27 октября 2022 г. был опубликован Доклад по ПРО (Missile Defense Review), ставший третьим по счету документом военно-стратегического планирования в области противоракетной обороны США. В этот раз широкой общественности стала доступна лишь краткая версия Доклада, полная версия остается засекреченной. Несмотря на сжатый формат, в документе отражены позиция и взгляды демократической администрации Джо Байдена в отношении оценки текущих угроз безопасности, развития противоракетной обороны, характера взаимодействия с союзниками и партнерами.
В первую очередь был обозначен абсолютный приоритет в виде развития национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которая, согласно Докладу, предназначена только для отражения ограниченного числа баллистических ракет, запущенных Ираном и Северной Кореей. В документе не раз повторяется, что потенциал НПРО не способен отразить массированный удар России или Китая с использованием межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет морского и воздушного базирования. В отношении этих угроз США по-прежнему полагаются на ядерное сдерживание, то есть угрозу ответного ядерного удара.
В документе прослеживается современная тенденция стирания границ между противоракетной и противовоздушной обороной, переплетения систем ПРО и ПВО регионального масштаба для отражения неядерных ракетных ударов и ограниченного применения оперативно-тактического ядерного оружия на театре военных действий. В Докладе по ПРО руководство США более явно стало говорить об интегрированной системе ПРО/ПВО (Integrated Air and Missile Defense — IAMD), способной обеспечить комплексную оборону национальной территории, союзников и партнеров США от различных средств доставки — аэродинамических, баллистических и гиперзвуковых.
Весьма неожиданным для многих экспертов стало суждение, касающееся ранее непоколебимой позиции США в отношении мер доверия и ограничений в области ПРО. Соединенными Штатами не просто признается наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, но и подчеркивается, что «укрепление взаимной прозрачности и предсказуемости в отношении этих систем поможет снизить вероятность конфликта». Обновленный подход предполагает, что проблемы ПРО останутся в повестке дня диалога по стратегической стабильности и при подготовке следующего договора по СНВ, который должен прийти на смену ДСНВ-3, продленному до 2026 г.
В итоге содержание вышедшего Доклада несколько разошлось с предположениями экспертов, которые ожидали планов по радикальному усилению потенциала ПРО США в связи со специальной военной операцией России на Украине. Документ выдержан в умеренном тоне, не содержит четкого плана наращивания национальной и региональной ПРО и фактически декларирует сдержанность в развитии ПРО США.
27 октября 2022 г. был опубликован долгожданный Доклад по ПРО (Missile Defense Review), ставший третьим по счету документом военно-стратегического планирования в области противоракетной обороны США. Первый обзор такого типа был опубликован в 2010 г., второй — в 2019 г. В этот раз широкой общественности стала доступна лишь краткая версия Доклада, полная версия остается засекреченной. Несмотря на сжатый формат, в документе отражены позиция и взгляды демократической администрации Джо Байдена в отношении оценки текущих угроз безопасности, развития противоракетной обороны, характера взаимодействия с союзниками и партнерами.
В первую очередь был обозначен абсолютный приоритет в виде развития национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которая в настоящее время представлена 44 перехватчиками на базах Ванденберг и Форд-Грили. Министерство обороны США подтвердило намерение увеличить их количество до 64 единиц к 2023 г., приняв на вооружение ракеты-перехватчики следующего поколения (Next Generation Interceptor). Согласно Докладу, система НПРО предназначена только для отражения ограниченного числа баллистических ракет, запущенных Ираном и Северной Кореей. В документе не раз повторяется, что потенциал НПРО не способен отразить массированный удар России или Китая с использованием межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет морского и воздушного базирования. В отношении этих угроз США по-прежнему полагаются на ядерное сдерживание, то есть угрозу ответного ядерного удара.
В настоящий момент очевидно, что китайский ракетно-ядерный потенциал несоизмерим с российским, и поэтому Китай выступает скорее потенциальной, чем текущей угрозой национальной безопасности США. Тем не менее в документе прослеживается обостренное восприятие «китайской угрозы» — ведь не случайно в соответствующем разделе КНР упоминается первой. Действительно, за последние годы Китай продвинулся в развитии средств доставки: некоторые типы китайских наземных МБР оснащаются разделяющимися головными частями (РГЧ), создаются гиперзвуковые ракетно-планирующие системы различной дальности, создается морской компонент стратегических ядерных сил. Безусловно, на подобную оценку повлияло замеченное в июле 2021 г. начало строительства нескольких крупных китайских баз с сооружением многих сотен шахтных пусковых установок МБР, которое может в ближайшие 10–15 лет многократно увеличить ракетно-ядерный потенциал КНР. Совершенствование наступательных возможностей Китая придает стимул развитию ПРО США и их партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В документе прослеживается современная тенденция стирания границ между противоракетной и противовоздушной обороной, переплетения систем ПРО и ПВО регионального масштаба для отражения неядерных ракетных ударов и ограниченного применения оперативно-тактического ядерного оружия на театре военных действий. В Докладе по ПРО руководство США более явно стало говорить об интегрированной системе ПРО и ПВО (Integrated Air and Missile Defense — IAMD), способной обеспечить комплексную оборону национальной территории, союзников и партнеров США от различных средств доставки — аэродинамических, баллистических и гиперзвуковых.
Весьма неожиданным для многих экспертов стало суждение, касающееся ранее непоколебимой позиции США в отношении мер доверия и ограничений в области ПРО. Позиция российского руководства по вопросу ограничения систем ПРО остается предельно ясной, в то время как позиция США всегда была протестной или в лучшем случае размытой. Теперь Соединенными Штатами не просто признается наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, но и подчеркивается, что «укрепление взаимной прозрачности и предсказуемости в отношении этих систем поможет снизить вероятность конфликта». Ничего подобного не содержалось ни в обзоре 2010 г., ни в докладе 2019 г. Обновленный подход предполагает, что проблемы ПРО останутся в повестке дня диалога по стратегической стабильности и при подготовке следующего договора по СНВ, который должен прийти на смену ДСНВ-3, продленному до 2026 г.
В итоге можно констатировать, что содержание вышедшего Доклада несколько разошлось с предположениями экспертов, которые ожидали планов по радикальному усилению потенциала ПРО США в связи со специальной военной операцией России на Украине. Документ выдержан в умеренном тоне, не содержит четкого плана наращивания национальной и региональной ПРО и фактически декларирует сдержанность в развитии ПРО США.