Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Елена Карнаухова

Заместитель директора – директор Образовательной программы ПИР-Центра, аспирант ФМП МГУ имени М.В. Ломоносова

Украинские события 2022 г. актуализировали дискуссии о рисках ядерного конфликта, в частности ограниченной ядерной войны. Все последние 80 лет велась работа, чтобы сделать ядерный конфликт с ограниченным применением ядерного оружия более вероятным с теоретической, доктринальной и технической точек зрения. Это проявляется и в отношениях между Россией и странами НАТО.

Предпосылки «ядерного измерения» противоречий между Россией и НАТО были заложены еще в годы биполярного соперничества США и СССР. С распадом Советского Союза ядерные противоречия между Россией и странами НАТО стали приобретать более острый характер. Во-первых, активизировались дискуссии об ограниченном применении ядерного оружия и создании нового поколения ядерных боезарядов, которые не вызывали бы радиационное заражение местности и могли бы наноситься точечно по заглубленным целям. Во-вторых, США не пошли на вывод ядерного оружия из Европы. В-третьих, в связи с выходом США из Договора по ПРО 1972 г. Россия и США лишились такой подстраховки от ядерного конфликта, как ограничение противоракетных систем.

Само НАТО не отказалось от стратегии ядерного сдерживания, которая по-прежнему находится в основе оборонной стратегии альянса. Фактически современные доктринальные установки в отношении ядерного оружия продолжают базироваться на концепциях ограниченной ядерной войны 1960–1970-х гг. Однако современная ситуация имеет два существенных отличия от недавнего прошлого, если не считать появление новых военных технологий и доктринального обоснования возможности применения термоядерного оружия. Во-первых, Россия и США лишились важнейших подстраховок от ядерного конфликта, а именно высокого ядерного порога, ограничения противоракетных систем и отсутствия спорных вопросов в Европе. Во-вторых, биполярное противостояние между СССР и США было конфликтом равных, а сейчас США не признают право России на равенство в международных делах. Фактически каждый раз ответная реакция США на те или иные действия России имеет форму «акта возмездия за неповиновение». Украинский кризис 2022 г. является лишь доказательством данного тезиса.

В нынешних условиях в отношениях между Россией и НАТО рисков куда больше, чем возможностей для деэскалации. Последние сейчас не просматриваются, особенно в ядерной сфере. На фоне российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины и распространяющейся на Западе «отмены» России, противоречий между США и РФ, РФ и НАТО будет становиться еще больше. Европейские страны — члены НАТО могли бы инициативно выступить за нормализацию отношений между Россией и США или, по крайней мере, за начало переговорного процесса, но надеяться на политическую волю европейских стран не приходится.

Страны НАТО и Россия рискуют скатиться к новому «кризису евроракет» в Европе. Дискуссии об этом особенно важны в преддверии саммита НАТО в Мадриде в июне 2022 г., на котором будет принята новая Стратегическая концепция альянса на ближайшие 10 лет — NATO 2030. Действующим политикам не хватает элементарного взаимоуважения. Широкое прекращение на Западе сотрудничества с российскими экспертами и ограничение деятельности российских СМИ, каких бы взглядов на украинскую спецоперацию они не придерживались, приведут к сокращению возможностей для России доносить свою точку зрения до западной аудитории по экспертным каналам. Это говорит о том, что в ближайшее время мы будем наблюдать милитаризацию диалога между Россией и странами НАТО по ядерным вопросам, а именно повышение роли военных в переговорном процессе и усиление акцента на силовой фактор.

Украинские события 2022 г. актуализировали дискуссии о рисках ядерного конфликта, в частности ограниченной ядерной войны. Так, 29 марта 2022 г. в американской газете Wall Street Journal вышла программная статья «Бойтесь ядерной войны, а не изменения климата». Ее основной смысл заключается в том, что климатическая повестка вытеснила из международных обсуждений более серьезные проблемы, а именно ядерную проблематику. С такой точкой зрения можно согласиться лишь частично. По факту все последние 80 лет велась работа, чтобы сделать ядерный конфликт с ограниченным применением ядерного оружия более вероятным с теоретической, доктринальной и технической точек зрения. Это проявляется и в отношениях между Россией и странами НАТО.

События недавнего прошлого

Предпосылки «ядерного измерения» противоречий между Россией и НАТО были заложены еще в годы биполярного соперничества США и СССР. Североатлантический альянс был создан в условиях, когда США следовали стратегии сдерживания коммунизма, предполагавшей сдерживание оппонента в определенных территориальных границах (containment). С испытанием прототипа термоядерного заряда в 1952 г. США разработали новый вариант стратегии сдерживания — устрашение (deterrence), то есть воздействие на волю оппонента угрозой применения ядерного оружия (ЯО). В основу новой стратегии были положены две концепции: концепция массированного ядерного удара (massive retaliation) и концепция «нового взгляда» (new look). Для развития военного потенциала НАТО это имело три ключевых последствия.

Во-первых, формирование привилегированного военно-политического сотрудничества между США и Великобританией в ядерной сфере. Концепция «нового взгляда» исходила из целесообразности замены обычных вооружений на миниатюрные ядерные боезаряды, что позволило бы сократить расходы военного бюджета на поддержание американских войск в европейских странах — союзницах по НАТО, а также нивелировать советское превосходство в обычных вооружениях. Американские ядерные авиабомбы появились в Великобритании уже в 1954 г. В 1957 г. во время американо-британских переговоров США добились включения в итоговые документы пункта о взаимозависимости США и Великобритании в обороне и безопасности. В соответствии с договоренностями, на Британских островах были размещены американские ракеты средней дальности Skybolt. Кульминацией американо-британских договоренностей в ядерной сфере стало заключение Пакта Нассау в 1962 г. По его условиям, британский ядерный арсенал был включен в американскую систему ядерного планирования, а сами США обязались поставить в Великобританию ядерные ракеты Polaris в обмен на аренду базы для атомных подводных лодок.

Во-вторых, появление американского тактического ядерного оружия в Европе. На фоне создания советских межконтинентальных баллистических ракет США распространили такую «формулу взаимозависимости» на все страны НАТО. В 1957 г. альянс принял решение о создании запасов ядерных боеголовок. На заседании Совета НАТО в декабре 1957 г. удалось договориться о размещении американского ядерного оружия и средств доставки в Италии и Турции. В 1955–1963 гг. американское ядерное оружие появилось также в ФРГ, Турции, Нидерландах, Греции и Бельгии.

В-третьих, появилась проблема формирования ядерного потенциала НАТО. Размещение американского термоядерного оружия (ТЯО) в Европе ставило задачу обеспечения контроля над ядерным оружием. В конце 1950-х гг. США выдвинули идею многосторонних ядерных сил (МЯС) НАТО. Она была мотивирована необходимостью поддерживать сплоченность между союзниками, стремлением воспрепятствовать сотрудничеству между европейскими странами в ядерной сфере (прежде всего между ФРГ и Францией), желанием подтолкнуть Великобританию и Францию к отказу от собственных ядерных программ [1]. Создание многосторонних ядерных сил НАТО означало бы превращение НАТО в полноценный ядерный альянс. Переговоры по МЯС НАТО, однако, шли неудачно для США. Европейские страны — члены НАТО не были согласны с американскими предложениями. В частности, против МЯС НАТО выступила Франция, которая, опасаясь установления американского контроля над своим ядерным потенциалом, выступила с альтернативным проектом формирования европейских ядерных сил. В итоге в декабре 1966 г. НАТО утвердило создание Группы ядерного планирования как органа, ответственного за принятие решений по вопросам ядерной политики. В основе контроля над американским ядерным оружием в Европы лежала политика «ядерного участия» (nuclear sharing) [2], которая допускала, что в период военного времени США могут передавать контроль над американским ТЯО государствам — членам НАТО для выполнения боевых задач [3].

Таким образом, логика ядерного сдерживания была распространена и на деятельность Североатлантического альянса. В то же время в США зародилась концепция ограниченной ядерной войны (limited nuclear war) [4]. Она предполагала ограниченное применение ТЯО в региональном конфликте в отношении ограниченного типа целей [5]. В понимании ограниченной ядерной войны в США было два концептуальных сдвига.

Изначально на официальном уровне концепция ограниченной ядерной войны была принята в США в виде концепции гибкого реагирования (flexible response), которая включала в себя три ключевых элемента: 1) высокий ядерный порог — ведение боевых действий на основе конвенциональных вооружений в начале конфликта; 2) ограниченное применение ЯО в целях деэскалации конфликта; 3) нанесение контрсилового ядерного удара или применение ядерного оружия в отношении стратегических военных объектов (например, пусковых установок) противника вместо ударов по городам и населению. Эти же идеи были положены в основу четвертой Стратегической концепции НАТО, принятой в декабре 1967 г. (финальная версия была утверждена в январе 1968 г.).

Дмитрий Стефанович, Александр Ермаков:
Возможно ли неядерное сдерживание?

Технической основой для ведения ограниченной ядерной войны стали ракеты средней и меньшей дальности (РСМД) с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Их появление позволило перейти к еще более ограниченному применению ЯО, которое нашло свое воплощение в доктрине американского министра обороны Дж. Шлессинджера. Применение РСМД с РГЧ ИН делало возможным нанесение мгновенного удара по командным пунктам, каналам связи и центрам военно-политического руководства противника. В 1977 г. Советский Союз разместил в Европе (ГДР, ЧССР) РГЧ ИН. В 1979 г. НАТО приняло «двойное решение», в соответствии с которым США должны были разместить свои РСМД в Европе, если им не удастся договориться с Советским Союзом о выводе советских РСМД к 1983 г. Реализация этого решения в 1983 г. подтолкнула СССР к размещению дополнительных ракет средней дальности в Польше и ГДР. В целом, позиции Советского Союза были слабее американских, потому что с учетом подлетного времени советские ракеты должны были бы достичь США в течение 40 минут, а американские ракеты в Европе ударили бы по советской территории спустя четыре-пять минут после запуска. События 1983 г. вошли в историю как «кризис евроракет», когда впервые со времен Карибского кризиса две сверхдержавы стояли на пороге регионального ядерного конфликта. Таким образом, с технической и теоретической точек зрения именно Европа рисковала стать первым театром военных действий с применением ядерного оружия (если не считать американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 1945 г.).

Однако этого не произошло. Большую роль в снижении ядерной угрозы в Европе сыграл «хоровод смертей» — смена политического руководства в СССР. В 1984 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.А. Андропов, в 1985 г. — К.У. Черненко [6]. Новым руководителем СССР стал М.С. Горбачев, автор концепции «нового политического мышления», основной смысл которой предполагал прекращение биполярного соперничества между СССР и США и реализацию советской внешней политики исходя из «общечеловеческих принципов». В ноябре 1985 г. М.С. Горбачев встретился с американским президентом Р. Рейганом. Итогом женевских переговоров стала «формула Рейгана — Горбачева», согласно которой в ядерной войне не может быть победителя, а потому она не должна быть развязана.

Результатом советско-американских переговоров стала серия договоренностей в области мер доверия и контроля над вооружениями [7]. Сокращения коснулись и тактического ядерного оружия США и СССР. В сентябре 1991 г. американский президент Дж. Буш-старший в одностороннем порядке объявил сокращение американского ТЯО в Европе. Аналогичное заявление сделал и М.С. Горбачев касательно советского арсенала. Интерес руководства США к ТЯО снизился в условиях распада СССР, ОВД и подписания в 1990 г. Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который устанавливал лимиты на несколько категорий конвенциональных вооружений [8]. С заключением ДОВСЕ Советский Союз фактически лишался своего превосходства в обычных вооружениях. Парижская хартия для новой Европы, подписанная вместе с ДОВСЕ в ноябре 1990 г., ознаменовала наступление новой эры демократии, мира и единства и окончания эры конфронтации и раскола в Европе [8].

Так что по факту?

Фактически эти слова остались только на бумаге, поскольку с распадом Советского Союза ядерные противоречия между Россией и странами НАТО стали приобретать более острый характер.

Во-первых, активизировались дискуссии об ограниченном применении ЯО и создании нового поколения ядерных боезарядов, которые не вызывали бы радиационное заражение местности и могли бы наноситься точечно по заглубленным целям. В 1998 г. США во время бомбардировок Югославии применяли боеприпасы с обедненным ураном. Несмотря на то, что такой тип боеприпасов не относится к ТЯО, бомбардировки НАТО привели к серьезным радиационным заражениям на территории Югославии и современной Сербии. Операции НАТО на Балканах, как и численное расширение альянса актуализировали концепцию ограниченного применения ЯО и в России [8]. Использование НАТО бомб с обедненным ураном, которые все равно привели к радиационному заражению, создавало новые риски, связанные с ослаблением психологических барьеров перед ядерным оружием малой мощности. «Обзор ядерной политики», принятый в США в 2002 г., подтверждал возможность применения ядерного оружия в региональных конфликтах, обосновывал целесообразность понижения ядерного порога, развертывания стратегической ПРО и создания сверхмалого ядерного оружия. При администрации Д. Трампа (2016–2021 гг.) в США завершилось производство ядерных боеголовок малой мощности W76-2 для баллистических ракет на подводных лодках Trident II (принятый при администрации Д. Трампа «Обзор ядерной политики» также предполагал возможность применения ТЯО в целях деэскалации конфликта). Аналогичный ракетный комплекс используется и ВМФ Великобритании. Не стоит исключать появления американского ЯО малой мощности и на АПЛ, которые стоят в портах европейских стран в рамках системы передового базирования. Наращивание парка ядерных вооружений малой мощности в настоящий момент рассматривается в США как инструмент сдерживания России и реагирования на российскую угрозу.

Во-вторых, США не пошли на вывод ядерного оружия из Европы. Недостатком процесса сокращения ТЯО в начале 1990-х гг. было отсутствие четкого и регламентированного международного режима с правилами и нормами, обязательными для исполнения. К началу 2000-х гг. сокращения ТЯО со стороны США и России прекратились. Само сокращение ТЯО продемонстрировало сложность и неоднозначность этого процесса: основная проблема заключалась в обеспечении контроля над сокращениями в условиях, когда большинство носителей ТЯО имели двойное назначение, то есть могли использоваться как в ядерном, так и неядерном оснащении [8]. Несмотря на российско-американские консультации по вопросам ТЯО, выработать меры контроля не удалось, а на фоне обострения ситуации вокруг Украины в 2013 г. переговоры по ТЯО были свернуты. Само НАТО, несмотря на отказ от наследия и логики холодной войны, не отказалась от стратегии ядерного сдерживания, которая по-прежнему находится в основе оборонной стратегии альянса. Страны НАТО продолжают реализовывать политику «ядерного участия», проводя учения, моделирующие ядерную войну. Например, в октябре 2021 г. отработали сценарии ядерной войны в рамках учений «Стойкий полдень» (Steadfast Noon).

В-третьих, в связи с выходом США из Договора по ПРО 1972 г. Россия и США лишились такой подстраховки от ядерного конфликта, как ограничение противоракетных систем. В 2004 г. в нарушение своих договоренностей с Россией Вашингтон решил развернуть на авиабазе Ванденберг (штат Калифорния) второй позиционный район наземного эшелона американской стратегической ПРО, а также модернизировать радиолокационные станции в Великобритании и Гренландии. В 2007 г. администрация Буша-мл. заявила о проектах по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе — в Чехии и Польше. В 2009 г. был принят Европейский поэтапный адаптивный подход (ЕвроПРО), который на практике означал формирование системы ПРО НАТО в районе Средиземного моря. В 2016 г., в соответствии с этим подходом, компоненты ПРО были введены в строй в Румынии. Построение системы ПРО в Европе не только обеспечивало «щит» НАТО от российских баллистических ракет. Размещение американских ракет-перехватчиков вблизи российских границ могло бы обеспечить и поражение ракет противника уже на его разгонном участке траектории полета [9]. Это существенно ослабляло потенциал России для ответно-встречного удара, если не нивелировало его вовсе. Модернизация Россией своего стратегического и нестратегического ядерного арсенала и развитие гиперзвуковых вооружений ставило на нет превосходство США в области противоракетной обороны. Это же является и поводом для дальнейшего отказа США от обсуждения вопросов сокращения ТЯО в Европе и их вывода из европейских стран.

Что дальше?

С учетом вышеописанного Европа по-прежнему остается заложницей потенциального ядерного конфликта. Фактически современные доктринальные установки в отношении ядерного оружия продолжают базироваться на концепциях ограниченной ядерной войны 1960–1970-х гг. Однако современная ситуация имеет два существенных отличия от недавнего прошлого, если не считать появление новых военных технологий и доктринального обоснования возможности применения ТЯО. Во-первых, Россия и США лишились важнейших подстраховок от ядерного конфликта, а именно высокого ядерного порога, ограничения противоракетных систем и отсутствия спорных вопросов в Европе [12]. Во-вторых, биполярное противостояние между СССР и США было конфликтом равных, а сейчас США не признают право России на равенство в международных делах. Фактически каждый раз ответная реакция США на те или иные действия России имеет форму «акта возмездия за неповиновение». Украинский кризис 2022 г. является лишь доказательством данного тезиса.

В нынешних условиях в отношениях между Россией и НАТО рисков куда больше, чем возможностей для деэскалации. Последние сейчас не просматриваются, особенно в ядерной сфере. Доказательством этого стали неудачные российско-натовские и российско-американские переговоры по вопросам европейской безопасности и стратегической стабильности в январе 2022 г. На фоне российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины и распространяющейся на Западе «отмены» России, противоречий между США и РФ, РФ и НАТО будет становиться еще больше. Европейские страны — члены НАТО могли бы инициативно выступить за нормализацию отношений между Россией и США или, по крайней мере, за начало переговорного процесса. Однако государства Европы продолжают транслировать крайне антироссийскую позицию. Еще за некоторое время до украинского кризиса, в октябре 2021 г., союзники США по НАТО выступили против изменения американских подходов к ядерному планированию и отказа от принципа превентивного ядерного удара по противнику. 3 апреля 2022 г. вице-премьер и председатель Комитета по национальной безопасности и делам обороны Польши Я. Качиньский заявил, что Польша могла бы допустить размещение на своей территории американского ЯО, если последует соответствующая инициатива со стороны США.

С учетом таких подходов надеяться на политическую волю европейских стран не приходится. Еще до этого односторонний выход США из ДРСМД в 2019 г. актуализировал дискуссии о рисках размещения американских РСМД в Европе. Сейчас США фактически не имеют никаких обязательств перед Россией не размещать ракетные комплексы или ТЯО в странах Восточной Европы. Основополагающий акт Россия — НАТО де-факто перестал действовать, так как в 2017 г. не было принято решение о его автоматическом продлении (в декабре 2015 г. против его переподписания выступила Польша), а с американской точки зрения, наличие ТЯО США в Европе не является нарушением положений Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Но и сам Акт все равно не давал никаких гарантий, потому что обещания США не размещать ЯО в «новых» странах — членах НАТО из Восточной Европы носили характер декларативного заявления, а не регламентированного международно-правового обязательства.

Страны НАТО и Россия рискуют скатиться к новому «кризису евроракет» в Европе. Дискуссии об этом особенно важны в преддверии саммита НАТО в Мадриде в июне 2022 г., на котором будет принята новая Стратегическая концепция альянса на ближайшие 10 лет — NATO 2030. Однако действующим политикам не хватает элементарного взаимоуважения. Широкое прекращение на Западе сотрудничества с российскими экспертами и ограничение деятельности российских СМИ, каких бы взглядов на украинскую спецоперацию они не придерживались, приведут к сокращению возможностей для России доносить свою точку зрения до западной аудитории по экспертным каналам. Это говорит о том, что в ближайшее время мы будем наблюдать милитаризацию диалога между Россией и странами НАТО по ядерным вопросам, а именно повышение роли военных в переговорном процессе и усиление акцента на силовой фактор.

1. Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945–1968. — М.: Наука, 1999. — С. 210.

2. В отечественной научной литературе нет единого подхода к переводу понятия nuclear sharing. Можно встретить следующий перевод: ядерное участие, разделение ядерной ответственности, совместное управление ядерным оружием, совместные ядерные миссии, практика ядерного обмена. Практическая реализация политики ядерного участия странами НАТО началась еще в 1959 г. при администрации американского президента Д. Эйзенхауэра. В отличие от проекта МСЯ, политика ядерного участия предполагала децентрализацию контроля над американским ЯО в Европе.

3. Pifer S. NATO, Nuclear Weapons and Arms Control // Brookings Arms Control Series Paper, July 2011, No 7. Pp. 1–42.

4. Kissinger, H. Nuclear Weapons in Foreign Policy, Harper far Council on Foreign Relations, New York, 1957. 455 p.; Osgood, R. Limited War: The Challenge to American Strategy, University of Chicago Press, Chicago, 1957. 315 p.

5. Фененко А.В. Фактор тактического ядерного оружия в мировой политике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2012, № 2. С. 35–61.

6. Чазов Е. Хоровод смертей. Брежнев, Андропов, Черненко // Изд. Алгоритм, 2014. 256 с.

7. В декабре 1987 г. был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по условиям которого ликвидации подлежали все советские и американские РСМД, а в июле 1991 г. стороны подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, по которому должны были сократить свои наступательные ядерные потенциалы (ядерные боеголовки на МБР и БРПЛ). В 1990 г. два блока, НАТО и ОВД, подписали Договор об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Следует отметить, что ДОВСЕ не является частью режима контроля над ядерными вооружениями. Значение этого документа заключалось в установлении мер доверия между сторонами.

8. Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I / И.А. Ахтамзян и др. Под общ. ред. В.А. Орлова. — 2 изд., переработанное и расширенное. — М.: ПИР-Центр, 2002. 528 с.

9. Фененко А.В. Понятие ядерной стабильности в современной политической теории. М.: КомКнига, 2006. — 112 с.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся