Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Виктор Катона

Эксперт РСМД

Когда 30 июня представители компании ExxonMobil заявили об успешном применении исследовательской скважины Liza-2 на месторождении Stabroek, находящемся в 193 км от побережья Гайаны на глубине 1750 м, эта небольшая латиноамериканская страна внезапно оказалась на пороге вхождения в клуб ведущих нефтегазовых государств континента. Предполагается, что запасы месторождения Stabroekмогут составлять до 1,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента (порядка 200 млн т н.э.). Запасы Stabroek не являются рекордными — на месторождении Ghawar в Саудовской Аравии в год добывается больше, чем объем запасов этого блока, однако для не имеющей никакой опыт с добычей углеводородного сырья Гайаны они имеют огромное значение, так как могут привести к оживлению экономической активности в одной из самых отсталых латиноамериканских стран.

 

Первые предположения о том, что Гайана может обладать значительными запасами нефти, стали выдвигаться после того, как соседняя Венесуэла начала разработку гигантских месторождений Mene-Grande и Barroso. Геологическая структура Гайаны весьма близка по своему составу и форме венесуэльской, поэтому проведение разведочных работ казалось прогрессивным шагом. Ровно сто лет назад, в 1916 г., начались разведочные работы на суше Гайаны, не давшие в итоге положительного результата. В 1960–1970-х гг. разведка велась уже на прибрежных и шельфовых участках. Открытые в это время месторождения не стали разрабатывать из-за недостаточно привлекательных коммерческих показателей. В начале 2000-х гг. разведочная деятельность велась еще дальше от побережья, еще глубже, чем прежде, и именно на этой стадии произошел долгожданный прорыв.

 

Фото: caribbeannationalweekly.com

 

Согласно выданной в 1999 г. лицензии, блок Stabroek будет разрабатываться на основе договора о разделе продукции (50%–50%), причем государство будет компенсировать большую часть капитальных и оперативных издержек проекта. Государство предполагало поместить эти финансовые ресурсы в государственный инвестиционный фонд, чтобы способствовать экономическому развитию Гайаны, в то время как нефтяным компаниям позволяется использовать добытую нефть по собственному усмотрению. Однако в начале июля правительство Гайаны заявило о необходимости пересмотра лицензии на блок Stabroek.

 

Цель правительства заключается в максимально возможном привлечении граждан Гайаны к разработке проекта, вкупе с их профессиональным обучением, а также внедрении требований местного содержания. Строительство специализированных учебных заведений для молодых гайанских специалистов — реализуемая цель, однако использование компонентов, товаров и услуг местного содержания вызывает лишь сомнения ввиду крайне примитивного характера экономики Гайаны. ВВП Гайаны в 2015 г. составлял 3,16 млрд долларов, причем  основными экспортными товарами страны стали золото, сахар, бокситы, рис и креветки. Таким образом, правительству придется тщательно взвешивать свои требования, стремясь одновременно добиться как можно большего социального эффекта от нефтедобычи и не отпугнуть зарубежных инвесторов.

 

Открытие нефтяного месторождения может стать трамплином для преодоления порочного круга нищеты в Гайане. Однако имеется и ряд факторов, которые могут затруднить достижение этой цели. Уровень коррупции в стране, в том числе в рядах государственной нефтяной компании GUYOIL, является запредельным (Гайана занимает 137 место в списке Doing Business Группы Всемирного банка). Политические партии разделены по этническому признаку — руководившая страной Народная прогрессивная партия (PPP) представляет интересы восточно-индийского населения, в то время как находящаяся ныне у власти коалиция «Партнерство для национального единства» (APNU) имеет поддержку афрогайанского населения. PPP регулярно угрожает пересмотреть любые решения APNU в случае победы на парламентских выборах 2019 г., и «нефтяной вопрос» — не исключение. Тем не менее политическая конфронтация сможет лишь замедлить ход развития шельфовых проектов Гайаны, так как ExxonMobil— слишком серьезный партнер, чтобы власти Гайаны рисковали его потерей вследствие этнических распрей.

 

Существенно более серьезным препятствием для осуществления проекта может в перспективе стать неурегулированный территориальный спор с Венесуэлой. Наиболее перспективные нефтяные месторождения Гайаны, в том числе и блок Stabroek, находятся на шельфе региона Эссекибо, который, по мнению Каракаса, является венесуэльской территорией. Сразу после первых успешных бурений на блоке Stabroek президент Венесуэлы Н. Мадуро утвердил президентский декрет №1787, включающий в себя претензии на оспариваемый регион.

 

История спора восходит к решению Парижского арбитража 1899 г., присудившего эту территорию Великобритании. После образования независимой Гайаны стороны в 1966 г. подписали Женевские соглашения, согласно которым урегулирование вопроса о принадлежности региона Эссекибо откладывается на неопределенное время. Венесуэла все это время не отказывалась от своих претензий и, когда Гайана предоставила первые концессии нефтяным компаниям, вновь заявила о том, что считает Эссекибо своей территорией. Рассмотрением спора по региону Эссекибо занимается техническая комиссия ООН, однако даже в случае решения ООН Венесуэла не обязана соглашаться на неблагоприятный исход судебного дела, не являясь подписантом Конвенции ООН по морскому праву и, соответственно, не признавая юрисдикцию Международного трибунала ООН для распределения территориальных вод и исключительной экономической зоны.

 

В целом, Гайане необходим некий начальный толчок, который будет способствовать экономическому росту. Будучи небольшим государством с 800-тысячным населением, Гайана — один из центров наркоторговли в Латинской Америке, имеет самые высокие показатели суицида в мире и самый высокий уровень миграции трудоспособного населения в Южной Америке. Не использовать предоставленный шанс было бы сродни преступлению.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся