Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Николай Мурашкин

PhD, исследователь-японист, научный сотрудник Института Азии Университета Гриффита (Австралия), специалист по международным отношениям в Восточной Азии, эксперт РСМД

В российско-японских отношениях продолжается информационное зондирование почвы вокруг способов разрешения территориального вопроса. Брат премьер-министра Синдзо Абэ Нобуо Киси, занимающий должность старшего вице-министра иностранных дел, а затем и глава МИД Фумио Кисида не исключили варианта с передачей двух малых спорных островов — что было бы смягчением жесткой линии Токио, традиционно выдвигавшего претензии на все четыре острова.

 

В качестве основного «пряника» Япония все активнее использует предложение многомиллиардного экономического сотрудничества с Россией, разрекламированное японским руководством в беспрецедентных масштабах — как в плане конкретики, так и объемов возможных инвестиций. Вопросом остается, что скажет японское купечество.

 

REUTERS/Toru Hanai

 

В наиболее недавних из озвучивавшихся цифр фигурировала сумма в 1 трлн иен, что эквивалентно 9,6 млрд долларов США, и 41 проект. Значительная часть предлагаемого пакета — инвестиции в крупные инфраструктурные и технологические объекты российского Дальнего Востока: порты Владивосток, Восточный, Зарубино и нефтеперерабатывающий завод под Владивостоком. В области энергетики к давно обсуждаемому проекту энергомоста Сахалин-Хоккайдо в последние годы добавился интерес японских компаний к арктическим газовым месторождениям, в частности, проекту «Ямал СПГ». Таким образом, масштабность заявляемых проектов предполагает, как минимум, предварительное согласование их японским руководством с коммерческими агентами — торговыми домами, промышленными концернами и банками.

 

Могут ли японские власти директивно указывать бизнесу куда идти? Вопреки (или благодаря) тесной спайке государственного и частного сектора, послевоенная Япония не отличалась «дирижизмом» в экономике. Модель взаимодействия государственных и частных акторов на энергетических рынках, сложившуюся в Японии к концу 1980-х гг., американский исследователь Ричард Самуэльс назвал «государством-гарантом», подразумевая под этим, что «японское государство пронизывает рынок, но не ведет и не направляет частные интересы и не надзирает над ними». Хотя со времени создания этой концепции минули почти три десятилетия с различными реформами, сильно затронувшими японскую экономику, эта характеристика может получить новое наполнение в правление Синдзо Абэ. Реформы Абэ, известные как «абэномика», характериризовались экспертами не только как кейнсианство, но и даже как госкапитализм в духе России, Китая и Сингапура. Так или иначе, но роль государства в экономике при С. Абэ усилилась. Так, одним из побочных эффектов интервенций государства на рынке ценных бумаг стало троекратное увеличение пакетов акций в более чем 400 крупных компаниях (почти четверти из торгующихся на токийской фондовой бирже), контролируемых Банком Японии и государственным пенсионным фондом.

 

Конкретно в случае российских проектов значительными стимулами для японских частных компаний представляются государственное финансирование и подстраховка. Ключевыми игроками здесь будут такие «застрельщики» новых рынков, берущие на себя часть рисков, как ресурсная корпорация JOGMEC и Японский банк международного сотрудничества JBIC. Последний, например, недавно подтвердил заинтересованность в финансировании «Ямал СПГ». Кроме того, профильное Министерство экономики, промышленности и торговли сейчас возглавляет Хиросигэ Сэко, возглавлявший государственно-частный Координационный совет по развитию связей с Россией, а в сентябре назначенный С. Абэ министром по экономическому сотрудничеству с Россией. Да и сам японский частный сектор демонстрирует заинтересованность: так, в начале октября профильный комитет федерации крупного бизнеса Кэйданрэн подписал меморандум о сотрудничестве с Российско-Японским Деловым Советом. Текущая курсовая разница иены, все еще дорогой вопреки усилиям Токио, и дешевого рубля тоже благоприятна для японских инвестиций. Таким образом, конъюнктура вполне способствует активизации экономического взаимодействия. Российской стороной Японии предложено было сначала 49, а теперь уже 68 проектов сотрудничества в различных отраслях, от энергетики до сельскохозяйственного экспорта. Однако независимо от конечных объемов и направлений японских капиталовложений многое будет зависеть от российского налогового и правового климата на местах. Здесь японское государство-гарант без российского визави не обойдется.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся