13-й раунд астанинских переговоров по Сирии прошел 1–2 августа в столице Казахстана Нур-Султане. Данный формат, состоящий из трех основных стран — России, Турции и Ирана — был запущен в январе 2017 г. по инициативе российского президента. Основной задачей этой переговорной площадки стало усаживание за стол переговоров вооруженной сирийской оппозиции и правительства, размежевание умеренной оппозиции от террористов, заключение перемирий, установление зон деэскалации и поиск компромиссных решений по ряду политических и гуманитарных вопросов.
Однако на сегодняшний день, когда большинство поставленных задач выполнены, активная вооруженная фаза конфликта подходит к концу, а политический и гуманитарный треки набирают обороты, возникают сомнения в отношении актуальности астанинского формата в том виде, в котором он существует.
Так или иначе в рамках этого формата в будущем придется решать вопросы и постконфликтного восстановления, и гуманитарной помощи, и экономической реконструкции, а также реинтеграции Сирии в «арабскую семью». Поэтому присутствие арабских игроков становится крайне важным.
Вместе с тем дальнейшие успехи астанинского формата зависят и от подключения к нему в полном объеме США. Представители Вашингтона изначально принимали участие в астанинских встречах в качестве наблюдателей, но уже через год прекратили эту практику. Без их прямого участия в данных переговорах, да и вообще в любых переговорах по Сирии почти невозможно решить сирийскую проблему.
Инициаторы астанинского формата осознали необходимость его реформирования и начали делать первые шаги в этом направлении. Будет ли это удачным ходом, за которым последуют изменения, сможет ли Москва сохранить эффективность переговорной площадки вместе со своими партнерами и продолжить ее адаптацию к новой реальности — большой вопрос. А пока будем ожидать результатов саммита «астанинской тройки» в Анкаре 11 сентября, который может дать ответы на уже имеющиеся вопросы.
13-й раунд астанинских переговоров по Сирии прошел 1–2 августа в столице Казахстана Нур-Султане. Данный формат, состоящий из трех основных стран — России, Турции и Ирана — был запущен в январе 2017 г. по инициативе российского президента. Основной задачей этой переговорной площадки стало усаживание за стол переговоров вооруженной сирийской оппозиции и правительства, размежевание умеренной оппозиции от террористов, заключение перемирий, установление зон деэскалации и поиск компромиссных решений по ряду политических и гуманитарных вопросов.
Однако на сегодняшний день, когда большинство поставленных задач выполнены, активная вооруженная фаза конфликта подходит к концу, а политический и гуманитарный треки набирают обороты, возникают сомнения в отношении актуальности астанинского формата в том виде, в котором он существует.
Безусловно, переговоры в столице Казахстана стали наиболее результативными по сравнению с той же Женевской площадкой. Переговоры в Астане в 2017–2018 гг. привели к установлению контактов между вооруженной оппозицией и Дамаском, снижению интенсивности вооруженный действий по все стране, размежеванию умеренной оппозиции от террористов (передислоцирование их в провинцию Идлиб) и предварительной подготовке к запуску политического процесса.
Вместе с тем после выполнения вышеуказанных задач данный формат нуждается в определенных изменениях. Это нужно для сохранения эффективности в решении последующих вопросов, среди которых можно отметить курдскую проблему, политическую трансформацию и реинтеграцию Сирии в «арабскую семью»а.
При всех своих достоинствах астанинский формат переговоров воспринимался многими, особенно среди региональных акторов, как не отражающий интересы ни самих сирийцев, ни других заинтересованных сторон конфликта. Главный аргумент заключался в том, что все три основных участника этого формата — Россия, Турция и Иран — не являются арабскими странами, но при этом пытаются решать судьбу Сирии (с большинством арабского суннитского населения) без участия представителей арабской уммы. Фактор «арабской улицы», который придает легитимности любым решениям и договорам, также нельзя игнорировать. В связи с этим для большей легитимизации астанинских переговоров необходимо привлекать влиятельные арабские суннитские страны, такие как Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Отчасти понимание этого привело к тому, что в июне 2017 г. к астанинскому формату в качестве наблюдателя была подключена Иордания. Этот шаг дал определенные надежды на то, что Россия вместе со своими партнерами в тестовом режиме попытается привлечь к разрешению конфликта все соседние с Сирией страны и в будущем расширит этот формат за счет других важных арабских игроков.
В этот раз к переговорам впервые были подключены делегации из Ирака и Ливана. Благодаря этому все соседние с Сирией страны (за исключением Израиля) — Иордания, Ливан, Ирак, Турция — оказываются вовлеченными в эту важнейшую переговорную площадку. Этот шаг очень важен с точки зрения придания еще большей легитимности астанинским переговорам и подготовки к потенциальному увеличению их участников в дальнейшем.
Так или иначе, в рамках этого формата в будущем придется решать вопросы и постконфликтного восстановления, и гуманитарной помощи, и экономической реконструкции, а также реинтеграции Сирии в «арабскую семью». Поэтому присутствие арабских игроков становится крайне важным.
Судя по всему, Москва приходит к этому пониманию и продумывает варианты подключения к переговорам таких стран, как, например, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман и т.д.
Вместе с тем дальнейших успех астанинского формата зависит и от подключения к нему в полном объеме США. Представители Вашингтона изначально принимали участие в астанинских встречах в качестве наблюдателей, но уже через год прекратили эту практику. Без их прямого участия в данных переговорах, да и вообще в любых переговорах по Сирии почти невозможно решить сирийскую проблему. Например, курдский вопрос, от которого зависит территориальная целостность страны, не может быть разрешен без США. Проблема экономического восстановления страны, которому препятствуют американские санкции, также не будет решена без Вашингтона.
На пути решения данных проблем имеется целый ряд препятствий. Это и эскалация между Ираном и США, и урегулирование противоречий с Турцией, и признание легитимности Дамаска, и поиск компромиссов между всеми сторонами — Россией, Турцией, курдами, Дамаском, Ираном и США – по курдскому вопросу. Все это делает поиск всеобъемлющего решения весьма затруднительным. С другой стороны, сохраняется надежда на двусторонние переговоры между Москвой и Вашингтоном, которые могут значительно изменить ситуацию и подтолкнуть других участников к компромиссам.
Безусловно, астанинский формат уже сыграл свою положительную роль в сирийском кризисе, однако для сохранения своей эффективности ему необходимо меняться и приспосабливаться. Первые признаки этого уже видны. Однако остается целый ряд ограничений ввиду наличия противоречий между участниками переговоров, которые могут значительно осложнить эффективное функционирование данной площадки: противостояние между Ираном и суннитскими монархиями Персидского залива и США, нежелание определенных стран участвовать в переговорах, где присутствует Иран, и т.д.
Так или иначе, инициаторы астанинского формата осознали необходимость его реформирования и начали делать первые шаги в этом направлении. Будет ли это удачным ходом, за которым последуют изменения, сможет ли Москва сохранить эффективность переговорной площадки вместе со своими партнерами и продолжить ее адаптацию к новой реальности — большой вопрос. А пока будем ожидать результатов саммита «астанинской тройки» в Анкаре 11 сентября, который может дать ответы на уже имеющиеся вопросы.