На 14 мая 2023 г. в Турции запланированы всеобщие выборы, в ходе которых жителям страны предстоит избрать президента и состав парламента на ближайшие пять лет. Результаты этих выборов определят не только вектор развития Турции на ближайшие годы, но и напрямую затронут ситуацию в регионе. Активная и растущая роль страны в международных делах, а также бурное внутриполитическое противостояние подталкивают наблюдателей внимательнее следить за предстоящими выборами и их возможными последствиями.
Турция на перепутье
Коалиции и политические союзы в Турции формировались в результате часто закулисных игр и переговоров в лучших традициях тонкой восточной дипломатии. Так, на парламентских выборах 14 мая 2023 г. коалиции «Народный альянс» с правящей Партией справедливости и развития (AKP) Реджепа Тайипа Эрдогана, Партией националистического движения (MHP) Девлета Бахчели, Партией благоденствия (YRP) Фатиха Эрбакана и Партией Великого единства (BBP) Мустафы Дестиджи будет противостоять объединенная оппозиция «Национального альянса» из шести партии: Республиканская народная партия (CHP) Кемаля Кылычдароглу, Хорошая партия (İYİ PARTİ) Мераль Акшенер, Партия Демократии и Прорыва (DEVA) Али Бабаджана, Партия Будущего (GP) Ахмета Давутоглу, Партия счастья (SAADET) Темеля Карамоллаоглу и Демократическая партия (DP) Уйсала Гюлтекина. Третья коалиция левых из «Альянса труда и свободы», выступающая за интересы национальных меньшинств Турции, представлена Левой партией зелёных (YSP) Уфук Ураса, Демократической партией народов (HDP) Первин Булдан и Митхата Санджара, Рабочей партией (TİP) Эркана Баша и др. Данная коалиция, а также Партия Родина (Memleket) Мухаррема Индже не состоят в объединенной оппозиции, но также выступают против правящей коалиции Р.Т. Эрдогана.
Главным соперником действующего лидера на предстоящих выборах является кандидат объединённой оппозиции, лидер CHP Кемаль Кылычдароглу, которого также поддерживают два наиболее популярных оппозиционных политика Турции — мэры Стамбула и Анкары Экрем Имамоглу и Мансур Яваш (в случае избрания К. Кылычдароглу президентом им достанутся посты вице-президентов). За кресло президента также поборется выдвиженец от «Альянса ататюркистов» Синан Оган и председатель партии «Memleket» Мухаррем Индже. Последний уже, однако, заявил, что если увидит, что уступает кандидату от оппозиции, то за несколько дней до выборов покинет гонку в пользу К. Кылычдароглу [1]. Основными фаворитами на президентских выборах остаются действующий президент Турции Р. Т. Эрдоган и кандидат от объединенной оппозиции К. Кылычдароглу. Спрогнозировать итоги выборов непросто, учитывая, что результаты опросов разнятся. А согласно недавнему крупному исследованию «Türkiye raporu», если К. Кылычдароглу и Р.Т. Эрдоган пройдут во второй тур выборов, чего многие ожидают, то победителем голосования может стать кандидат от оппозиции, а правящая коалиция при этом получит большинство в парламенте. В то же время в истории Турции ещё не было прецедента проведения второго тура голосования.
Правильное время — правильный лидер?
Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган — ветеран турецкой политики. С момента избрания мэром Стамбула в 1994 г. он уступил своим соперникам на выборах лишь дважды — во время двух первых кампаний в 1980-х гг. Он пришёл к власти на фоне серьезных трансформаций турецкого общества, разочарования в роли младшего партнера НАТО и постоянных попыток оббивать пороги ЕС. Поиски нового места на международной арене, которое могло бы быть под стать растущим амбициям и возможностям Турции, привели к запросу на сильного лидера. Им и оказался Р.Т. Эрдоган, который начал развивать идеи о «Новой Турции» («Yeni Türkiye»). «Понятие “Новая Турция” появилось с приходом к власти АКР и связано с изменением системы, созданной Ататюрком в 1923 г., на новую систему, которая должна быть окончательно внедрена к 2023 г. Эти изменения носят, прежде всего, идеологический характер. Это своего рода переход со светской идеологии на религиозную», — отмечает автор книги «Синдром Новой Турции — от диагноза до лечения» Джемаль Диндар. На фоне изменений идеологии турецкого общества за последние годы серьезно трансформировалась вся внутренняя и внешняя политика страны.
Кемаль Кылычдароглу, напротив, взывает к возвращению страны к истокам Турецкой Республики, которые заложил Мустафа Кемаль Ататюрк ещё в первой половине XX в., курсу на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, республиканизм, национализм, народность, этатизм и секуляризм. «Турецкий Ганди», как иногда называют К. Кылычдароглу в Турции, со своей осторожностью в высказываниях и неконфликтностью оказался приемлемым и нейтральным вариантом для объединенной оппозиции. Его кандидатура устраивает и либеральную часть страны, и националистов, и курдов, и другие группы турецкого общества. На него не заводили уголовные дела, чего не сказать о другом более популярном политике — Экреме Имамоглу. Одним из немногих поводов для критики у недоброжелателей К. Кылычдароглу стало его происхождение из религиозной и культурной общины алевитов (Турция официально не признает их, а в прошлом они были жертвами дискриминации и массовых убийств). Для некоторых религиозных турков-суннитов и националистов этот факт является отталкивающим.
Мир дома, мир во всем мире
На протяжении долгого времени правящей партии удавалось удерживать власть в своих руках, но в последние годы наметилась обратная тенденция. На фоне растущего недовольства политикой Р.Т. Эрдогана на муниципальных выборах 2019 г. мэрами крупнейших городов страны — Стамбула, Анкары и Измира — стали оппозиционные политики из партии кемалистов (CHP).
К сегодняшнему дню в стране накопилось немалое число социальных и экономических проблем: падение курса национальной валюты в более чем в четыре раза за последние пять лет (с 3,8 до 18,97 турецкой лиры за доллар), стабильно высокий уровень инфляции (хотя и снизился с 85% в октябре 2022 г. до 55% сегодня), рост общего уровня коррупции (в списке стран по индексу восприятия коррупции Турция опустилась с 77-го места в 2003 г. на 101-е в 2022 г.). Выборы пройдут спустя пару месяцев после разрушительных землетрясений в юго-восточной Турции, в результате которых погибли более 45 тыс. человек. Волна критики за халатность, повлекшую за собой столь серьезные последствия, прошлась в первую очередь по правительству и лично по Р.Т. Эрдогану, что, как ожидается, также повлияет на решение избирателей.
В целом оценить успешность политики Р.Т. Эрдогана можно по результатам реализации его обширной программы целей Турции «Видение 2023» («2023 vizyonu»), которые были представлены в 2011 г. Этот амбициозный план должен был ознаменовать собой переход «от слов к делу» и превратить Турцию в передовую державу. Из главного в экономике — страна так и не смогла войти в десятку крупнейших экономик мира по объёму ВВП, экспорт составил лишь половину от запланированных 500 млрд долл., объем ВВП не достиг даже половину от желаемых 2 трлн долл., а уровень безработицы оказался в два раза выше обещанных 5%. В социальной сфере правящая партия обещала повысить уровень занятости женщин до 38%. Однако согласно исследованию Турецкого статистического института (TurkStat) за 2020 г., лишь 26,3% женщин старше 15 лет были трудоустроены, в то время как среди мужчин этот показатель составлял 59,8%. Недостаточность прогресса в данном вопросе признал и сам Р.Т. Эрдоган, заявив, что Турция всё ещё не находится «на желаемом уровне» с точки зрения занятости женщин и их участия в механизмах принятия решений. Достижением целей «Видения 2023» в социальной сфере стало масштабное строительство социального жилья для бедных. Так, в Турции лишь за 2019–2022 гг. были построены 213 тыс. объектов социального жилья (по планам — 100 тыс.). Но и этот успех был в некоторой степени нивелирован разрушительными землетрясениями 2023 г. Что касается политической сферы, то властям не удалось к 2023 г. принять новую Конституцию, о которой так много говорил Р.Т. Эрдоган. Это было связано с тем, что в преддверии выборов основной проблемой для граждан Турции являлась ситуация в экономике, а не очередные политические изменения в стране. Ожидается, что новую Конституцию примут после майских выборов в случае победы действующего президента и его партии.
Цели Турции во внешней политике были озвучены Ахметом Давутоглу в 2010 г.: «Во-первых, Турция стремится выполнить все условия членства в ЕС и стать влиятельным государством — членом ЕС к 2023 г. Во-вторых, она будет продолжать стремиться к региональной интеграции в области безопасности и экономического сотрудничества. В-третьих, она будет стремиться играть значимую роль в урегулировании региональных конфликтов. В-четвертых, она будет активно участвовать на всех глобальных площадках. В-пятых, она будет играть решающую роль в международных организациях и войдет в топ-10 крупнейших экономик мира. Чтобы достичь этого, Турция должна добиваться прогресса во всех направлениях и в каждой области, проявлять интерес к каждому вопросу, связанному с глобальной стабильностью, и вносить соответствующий вклад».
Таким образом, результаты выполнения амбициозного плана властей по превращению Турции в передовую страну к 2023 г. оказались далеки от успеха. Стоит также отметить, что планы, касавшиеся социально-экономической сферы, звучали скорее как популистские лозунги для внутренней аудитории.
Чем действительно может гордиться правительство Р.Т. Эрдогана, так это укреплением международных позиции страны. За последние 20 лет с Турцией стали больше считаться в регионе и мире. Из обычного оплота юго-восточного фланга НАТО в годы холодной войны страна сегодня превратилась в самостоятельную силу. Политика Анкары проявила себя во всей красе после начала СВО России на Украине в феврале 2022 г. На фоне введения масштабных западных санкции против Москвы Турция оказалась единственной страной НАТО, которая этого не сделала. Президент Р.Т. Эрдоган прагматично заявлял, что власти страны не будут присоединяться к антироссийским санкциям, потому что не могут позволить своим гражданам замерзнуть без российского газа, а также учитывая важность некоторых двусторонних проектов. «Мы не можем отложить в сторону наши отношения с Россией. Мы получаем около половины потребляемого нами природного газа из России. Кроме того, сегодня мы с Россией строим нашу АЭС “Аккую”. Мы не можем оставить всё это в стороне», — добавил Р.Т. Эрдоган.
Однако экспансионистские амбиции Р.Т. Эрдогана и дорогостоящая внешняя политика не всем в Турции по душе. Объединенная турецкая оппозиция чувствует, что многих избирателей в стране больше интересуют социально-экономические вопросы и улучшение качества жизни обычных граждан, а не участие Турции в очередном международном конфликте, поэтому и фокус всей оппозиционной программы направлен именно на внутреннюю политику. Внешняя политика осталась без чётких формулировок и свелась к общей идее — «все международные соглашения, скорее всего, останутся в силе». По отдельным важным вопросам были озвучены некоторые планы. Так, по Сирии оппозиция уже пообещала отправить все 3,7 млн сирийских беженцев обратно домой, наладить отношения с президентом Башаром Асадом и скорректировать свою политику в гражданской войне. Что собирается делать турецкая оппозиция с Идлибом пока, однако, не известно. Стоит учесть, что из-за большого количества разных обязательств, которые К. Кылычдароглу пришлось взять на себя, чтобы стать единым кандидатом, вряд ли можно от него требовать большей конкретики кроме таких нейтральных формулировок как «невмешательство во внутренние дела соседей, беспристрастная внешняя политика и соблюдение международных норм».
При этом, конечно, не стоит забывать, что кемалистская партия традиционно придерживалась западного вектора внешней политики. К. Кылычдароглу уже пообещал перезагрузить отношения с ЕС и НАТО, а также получить для граждан Турции возможность безвизового въезда в страны Шенгенской зоны на срок до трех месяцев. С турецкой оппозицией всегда активно работали и продолжают работать американцы, чего нельзя сказать о России, которая по большей части выстраивала отношения с Р.Т. Эрдоганом.
Куда же мчится турецкая «тройка»
Президент Р.Т. Эрдоган недавно озвучил свой наиболее антизападный комментарий в ходе предвыборной кампании, заявив, что предстоящие выборы должны стать «уроком» для Соединенных Штатов. Так Эрдоган раскритиковал встречу посла США Джеффа Флейка с Кемалем Кылычдароглу, добавив, что теперь его двери для посла США закрыты. Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу потребовал убрать «грязные руки» Соединённых Штатов от Турции, добавив, что «все ненавидят Америку», а выборы 14 мая — это попытка переворота, однако все равно победит Р.Т. Эрдоган, причём в первом туре. Складывается впечатление, что победа действующего президента может закрепить разлад американо-турецких отношений и даже привести к выходу Анкары из НАТО. Однако развитые военно-технические связи, отсутствие у Анкары реальных альтернатив НАТО, геополитическое положение Турции, использование территории страны для базирования американского контингента войск, роль США в регионе и мире и т.д. всё ещё удерживают обе страны «под одной крышей». И пока преимущества турецко-американского союза продолжают перевешивать все его недостатки, то и об окончательном разладе говорить не приходится, несмотря на резкие предвыборные заявления Р.Т. Эрдогана и представителей его партии.
И в случае победы К. Кылычдароглу общий политический курс страны в одночасье не сможет принять совершено новый характер. За годы правления Р.Т. Эрдогана и его партии АКР Турция кардинально трансформировалась, и это наследие после 14 мая не пропадет.
Кемалю Кылычдароглу в случае избрания придется продолжать решать с Россией существующие вопросы, касающиеся работы АЭС «Аккую», переговоров по Сирии, Украине, Нагорному Карабаху и Ливии, газопроводов, борьбы с терроризмом и т.д. Как отметил близкий к турецкой оппозиции политолог Хакан Аксай: «Да, Анкара попытается выправить отношения с Западом, испорченные при Эрдогане, но это не означает похолодания в отношениях с Россией. Кылычдароглу много думает об этом, и это было видно из его послания, переданного в конце апреля российскому экспертному сообществу (круглый стол, посвященный выборам, организованный МГИМО – прим. авт.)».
Так, К. Кылычдароглу озвучил следующие приоритеты во внешней политике Турции и в российско-турецких отношениях. Во-первых, завершение украинского конфликта и обеспечение безопасного продолжения действия Черноморской зерновой инициативы (зернового коридора) с решающей посреднической роли Турции в «разрешении разногласий между нашими двумя соседями». Во-вторых, отстаивание интересов Турции при сохранении здоровых и достойных турецко-российских отношений с учетом важности этих отношений для региональной стабильности. В-третьих, продолжение соблюдения Турцией конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы. Кроме того, сохранение антисанкционной политики страны в отношении России. Он также отметил неодобрение антироссийских настроений в мире. Наконец, он считает важным укрепление и развитие существующего двустороннего сотрудничества во многих областях, в том числе — в борьбе с терроризмом. По мнению К. Кылычдароглу, отношения Анкары и Москвы подвержены кризисам в первую очередь из-за политики Р.Т. Эрдогана, «которая руководствуется личными интересами, игнорируя принципы и институты».
***
Таким образом, кто бы ни оказался у власти в Турции после 14 мая, этот политик будет вынужден править страной в условиях тех запущенных внутренних и мировых тенденций, которые развивались в последние годы. Остановить их или обратить вспять уже не получится: США продолжают постепенно терять свои лидирующие позиции в мире, а многие их союзники проводят самостоятельную политику без оглядки на Вашингтон на фоне усиления роли Китая, Индии, Бразилии и др. Турция же со своими растущими амбициями и возможностями в регионе уже не является тем младшим партнёром Запада, который пытался всеми способами вступить в ЕС и угодить Соединённым Штатам, а будет продолжать искать своё место в складывающемся новом миропорядке.
1. Кандидат в президенты Турции Мухаррем Индже объявил о снятии своей кандидатуры за три дня до выборов.