Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

Переговоры между Сирийскими демократическими силами (СДС) и правительством Сирии демонстрируют ограниченный, но заметный прогресс, вызывая осторожный оптимизм. В рамках реализации соглашения, достигнутого 10 марта 2025 г. при посредничестве США и давлении со стороны Турции, был разработан оперативный план по интеграции военных и гражданских структур курдского самоуправления на северо-востоке страны (Рожава) в государственные институты Сирии.

Тем не менее, несмотря на декларируемые сторонами намерения, практическая реализация договоренностей сопряжена со значительными сложностями. Ключевой проблемой остается отсутствие проработанных механизмов интеграции, что приводит к сохранению напряженности. Обе стороны продолжают маневрировать, стремясь изменить баланс контроля на местах для укрепления своих переговорных позиций, что периодически провоцирует локальные столкновения.

Объединение курдского самоуправления и его военного формирования — СДС — в рамках нового сирийского государства и его армии пока не дало ощутимых результатов. С учетом того, что некоторые участники с обеих сторон предпочитают конфронтацию и решительные меры вместо диалога, существует множество препятствий, способных помешать этому процессу и привести к переходу от переговоров к вооруженному противостоянию. Тем не менее международная и региональная политическая ситуация продолжают оказывать значительное влияние на обстановку в северо-восточной Сирии. В этих условиях переговоры между Дамаском и Рожавой потребуют больше времени, чем зафиксировано в соглашении от 10 марта, поскольку местные акторы имеют ограниченное пространство для маневра. Вероятно, в ближайшем будущем возможны незначительные столкновения в отдельных районах, которые, однако, не должны перерасти в масштабный конфликт.

Переговоры между Сирийскими демократическими силами (СДС) и правительством Сирии демонстрируют ограниченный, но заметный прогресс, вызывая осторожный оптимизм. В рамках реализации соглашения, достигнутого 10 марта 2025 г. при посредничестве США и давлении со стороны Турции, был разработан оперативный план по интеграции военных и гражданских структур курдского самоуправления на северо-востоке страны (Рожава) в государственные институты Сирии.

Тем не менее несмотря на декларируемые сторонами намерения, практическая реализация договоренностей сопряжена со значительными сложностями. Ключевой проблемой остается отсутствие проработанных механизмов интеграции, что приводит к сохранению напряженности. Обе стороны продолжают маневрировать, стремясь изменить баланс контроля на местах для укрепления своих переговорных позиций, что периодически провоцирует локальные столкновения.

Ход переговоров Дамаск — Рожава

Администрация президента США Дональда Трампа активизировала посреднические усилия по ускорению диалога между СДС и правительством Сирии. Визит командующего Центральным командованием ВС США Брэда Купера в Сирию 6 октября 2025 г., последовавший за столкновениями между СДС и правительственными войсками в Алеппо, подтвердил эту активность. В ходе встреч с президентом Ахмедом аш-Шараа и командующим СДС Мазлумом Абди был согласован план реализации договоренностей. Эти дипломатические инициативы США, развивающиеся на фоне изменений после подписания соглашения о прекращении огня в сектора Газа, служат элементом более широкой стратегии по трансформации региональной расстановки сил.

Активизация переговорного процесса стала прямым следствием давления Турции на СДС. Анкара, выражая обеспокоенность сохранением статус-кво, выдвинула ультиматум о возможности военной операции в случае невыполнения условий Дамасского соглашения от 10 марта, которое должно быть реализовано к концу календарного года. Турецкое руководство рассматривает ситуацию с СДС в контексте национальной безопасности, опасаясь, что затягивание реализации соглашения может не только укрепить позиции курдских формирований, но и спровоцировать вмешательство Израиля как ответ на турецкие операции в Сирии и Газе.

Для преодоления кризиса стороны фактически приняли американскую стратегию поэтапного выполнения договоренностей. Такой подход, предполагающий частичные и последовательные уступки, направлен на формирование минимального доверия между конфликтующими сторонами и создание оперативного пространства для продолжения переговоров. К числу важнейших шагов в этом процессе относятся следующие:

  • Формирование оперативной структуры началось с конкретных шагов, таких как освобождение сирийской армией задержанных бойцов СДС, захваченных в ходе боев в Алеппо. Другим важным шагом стало проведение военного сбора в Табке, направленного на снижение напряженности и создание нейтральной площадки для встреч официальных лиц. Эти встречи позволяют сторонам согласовать методы управления и оперативные процедуры.

  • С целью сохранения единства и суверенитета Сирии технические и административные комитеты приступают к обсуждению деталей объединения. Их работа основывается на двух ключевых принципах: Дамаск согласен предоставить определенный уровень местного самоуправления и самообеспечения в обмен на отказ Рожавы от требования децентрализации. По всей видимости, Вашингтон осознает необходимость достижения баланса между сторонами.

  • СДС выступает против передачи под контроль правительства таких стратегически важных территорий, как Дейр-эз-Зор и Ракка. Военные причины этой позиции заключаются в том, что это лишит их естественной водной преграды, служащей линией фронта и дающей тактическое преимущество правительственным силам. Кроме того, это решение ослабит позиции СДС по демографическим и политическим причинам: сокращающаяся доля курдского населения в этих районах делает их уязвимыми, а освобождение арабских племен из-под контроля СДС предоставит правительству дополнительный источник мобилизационного ресурса.

Главным камнем преткновения на переговорах остается военный вопрос. СДС заявляют о существовании устной договоренности, согласно которой их силы будут интегрированы в государственные структуры. В рамках этого плана предполагается создание трех бригад в составе сирийской армии для действий на территориях СДС, назначение офицеров на должности в Министерстве обороны и интеграция силовых структур «Асайиш» (силовое подразделение СДС) и Женских отрядов самообороны (Yekîneyên Parastina Jin, YPJ) в Министерство внутренних дел для обеспечения безопасности в Рожаве. Однако Дамаск категорически отвергает этот подход, считая, что служба в Сирийской арабской армии связана со строгими требованиями и не должна становиться полем для подобных экспериментов, что подчеркивает глубокое идеологическое противостояние сторон.

Проблемы объединения СДС в новое сирийское государство

Процесс интеграции формирований Рожавы (СДС, «Асайиш», YPJ) в государственные структуры Сирии сталкивается с комплексом взаимосвязанных проблем, которые можно разделить на несколько категорий.

Разногласия по техническим вопросам. Несмотря на успешный диалог на высоком уровне, работа технических комитетов буксует из-за углубления в детали и существенных разногласий. Стороны не могут прийти к консенсусу по ключевым вопросам — численность и дислокация войск, полномочия командиров подразделений и распределение должностей, финансирования и военной техники. Используя эти трудности, СДС предлагают Дамаску два варианта: либо формальное объединение, сохраняющее их независимость и структуру (что также защитит их от Турции и снизит напряженность с арабским населением), либо отсрочка интеграции до конца года с предоставлением большей автономии.

Структурная несовместимость армии. В настоящее время сирийская армия не обладает четкой организационной структурой и не располагает регулярными сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами. Существуют лишь объединения группировок, принимавших участие в операции «Сдерживание агрессии», каждая из которых имеет своих командиров и бойцов. Интеграция десятков тысяч бойцов СДС в эти зачастую враждебно настроенные формирования (таких как «Аль-Амшат» и «Аль-Хамзат», которые расположены в непосредственной близости к зонам, контролируемым СДС) чревата внутренними конфликтами. Риск сохраняется, даже если СДС будут размещены в виде отдельных бригад вблизи подконтрольных им территорий.

Идеологические разногласия. Существует фундаментальное идеологическое противоречие между светской идеологией партии «Демократический союз» (PYD), которая руководит курдским самоуправлением в Рожаве и делает акцент на роли женщин в политике и армии, и религиозно-консервативной ориентацией дамасского правительства. Это выражается, в частности, в категорическом отказе Дамаска интегрировать женские отряды YPJ. Кроме того, их военные доктрины несовместимы. Для сирийской армии необходимо выработать комплексную национальную философию, отражающую все аспекты сирийского общества. В свою очередь, курдское самоуправление и его силовые структуры в Рожаве придерживаются локального и этнического подхода, который формирует их философию.

Политические препятствия. Рабочая партия Курдистана (РПК) и значительная часть курдского населения в данном регионе стремятся к независимости, что включает в себя создание курдского государства, представленного СДС. Благодаря слабости Дамаска и международной поддержке, особенно американской, РПК сосредоточила усилия на проекте самоуправления в Рожаве. Абдулла Оджалан освободил СДС от обязательств по сдаче оружия и обозначил регион как «красную линию». В этих условиях прекращение курдского «эксперимента» практически невозможно без серьезных уступок в виде автономии или перераспределения власти и ресурсов.

Неоднозначная позиция США. Политика Вашингтона носит противоречивый характер. США пытаются одновременно сохранить целостность Сирии и не отказываться от поддержки курдских амбиций, что создает неустойчивый баланс. Техническая и материальная поддержка СДС продолжается, что отражает внутренние разногласия в американском истеблишменте: одна группа выступает за укрепление центральной власти и роспуск ополченцев, а другая считает СДС важным инструментом влияния на Турцию и Израиль. В результате стратегия США сводится к управлению кризисами, а не к поиску долгосрочного решения.

Анализ стратегических расчетов СДС

Переговорный процесс и управление кризисом определяются сложной системой стратегических расчетов обеих сторон, которые учитывают как внутреннюю динамику, так и внешние факторы. В этом контексте ставка СДС на временной фактор особенно выделяется. Они рассчитывают, что изменение внешних и внутренних обстоятельств — масштабные конфликты правительства с друзами или алавитами, либо внутренние противоречия между экстремистами и Дамаском — позволят им сохранить независимость и собственную идентичность. Например, события в Эс-Сувейде, усилившие давление на курдов, были использованы СДС как предлог для затягивания процесса объединения и разоружения.

Администрация Дамаска надеется, что давление со стороны Турции и прогресс в переговорах с Израилем вынудят США пересмотреть свою позицию, что значительно ослабит позиции СДС. Кроме того, правительство использует углубляющиеся разногласия внутри СДС между курдскими сторонниками и противниками интеграции, а также арабами, которые составляют значительное большинство в курдских контролируемых районах. Соглашение о распределении власти, которое действовало до свержения администрации Б. Асада и предоставляло курдам контроль над восточной Сирией, теперь востребовано арабским большинством. Конфликт между племенем Шаммар и СДС выступает еще одним подтверждением серьезной напряженности в отношениях между арабскими племенами и Автономной администрацией Рожавы.

При этом возможность полномасштабной войны продолжает сохраняться, и переговоры не смогли ее исключить. Сообщения указывают на высокий уровень боевой готовности и наращивание сил по обе стороны фронта. Внутри обеих коалиций существуют влиятельные группы, недовольные процессом интеграции и стремящиеся к обострению конфликта. Некоторые представители СДС считают войну более предпочтительным исходом, чем полный роспус своих формирований и подавление курдских устремлений. Их уверенность подкрепляется более высоким качеством подготовки, оснащения и дисциплины по сравнению с ослабленными правительственными силами, которые страдают от плохой координации и управления. Важным фактором представляется и потенциальная внешняя поддержка: Масуд Барзани подчеркнул, что курды Иракского Курдистана не останутся в стороне в случае угрозы для сирийских курдов и окажут им значительную помощь. В то же время сирийское правительство, учитывая риск нового переворота на юге и западе страны, вероятно, не сможет позволить себе сосредоточить все военные силы на востоке для противодействия СДС, опасаясь повторения ошибок, допущенных в Эс-Сувейде.

Отдельную угрозу представляют протурецкие группировки, состоящие в основном из племенных общин Алеппо и восточной Сирии, которые открыто нацелены на подчинение курдов, разрушение инфраструктуры СДС и установление контроля над регионом. Они опираются на полномасштабную политическую и военную поддержку Анкары. При этом сама Турция, настаивая на роспуске Отрядов народной самообороны (Yekîneyên Parastina Gel, YPG) из-за их связей с РПК, тем не менее не стремится к полномасштабной войне, опасаясь негативных последствий для собственных переговоров с курдской стороной.

В конечном счете, даже если эти прогнозы не полностью отражают реальность, они способны побудить стороны к началу конфликта. Если война все-таки начнется, она, подобно лесному пожару, мгновенно охватит все регионы Сирии.

***

Объединение курдского самоуправления и его военного формирования — СДС — в рамках нового сирийского государства и его армии пока не дало ощутимых результатов. С учетом того, что некоторые участники с обеих сторон предпочитают конфронтацию и решительные меры вместо диалога, существует множество препятствий, способных помешать этому процессу и привести к переходу от переговоров к вооруженному противостоянию. Тем не менее международная и региональная политическая ситуация продолжают оказывать значительное влияние на обстановку в северо-восточной Сирии. В этих условиях переговоры между Дамаском и Рожавой потребуют больше времени, чем зафиксировано в соглашении от 10 марта, поскольку местные акторы имеют ограниченное пространство для маневра. Вероятно, в ближайшем будущем возможны незначительные столкновения в отдельных районах, которые, однако, не должны перерасти в масштабный конфликт.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju