Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

14 февраля 2019 г. в Сочи пройдут переговоры лидеров России, Турции и Ирана по Сирии. Президенты также проведут отдельные двусторонние переговоры. С недавнего времени в ситуации возникли новые вводные, которые могут быть опасны в случае, если каждое из государств будет придерживаться своей скрытой повестки. Стороны зависят от астанинского формата, который продолжает сохранять свою актуальность для урегулирования сирийского вопроса.

Политики в Тегеране всё чаще отмечают также дистанцирование России от своих иранских партнёров. На этом фоне отношения между Россией и Турцией выглядят менее опасными для процесса сирийского урегулирования, поскольку стороны уже продолжительное время открыты в своих разногласиях и стремятся найти пути их преодоления. Москве, хотя она и сумела занять позицию не совсем независимого, но достаточно «честного брокера», всё сложнее продолжать это делать. Конечно, и у Анкары возникает желание «открепиться» от своих «астанинских партнёров», но сохраняющиеся трения между ней и Вашингтоном и непредсказуемость администрации Дональда Трампа сохраняет актуальность «Астаны».

Существует мнение, что турецкая операция на северо-востоке Сирии может стать разменом на операцию сирийских правительственных сил и их союзников в провинции Идлиб. Политика Анкары в отношении Идлиба скорее испытывает трудности, что совсем не приближает её к выполнению соглашения, достигнутого между президентами России и Турции в Сочи в сентябре 2018 г.

В условиях отсутствия результатов по сочинскому соглашению происходит легитимация военной операции против террористов в Идлибе. У правительственных сил при поддержке России и Ирана развязаны руки для этой операции, поскольку по сути провинцию контролируют террористы. С другой стороны, российско-турецкий подход к урегулированию в Идлибе мог бы состоять из борьбы с иностранными боевиками, террористами и радикальными элементами, но при особом подходе к тем, кого российские дипломаты периодически называют «здоровыми» силами в идлибской оппозиции. Конечно, такой подход требует тонкой проработки. Россия, Турция и Иран в этом плане продолжают зависеть друг от друга. И дело не в том, что шайтан всегда в деталях, партнёры по «Астане» знают ещё и то, о чём арабы говорят: «спешка — она от шайтана».


14 февраля 2019 г. в Сочи пройдут переговоры лидеров России, Турции и Ирана по Сирии. Президенты также проведут отдельные двусторонние переговоры. С недавнего времени в ситуации возникли новые вводные, которые могут быть опасны в случае, если каждое из государств будет придерживаться своей скрытой повестки. Стороны зависят от астанинского формата, который продолжает сохранять свою актуальность для урегулирования сирийского вопроса.

К началу 2019 г. правительство Сирийской Арабской Республики (САР) обеспечило при помощи союзников контроль за большей частью страны. Вместе с решением вопросов выживания всей системы на первый план стали выходить не всегда совпадающие интересы поддерживающих САР игроков. С недавних пор могут прослеживаться не только противоречия между имевшими изначально различное видение Россией и Турцией, но и всё более нарастающее рассогласование в подходах поддерживающих правительство президента САР Башара Асада России и Ирана. Страны стремятся выйти из-под опеки друг друга, но одновременно понимают возможность возрастания рисков.

На институциональном уровне было очевидно стремление Москвы и Анкары попытаться привлечь европейские столицы к сирийскому урегулированию. Под этим понималось создание «стамбульской четвёрки» при участии России, Турции, Франции и Германии. Несмотря на то, что этот формат существует без Ирана, последний толерантно отнесся к действиям своих партнёров по «Астане». Во многом это связано с уверенностью в собственных позициях в Сирии и нежеланием усиления роли монархий Залива путём вливания финансов в постконфликтное восстановление.

При этом у ЕС продолжает отсутствовать единая стратегия в отношении Сирии, региона и проблемы мигрантов в целом. Большая часть европейцев предлагает вернуть принятие решений по Сирии в Женеву. Сильно мнение о том, что создание астанинской площадки лишило возможности продвижения для основного — женевского переговорного формата. Участники «Астаны» и представители российского МИД не раз заявляли о том, что астанинский формат лишь дополняет женевский и призван решать технические задачи, реализовывать договорённости «на земле». Для европейцев ситуация усугубляется не только общим недоверием к своим крупным восточным соседям, но и расколом игроков внутри самой — не единой в своём курсе — Европы, и политикой администрации США.

Россия всячески содействует сценарию привлечения европейцев к сирийскому урегулированию и участию в восстановлении страны, но и проводит кампанию по возвращению САР в Лигу арабских государств (ЛАГ). Это бы позволило вовлечь и арабские страны, в первую очередь — монархии Залива, к вложениям в постконфликтное восстановление. Такой исход событий при увеличении присутствия арабских государств Залива — а такие союзники Саудовской Аравии, как Бахрейн и ОАЭ, уже восстановили свои дипломатические контакты с Дамаском — привёл бы к балансированию роли Ирана в Сирии. Окно для возможностей здесь есть, поскольку сам Иран испытывает трудности, в том числе из-за американских санкций.

Политики в Тегеране всё чаще отмечают также дистанцирование России от своих иранских партнёров. Так, бомбардировки израильскими самолётами позиций проиранских сил в Сирии при наличии российских систем ПВО С-300 и С-400 позволяют иранцам предположить, что такие атаки согласованы с российскими военными. Но есть и другое мнение, что часть информации о бомбардировках доходит до иранцев, которые успевают перенести всё ценное к моменту израильских ударов по этим позициям. В свою очередь Россия не скрывает и подчёркивает важность обеспечения безопасности Израиля. Помимо того, арабские СМИ продолжительное время упоминали о неподтверждённых столкновениях между сирийским пророссийским 5-ым штурмовым корпусом Сирийской арабской армии (САА) и считающимися проиранскими силами 4-ой механизированной дивизии (САА) под руководством Махера Асада, брата президента страны.

На этом фоне отношения между Россией и Турцией выглядят менее опасными для процесса сирийского урегулирования, поскольку стороны уже продолжительное время открыты в своих разногласиях и стремятся найти пути их преодоления. Москве, хотя она и сумела занять позицию не совсем независимого, но достаточно «честного брокера», всё сложнее продолжать это делать. Конечно, и у Анкары возникает желание «открепиться» от своих «астанинских партнёров», но сохраняющиеся трения между ней и Вашингтоном и непредсказуемость администрации Дональда Трампа сохраняет актуальность «Астаны».

Несмотря на то, что американцы объявили о выходе из Сирии, они сохраняют своё присутствие там. В основном войска сосредоточены к Востоку от Евфрата и на границе с Иорданией недалеко от лагеря беженцев «Рукбан». Если подход Вашингтона заключается в постепенном выводе своих сил, то он скорее на руку России. Москве не обязательно выступать катализатором этого процесса — угроза резкого подъёма ИГ (запрещено в РФ) сохраняется. В пользу такого поэтапного ухода говорит то, что сами действия администрации Трампа корректируются региональными условиями. Влияние и лоббистская деятельность при принятии решений в Вашингтоне со стороны региональных игроков — да и самих курдов — отягощают и замедляют процесс вывода американского контингента. Не заинтересованы в этом и европейцы, например, имеющие свои boots on the ground французы. Очевидно, что с выходом американцев за ними последуют их союзники ввиду слабости «на земле» последних.

Американцы не ставят дедлайнов, но решение уже принято. Вывод сил с передачей ответственности в этом вопросе партнёру по НАТО — Турции — повлечёт за собой ещё больше рисков. Стоит учесть, что Анкара желала бы не вывода американских сил, а смены поведения Вашингтона. Для Турции было бы полезным привлечение американской военной поддержки протурецким сирийским оппозиционным группам, однако пока что эти планы сталкиваются с проблемами в отношениях между странами и нежеланием американских военных содействовать сценарию жёсткого подавления некогда их союзников — курдов. Анкара же делает упор на то, что она не против курдских сил как таковых, её заботит — борьба с терроризмом против РПК/YPG (для Турции между ними разницы нет). YPG — ключевая часть созданной американцами SDF. Именно против этих сил Турция угрожает начать военную операцию на северо-востоке Сирии с тем, чтобы образовать — расширить — буферную зону у своих границ. Вне дискуссий находится вопрос контроля над Камышлы — город достаточно крупный, там располагаются сирийские административные структуры, и турки вряд ли смогут им овладеть. Краеугольным камнем стала тема стратегически важного Манбиджа, который турки бы желали отбить у SDF. Но в Манбидже уже располагаются разные силы, среди которых и ограниченный контингент российской военной полиции. В конечном счёте для начала такой операции и задействования авиации Анкаре понадобится зелёный свет не только из Вашингтона, но и из Москвы.

Российский взгляд на проблему сирийских территорий к востоку от Евфрата основывается на суверенитете сирийского государства. Москва уже заявила о том, что американцы должны выйти с занимаемых в нарушение международного права сирийских районов и передать все военно-технические пункты и вооружения (в том числе поставленные курдским силам) сирийскому правительству. В этих условиях контакты между представителями сирийских спецслужб — такими как Али Мамлюк — и населяющих эти территории арабскими племенами создают базу для реинтеграции последних в сирийскую государственность. Таким образом, Дамаск через арабские племена прокладывает путь к установлению контроля над Раккой и даже Манбиджем. Переход последнего под контроль правительства будет означать завершение активной фазы противостояния и трансформацию сирийского вопроса. Но для этого необходимо достижение договорённостей между курдами (чьи силы насчитывают по разным данным 50 тысяч человек) и Дамаском и разрешение ситуации в провинции Идлиб.

Существует мнение, что турецкая операция на северо-востоке Сирии может стать разменом на операцию сирийских правительственных сил и их союзников в провинции Идлиб. Политика Анкары в отношении Идлиба скорее испытывает трудности, что совсем не приближает её к выполнению соглашения, достигнутого между президентами России и Турции в Сочи в сентябре 2018 г. Соглашение предполагало создание буферной зоны между силами правительства и оппозиции в Идлибе, а также открытие трасс из Алеппо в Латакию и из Дамаска в Алеппо. На данный момент сильнейшей группировкой, контролирующей бо́льшую часть провинции Идлиб с её одноимённым центром, является признанная террористической Советом Безопасности ООН Хайат Тахрир Аш-Шам (ХТШ, ранее «Джабхат ан-Нусра» — запрещена в РФ). ХТШ за последние два месяца смогли разгромить большинство протурецких групп и стали ключевым игроком в провинции, что заставляет региональные силы, включая Турцию, считаться с этим фактом.

В Идлибе у Турции более 10 укреплённых наблюдательных пунктов. Само наличие этих пунктов подсказывает, что Турция имеет договорённости на земле со всеми группировками — и не только силами оппозиции (которая представлена, например, сильно ослабленной и бывшей ключевой для Анкары организацией «Национальный фронт освобождения»). В современных условиях происходит два процесса. Первый заключается в стремлении лидеров ХТШ, в том числе одного из наиболее изворотливых игроков сирийской войны Абу Мухаммада аль-Джулани, представить организацию дерадикализовавшейся. Аль-Джулани в этом плане желает получить большее внимание со стороны турок, демонстрируя им одновременно мощь организации на поле боя и прагматический настрой. Для него ключевой проблемой является то, что представить своих соратников умеренными становится тяжелее. А попытки по реализации такого плана ведут к расколам в их стане и ослабляют всю структуру. Например, стоит упомянуть о группе «Хуррас ад-Дин», которые вобрали в себя наиболее радикальные элементы и откалывались от ХТШ, но затем вернулись.

Но второй процесс связан с тем, что в условиях отсутствия результатов по сочинскому соглашению происходит легитимация военной операции против террористов в Идлибе. У правительственных сил при поддержке России и Ирана развязаны руки для этой операции, поскольку по сути провинцию контролируют террористы. С другой стороны, российско-турецкий подход к урегулированию в Идлибе мог бы состоять из борьбы с иностранными боевиками, террористами и радикальными элементами, но при особом подходе к тем, кого российские дипломаты периодически называют «здоровыми» силами в идлибской оппозиции. Конечно, такой подход требует тонкой проработки. Россия, Турция и Иран в этом плане продолжают зависеть друг от друга. И дело не в том, что шайтан всегда в деталях, партнёры по «Астане» знают ещё и то, о чём арабы говорят: «спешка — она от шайтана».

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju