пять лет получили разделы «Образовательные программы» (прирост составил 9,5 %), «Подразделения и факультеты» (прирост составил 6,8 %) и «Выпускники» (прирост составил 10,2 %). Если тенденция продолжится, это может негативно сказаться на росте экспорта российского образования, учитывая низкую степень проработки данных разделов к настоящему времени (средняя степень заполнения указанных разделов — менее 50 %).

В декабре 2020 года было объявлено о завершении Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров (Проект 5-100). Сложно оспаривать значимость Проекта 5-100 для развития российских университетов и российской системы образования в целом. Тем не менее имеет смысл оценить выполнение отдельных задач по трансформации университетов, которые он был призван обеспечить.

Среди задач, заложенных в проекте, были обозначены интернационализация всех областей деятельности университетов и рост экспорта образовательных услуг. Обе эти задачи трудно реализуемы без учета необходимости развития системы позиционирования на международном образовательном рынке, продвижения бренда университета, его образовательных продуктов, научно-исследовательских возможностей и достижений в международном пространстве. При этом в современных условиях сложно переоценить роль интернет-ресурсов вузов, будь то сайт или аккаунты в социальных сетях, которые стали не просто важнейшим средством международной коммуникации, но и наиболее значимым и эффективным каналом экспорта услуг на международные образовательные и научные рынки.

Российский совет по международным делам с 2013 года занимается изучением вопросов электронной интернационализации российских вузов. По результатам исследования РСМД разработал методологию оценки англоязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях вузов и на регулярной основе проводит оценку электронной интернационализации ведущих российских университетов, в выборку которых входят все 21 университетов-участников Проекта 5-100. Последнее позволяет взглянуть на динамику англоязычных ресурсов данной группы университетов и сделать ряд выводов касательно эффективности проекта и результатах его реализации с точки зрения позиционирования участников проекта в международном образовательном пространстве.

Результаты исследования показывают лидирующее положение по показателю индекса электронной интернационализации НИУ «Высшая школа экономики», Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ) и Российского университета дружбы народов (РУДН). Англоязычные версии сайтов указанных вузов заполнены более чем на 67 %. НИУ ВШЭ за весь период исследования (с 2015 по 2020 год) сохраняет за собой первое место и демонстрирует значительный отрыв от других лидеров рейтинга. Разрыв в баллах между остальными значительно сократился за последние годы, что говорит о возросшем уровне конкуренции.

Анализ данных позволяет выделить ряд университетов, которые за последние пять лет больше всего продвинулись в вопросах позиционирования в международном интернет-пространстве. Это Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (степень заполнения англоязычного портала повысилась на 40,7 %), Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ЮУрГУ) (на 34,3 %), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) (на 28,7 %), Сибирский федеральный университет (СФУ) (на 25 %), ТГУ (на 24 %) и УрФУ (на 23 %).

Что касается общей динамики всей группы университетов-участников Проекта 5-100, то нельзя не отметить положительный рост в период с 2015 по 2020 год. Индекс электронной интернационализации вырос на 17 %. Наибольший рост университеты показывали в период с 2015 по 2018 год.

Наибольший прирост с 2015 по 2020 г. наблюдался по таким разделам, как «Основные показатели» (на 40 %), «История» (на 30,48 %), «Руководство и сотрудники» (на 24,3 %), «Миссия» (на 23,8 %) и «Научные исследования» (на 22,6 %).

Несмотря на общую положительную динамику развития, результаты последнего исследования, представленного в опубликованном РСМД в июле 2020 года докладе «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2020 г.)», показывают, что всего у 19 % университетов-участников Проекта 5-100 англоязычные версии сайта заполнены более чем на 70 %. Средняя по группе степень заполненности сайта необходимым для зарубежных пользователей контентом достигла к 2020 году лишь 61 %. В последние годы темпы развития замедлились — уровень содержательного наполнения сайтов повысился в 2020 году всего на 1,4 % по сравнению с предыдущим годом.

Полученный по результатам исследований массив данных позволяет выявить ряд проблем, с которыми сталкивается развитие электронных ресурсов ведущих российских университетов.

Ряд разделов за последние годы показывают незначительный прирост либо отрицательную динамику развития, что говорит о том, что внутри значительного числа университетов не налажена работа по актуализации представленной на сайте информации. Это, к примеру, касается разделов «Образовательные программы», «Поступление в университет» и «Новости».

Самыми полными по представленной информации остаются с 2015 г. разделы «Об университете» (89,5 %), «Контакты» (86,7 %), «Поступление» (85,2 %), «Миссия» (84,1 %) и «Новости» (77,8 %). Большинство из этих разделов являются базовыми для университетского сайта и не требуют больших ресурсов для поддержания. При этом наименее заполненными блоками, требующими серьезной работы и вложений, остаются разделы «Карьера» (18,4 %), «Выпускники» (28,6 %), «Библиотека» (32 %) и «Подразделения и факультеты» (40,8 %). Стоит отметить, что по первым трем разделам российские университеты отстают от ведущих зарубежных вузов, что является серьезным препятствием для развития российскими университетами своего экспортного потенциала.

Низкий уровень заполненности блоков «Карьера», «Выпускники», «Библиотека» и «Подразделения и факультеты» может негативно сказаться на привлечении иностранных абитуриентов и научно-педагогических кадров. Раздел «Карьера» существенно влияет на выбор абитуриента, который делает его осознанно с целью успешного трудоустройства по завершении прохождения обучения. Раздел «Выпускники» также подкрепляет выбор в пользу университета. Стоит также отметить, что отсутствие информации в разделе говорит в большинстве случаях о том, что университеты не ведут серьёзную систематическую работу с зарубежными выпускниками, которые по обширному международному опыту являются мощным каналом продвижения образовательных программ вуза. Слабый уровень проработанности раздела «Библиотека» ведет к тому, что университеты теряют потенциальных студентов и сотрудников, которые обращают внимание на содержание данного раздела, поскольку обеспечивает необходимыми для проведения научных исследований материалами.

Наименьшее развитие за последние пять лет получили разделы «Образовательные программы» (прирост составил 9,5 %), «Подразделения и факультеты» (прирост составил 6,8 %) и «Выпускники» (прирост составил 10,2 %). Если тенденция продолжится, это может негативно сказаться на росте экспорта российского образования, учитывая низкую степень проработки данных разделов к настоящему времени (средняя степень заполнения указанных разделов — менее 50 %).

Хотя Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров к настоящему времени завершен, хотелось бы выразить надежду, что университеты продолжат развитие своих англоязычных ресурсов как в целях интернационализации университетов в целом и продвижения своего бренда в международном пространстве, так и в целях более эффективного решения задач повышения конкурентоспособности российского образования и науки.

Впервые опубликовано в Бюллетене Счетной палаты РФ. Университеты № 2 (279) 2021.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся