Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Мурашкин

PhD, исследователь-японист, научный сотрудник Института Азии Университета Гриффита (Австралия), специалист по международным отношениям в Восточной Азии, эксперт РСМД

25–27 октября состоялся первый визит президента Филиппин Родриго Дутерте в Японию. Колоритный лидер совместил получение пакета военно-экономического содействия от премьер-министра Синдзо Абэ с требованием вывести американские базы с территории своей страны. Блогу «Азиатская грамота» этот внешнеполитический сюжет показался знакомым.

 

Хотя Р. Дутерте уже прочат лавры нового Уго Чавеса в плане беззастенчивой риторики — здесь можно вспомнить заявления венесуэльского президента о запахе серы, якобы исходившем от президента Джорджа Буша-младшего — о резком развороте Манилы говорить, скорее всего, преждевременно. Филиппинский лидер успел перекинуться парой слов с президентом США Б. Обамой на саммите АСЕАН, несмотря на свои оскорбительные высказывания в адрес последнего, и, скорее всего, найдет время для аналогичной встречи и на полях ноябрьского саммита АТЭС в Перу. Можно также задаться вопросом, осталась ли бы риторика Дутерте прежней, не будь Б. Обама «хромой уткой», да еще и с учетом нахождения американской внешней политики в Азии на развилке между возможными курсами Хиллари Клинтон (активизация) и Дональда Трампа (возможное сокращение присутствия). Отношения Филиппин, 70 лет назад переставших быть американской колонией, и США естественно содержат в себе одну из имманентных проблем всех неравных союзов — опасения «младшего» партнера оказаться покинутым, что подталкивает его как к перестраховке, так и к набиванию себе цены. Наконец, в сближении Дутерте с КНР важно не исключать и мотив «подслащения пилюли», то есть смягчения Манилой отрицательных последствий недавно выигранного судебного разбирательства против Пекина в отношении спорных участков Южно-Китайского моря. Иск Филиппин активно поддерживали и Япония, и США.

 

REUTERS/Eugene Hoshiko/Pool

Совместная пресс-конференция Р. Дутерте и С. Абэ

 

Что любопытно, пока многие эксперты-международники обсуждали, как именно Китай будет испытывать на прочность систему американских союзов в Восточной Азии (например, в Южно-Китайском море), этими испытаниями занялись сами союзники США в регионе. Поскольку Китай постепенно укрепляет свою роль второго полюса в азиатском международном порядке и вызывает все большую озабоченность в Вашингтоне, это создает благоприятные условия для повышения цены сотрудничества азиатскими партнерами США. При этом в оплате этой цены после «пересчета на новые деньги» нередко участвует и японский кошелёк. Однако только к «чековой книжке» японская дипломатия не сводится: Токио стремится служить балансиром в регионе и обеспечить свою экономическую безопасность.

 

Конкретно в этот визит филиппинского лидера японское руководство заострило внимание на двустороннем сотрудничестве в области морской безопасности, различных экономических проектах и кредитах общей суммой 210 млн долларов. Масштабы финансирования, казалось бы, меркнут по сравнению с 24 млрд долларов, недавно обещанных Филиппинам Китаем, однако эта разница обманчива. Япония еще с середины прошлого века один из ключевых экономических партнеров Филиппин: на нее приходится 14,5% филиппинской внешней торговли, а в 2015 г. более 16% всех прямых инвестиций в Филиппины поступили из Японии. Филиппинские предприятия десятилетиями являются важными звеньями цепочек добавленной стоимости японских корпораций. Заметно в Маниле и присутствие японской «мягкой силы»: от надписей, благодарящих Японское агентство по международному развитию (JICA) за финансирование того или иного объекта инфраструктуры, до вездесущей поп-культуры и лайфстайла. «Секьюритизация» и «стратегизация» японской помощи развитию, отчетливо наметившиеся в ходе второго премьерства С. Абэ, отразились и на отношениях с Филиппинами. Так, береговая охрана этого государства неоднократно получала японские катера (в том числе, в ходе визита Дутерте в Токио), Филиппины и Вьетнам выделялись японскими и американскими аналитиками как наиболее перспективные партнеры по безопасности в Юго-Восточной Азии, а Азиатский банк развития с японской подачи увеличил Маниле лимит финансирования.

 

Риторика Дутерте в отношении Вашингтона отчасти напоминает ситуацию середины 2000-х гг. в Центральной Азии. На саммите 2005 г. в Астане страны-участницы ШОС приняли заявление с требованием к США «определиться со сроками» нахождения своих военных баз в регионе. По требованию МИД Узбекистана в 2005 г. были выведены американские ВВС с базы Карши-Ханабад, хотя силовики обеих стран, если верить экспертам, были скорее против этого решения. Российские ВВС базой пользовались до очередного разворота Ташкента на Запад, в 2012 г. приостановившего членство в ОДКБ. Киргизское же руководство в течение десяти лет успешно лавировало между Москвой и Вашингтоном, до 2014 г. одновременно собирая платежи и за российскую авиабазу Кант, и за американскую базу Манас, в 2009 г. получившую название Центра транзитных перевозок. В этих условиях одной из целей активизации японского сотрудничества со странами Центральной Азии при премьере Коидзуми было предотвращение их крена в сторону Москвы и Пекина, в том числе за счет финансирования, хотя двусторонняя помощь конкретно Ташкенту была минимизирована после андижанских событий 2005 г. Отдельные эксперты даже характеризовали роль Токио как «доброго следователя», помогающего Вашингтону в регионе в деликатный момент. Впрочем, премьер С. Абэ в отношении Центральной Азии с Москвой в итоге предпочел сотрудничать, сосредоточившись на соперничестве с Пекином.

 

Но если Центральная Азия для Японии при этом не жизненно важный регион, в случае с Филиппинами ситуация обратная: как в свете вышеописанных двусторонних экономических отношений, так и ввиду зависимости Японии от Южно-Китайского моря как ключевой морской артерии. Поэтому в обозримом будущем президенту Дутерте, скорее всего, представятся и другие возможности проверить готовность Японии к задабриванию региональных партнеров. И хотя углубление сотрудничества с Манилой отвечает и внешнеполитическим, и экономическим интересам Токио, попеременное курсирование Дутерте к берегам Китая и Японии в случае своего долгосрочного успеха может создать прецедент, который будут копировать другие страны Юго-Восточной Азии. Как долго японский бюджет будет сохранять готовность к такому «масштабированию многовекторности» реципиентов на весь регион — покажет время.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся