Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

Современный кризис на Ближнем Востоке выявил сложную дилемму европейской политики. Хотя недавнее сближение Германии, Франции и Великобритании в противовес американскому курсу казалось перспективным, последняя эскалация между Израилем и Ираном наглядно продемонстрировала пределы европейского влияния в регионе. Перед ЕС стоят три тяжелых задачи — сохранить партнерство с США без утраты стратегической автономии; поддерживать Израиль, не поощряя эскалацию; сдерживать Иран, избегая его полной изоляции.

Текущая критика со стороны Европы в адрес Израиля в контексте ситуации в секторе Газа может ослабнуть, а попытки европейских стран аннулировать соглашение об экономическом партнерстве с еврейским государством, как ожидается, будут приостановлены. Вместе с тем, израильско-европейские отношения могут укрепиться в условиях конфронтации с Ираном. При этом любое оставшееся европейское влияние на Тегеран, вероятно, будет утрачено в связи с позицией Европы по поводу текущего конфликта. Попытки ЕС сохранить диалог с Тегераном потерпели крах. Потенциал СВПД исчерпан, а иранское руководство все больше ориентируется на Москву. Европа, демонстрируя слабость и непоследовательность, утратила остатки доверия Тегерана. Ответом становится переход к чисто оборонительной стратегии, направленной на сдерживание и сопровождающейся введением санкций.

Учитывая стратегическую координацию по Ирану и основную цель — предотвращение развития ядерной программы этой страны, а также обеспечение безопасности Израиля и сдерживание региональных конфликтов, война между Израилем и Ираном может предоставить США и Европе возможность преодолеть существующие разногласия. Кроме того, существует перспектива улучшения координации в рамках НАТО, хотя Вашингтон, судя по всему, проявляет большее терпение к агрессивным действиям Израиля, в то время как Европа демонстрирует более осторожный подход к провокациям со стороны Ирана. Тем не менее, принимая во внимание значительную политическую и военную мощь Вашингтона, конфликт скорее всего приведет к увеличению зависимости Европы от США, особенно в контексте региональной политики. Ожидается, что опасения Европы относительно чрезмерной зависимости от американского лидерства на Ближнем Востоке усилятся в связи с текущим кризисом. Несмотря на отсутствие единства и возможностей на наднациональном уровне, требования к более самостоятельной внешней политике становятся все более настойчивыми, особенно со стороны Франции. Конфликт между Израилем и Ираном ставит Европу в стратегически уязвимое положение, что увеличивает вероятность ее «отступления», что ограничит ее способность влиять на другие важные вопросы, включая ситуацию в Украине, трансатлантические отношения и взаимодействие с государствами Ближнего Востока.

Острая недельная конфронтация вокруг сектора Газа, сопровождавшаяся введением санкций против высокопоставленных израильских чиновников и заморозкой дипломатических отношений, резко изменилась после взаимных ударов между Израилем и Ираном. Этот эскалационный виток заставил Европу пересмотреть свою позицию, столкнувшись с комплексом новых вызовов. Европейские государства теперь вынуждены одновременно решать тактические задачи — определять допустимые формы вмешательства, и стратегические вопросы — готовиться к возможной перестройке регионального порядка. Особую тревогу вызывает угроза энергетической безопасности и долгосрочной стабильности в непосредственной близости от границ ЕС.

Израиль и Европа: мнения разделились

13 июня, когда Израиль осуществил свой первый удар по Ирану, большинство европейских реакций сводились к призывам к деэскалации, при этом прослеживалась скрытая поддержка Израиля. В беседе с президентом Израиля Ицкахом Герцогом председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен охарактеризовала ситуацию как «глубоко тревожную» и настоятельно призвала все стороны воздерживаться от ответных действий, стремиться к деэскалации и проявлять сдержанность. Она отметила, что для обеспечения региональной и международной безопасности дипломатическое решение стало более актуальным, чем когда-либо. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас в неофициальном заявлении на видеоконференции подтвердила твердую приверженность Европейского союза региональной безопасности, включая безопасность государства Израиль. Она также призвала все стороны соблюдать международное право, проявлять осторожность и воздерживаться от любых действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям, таким как возможный выброс радиоактивных материалов.

Европейские страны были поделены французским журналом Le Grand Continent на две группы. В первую вошли большинство европейских государств, среди которых Дания, Италия, Финляндия, Ирландия, Хорватия, Нидерланды, Словакия и Великобритания. Они выразили обеспокоенность по поводу ущерба, который атаки Израиля могут нанести региональной стабильности, не осуждая при этом конкретно Израиль или правительство Б. Нетаньяху. Вторая группа, состоящая из Германии, Франции и Чешской Республики, четко выразила свою поддержку Израилю, заявив: «Мы подтверждаем право Израиля защищать себя от любых атак». Однако они воздержались от официального одобрения израильских военных действий, особенно в условиях нарастающих опасений относительно эскалации конфликта. Кроме того, они обвинили Иран в продолжающейся реализации своей ядерной программы. В ходе пресс-конференции во Франции президент Эммануэль Макрон выразил поддержку праву Израиля на самооборону и вновь связался с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху. По словам канцлера Германии Фридриха Мерца, премьер-министр еврейского государства «проинформировал его о проведении израильского нападения на Иран в ходе телефонного разговора». Ф. Мерц также отметил, что «Израиль имеет право на защиту, и Иран не должен развивать ядерное оружие». Министр иностранных дел Чехии Ян Липавский охарактеризовал израильские удары по Ирану как «разумную реакцию Израиля на потенциальную угрозу ядерного оружия», добавив, что Чешская Республика «полностью поддерживает военные действия, направленные на предотвращение создания ядерной бомбы в регионе».

Несмотря на расхождение мнений относительно первоначального удара Израиля, европейские страны единодушны в необходимости деэскалации. Правительства ЕС, которые открыто поддержали право Израиля на самооборону, несмотря на то что он стал инициатором конфликта, призвали к снижению напряженности. 22 июня 2025 г. Министерство иностранных дел Франции опубликовало заявление, в котором выражалась обеспокоенность по поводу ударов США по трем ядерным объектам Ирана. Также был собран совет безопасности правительства Германии, где Ф. Мерц настоятельно призвал Иран к началу мирных переговоров с США и Израилем. Поддерживая утверждение о том, что «Ирану не следует разрешать разработку ядерного оружия, так как это создаст угрозу международной безопасности», Кая Каллас вновь высказала эту точку зрения на платформе X. Она призвала все стороны сделать шаг назад, вернуться к переговорам и предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Данная осторожная позиция акцентирует внимание на усилиях Европы по поддержанию равновесия в отношениях с Израилем и сохранению своей роли посредника в ближневосточной дипломатии.

Противоречие между Европой и Ираном по поводу ракетных и ядерных программ Тегерана имеет более важное значение, чем возникшее в последние недели противоречие между Израилем и Европой, обусловленное ухудшением гуманитарной ситуации в секторе Газа. Это подтверждается изменениями в европейских позициях, выраженных в логике общего осуждения действий Израиля после 7 октября 2023 г. Особенно стоит отметить, что европейская позиция по Ирану обусловлена не только его конфликтом с Израилем; факторами также выступают более широкие альянсы, связанные с политикой Ирана в Сирии и Ливане, его влияние в Красном море через хуситов в Йемене, а также стратегическое партнерство с Россией. Б. Нетаньяху умело использовал сложившуюся ситуацию, переключив внимание с критики операций в Газе на общую «иранскую угрозу», что позволило ему ослабить международное давление и укрепить внутреннюю поддержку. Однако такая тактика ставит под угрозу гуманитарные инициативы в Газе и перспективы перемирия, одновременно демонстрируя, как ближневосточные кризисы трансформируют систему европейских альянсов, создавая временные конфигурации.

Иран и Европа: дипломатия или сдерживание?

В ответ на апрельские 2024 г. израильские атаки Иран развернул масштабные ракетные и беспилотные удары. В этой ситуации европейские страны, прежде всегр Великобритания и Франция, активизировали военное присутствие на Ближнем Востоке. Британские истребители Typhoon с баз на Кипре и в Румынии перехватили несколько иранских дронов, а французские ВМС оказали поддержку Израилю. Ситуация фактически повторилась в октябре 2024 г.

Однако сегодня европейские страны, несмотря на заявленные политические позиции, выражают менее явную поддержку. В первый день эскалации конфликта Э. Макрон заявил, что его страна будет защищать Израиль в случае агрессии со стороны Ирана, при этом подчеркнув, что Франция не планирует участвовать в наступательных операциях и призвал к поиску «дипломатического решения». Однако Франция, как и ранее, не оказывала помощь Израилю в отражении иранских атак. В свою очередь, представители министерства обороны Великобритании сообщили, что британские самолеты больше не участвуют в защите Израиля от возможных иранских контратак. Это контрастирует с прошлым годом, когда военные самолеты Королевских ВВС были готовы к атакам на иранские объекты.

Эта перемена обусловлена рядом факторов. Во-первых, страны не готовы к вовлечению в полномасштабную войну — Иран уже пригрозил нападением на американские и европейские военные объекты и судна в случае вмешательства западных государств. Иран, вероятно, задействует все доступные средства, в случае, если Европа поддержит действия США и Израиля, что может привести к необратимому развитию событий с угрозой нефтяного кризиса. Во-вторых, необходимо учитывать тактическую позицию США. В начале текущего конфликта американские официальные лица акцентировали внимание на том, что США не принимали участие в израильских ударах по иранским ядерным объектам. «Мы не участвуем в атаках на Иран, и нашей главной задачей служит защита американских сил в регионе», — заявил госсекретарь США Марко Рубио в своем обращении вскоре после начала ударов 13 июня. «Позвольте мне уточнить: Иран не должен угрожать американским интересам или персоналу». Тем не менее, как отметил министр обороны США Пит Хегсет, американские военные все же нанесли удар по Ирану, применив тактику обмана и приманок. 22 июня он подчеркнул, что США не стремятся к войне, несмотря на неожиданное нападение на иранские ядерные объекты.

Развитие ирано-израильского противостояния во многом определяется позицией европейских стран. В случае усиления Ирана неизбежно последуют ответные оборонительные меры против Израиля. Осознавая эту угрозу, Великобритания усилила военное присутствие в регионе, дополнительно разместив истребительную авиацию на ближневосточных базах. Эти действия отражают осторожную европейскую стратегию сдерживания, направленную на поддержание баланса сил в регионе и демонстрацию готовности к экстренному реагированию. При этом Европа сознательно дистанцируется от планирования возможных израильских операций, стремясь избежать прямой вовлеченности в конфликт.

В настоящее время дипломатия представляет собой «альтернативный способ вмешательства» Европы. Несмотря на то что иранская сторона, похоже, не проявляет особого желания возобновлять переговоры в новых условиях, большинство европейских лидеров готовы незамедлительно начать диалог с Ираном по вопросам его ядерной программы с целью смягчения нарастающего конфликта.

Ответ ЕС на действия США в отношении Ирана не только иллюстрирует наличие двойных стандартов, но и раскрывает глубокое противоречие между декларируемыми принципами и практическими действиями. Несмотря на риторику У. фон дер Ляйен и К. Каллас о приверженности международному праву, заявление E3 фактически санкционировало американские действия, демонстрируя готовность жертвовать как юридическими нормами, так и собственными стратегическими интересами.

Хотя Иран действительно вел переговоры с министрами иностранных дел E3 за день до удара США и готовился к продолжению обсуждений с американской стороной в Омане, конфликт, начавшийся неделей ранее с Израилем, внес свои коррективы. E3 призвала Тегеран «участвовать в переговорах, направленных на достижение соглашения, устраняющего все опасения, связанные с его ядерной программой». На самом деле, решение Израиля подорвать дипломатические усилия США и Ирана свидетельствует о том, что, в отличие от текущих предположений E3, Иран достаточно серьезно воспринимал переговоры, рассматривая новое соглашение как реальную возможность.

С другой стороны, европейские страны не обладают достаточным влиянием для реализации своей дипломатической стратегии в данном конфликте. Во-первых, это связано с подорванной репутацией Европы как посредника, особенно после того, как она не смогла привлечь Израиль к ответственности за военные действия 13 июня и США за их действия 22 июня. Вместо этого Европа предоставила молчаливую поддержку, подтвердив право на самооборону, несмотря на то что обсуждения по ядерному досье Ирана все еще продолжались в момент атаки Израиля. В результате иранская сторона воспринимает позиции Европы как слабые. Кроме того, Тегеран полностью осознает, что влияние континента на политику правительства Б. Нетаньяху весьма ограничено. Ядерный и ракетный потенциал Ирана, а также его региональное влияние продолжают оставаться серьезными вызовами для Европы. Хотя текущая расстановка сил содержит асимметрии, эта проблема объективно толкает ЕС к большей координации с американскими и израильскими стратегическими приоритетами.

Во-вторых, Европа не располагает возможностью оказать значительное влияние на исход конфликта, так как в данный момент переживает период своей наибольшей слабости, что приводит к снижению ее геополитического влияния, особенно на фоне многочисленных разногласий с администрацией Д. Трампа. В апреле в Омане стартовали переговоры по иранской ядерной программе, в которых европейские страны оказались исключены, несмотря на их активное участие в ядерной сделке, заключенной в Лозанне в 2015 г. при администрации Барака Обамы. Таким образом, США, по всей видимости, контролируют большинство рычагов влияния, как дипломатических, так и силовых, в то время как европейские государства зависят от американской поддержки и готовности Вашингтона идти на уступки.

Европа на распутье

Современный кризис на Ближнем Востоке выявил сложную дилемму европейской политики. Хотя недавнее сближение Германии, Франции и Великобритании в противовес американскому курсу казалось перспективным, последняя эскалация между Израилем и Ираном наглядно продемонстрировала пределы европейского влияния в регионе. Перед ЕС стоят три тяжелых задачи — сохранить партнерство с США без утраты стратегической автономии; поддерживать Израиль, не поощряя эскалацию; сдерживать Иран, избегая его полной изоляции.

Первым аспектом представляется взаимодействие с Израилем. Текущая критика со стороны Европы в адрес Израиля в контексте ситуации в секторе Газа может ослабнуть, а попытки европейских стран аннулировать соглашение об экономическом партнерстве с еврейским государством, как ожидается, будут приостановлены. Вместе с тем, израильско-европейские отношения могут укрепиться в условиях конфронтации с Ираном. Решение Франции отложить саммит ООН, направленный на возобновление инициативы о двух государствах, против которой резко выступают США и Израиль, проистекает из этой ситуации. Тем не менее опасения европейских стран относительно нарушений прав человека со стороны Израиля, а также стремление избежать полной поддержки администрации Б. Нетаньяху остаются актуальными. Однако в долгосрочной перспективе нападение Израиля на Иран может привести к дальнейшему снижению политической и общественной поддержки со стороны Европы, особенно в таких странах, как Испания, Бельгия и Ирландия — они предложили призвать К. Каллас к «тщательному анализу» необязательного консультативного заключения, выданного Международным судом в Гааге прошлым летом. Этот анализ может стать основой для введения европейских санкций в отношении товаров, производимых в оккупированных израильских поселениях на палестинских территориях. В этих государствах сохраняется приверженность к безопасности Израиля, однако наблюдается растущее недовольство его стратегическими решениями и игнорированием инициатив по деэскалации конфликтов. Эти факторы могут привести к ослаблению роли Европы как посредника в конфликте.

Второй аспект — связи с Ираном: любое оставшееся европейское влияние на Тегеран, вероятно, будет утрачено в связи с позицией Европы по поводу текущего конфликта. Попытки ЕС сохранить диалог с Тегераном потерпели крах. Потенциал СВПД исчерпан, а иранское руководство все больше ориентируется на Москву. Европа, демонстрируя слабость и непоследовательность, утратила остатки доверия Тегерана. Ответом становится переход к чисто оборонительной стратегии, направленной на сдерживание и сопровождающейся введением санкций.

В-третьих, вопросы, касающиеся отношений с Соединенными Штатами, требуют особого внимания: учитывая стратегическую координацию по Ирану и основную цель — предотвращение развития ядерной программы этой страны, а также обеспечение безопасности Израиля и сдерживание региональных конфликтов, война между Израилем и Ираном может предоставить США и Европе возможность преодолеть существующие разногласия. Кроме того, существует перспектива улучшения координации в рамках НАТО, хотя Вашингтон, судя по всему, проявляет большее терпение к агрессивным действиям Израиля, в то время как Европа демонстрирует более осторожный подход к провокациям со стороны Ирана. Тем не менее, принимая во внимание значительную политическую и военную мощь Вашингтона, конфликт скорее всего приведет к увеличению зависимости Европы от США, особенно в контексте региональной политики. Ожидается, что опасения Европы относительно чрезмерной зависимости от американского лидерства на Ближнем Востоке усилятся в связи с текущим кризисом. Несмотря на отсутствие единства и возможностей на наднациональном уровне, требования к более самостоятельной внешней политике становятся все более настойчивыми, особенно со стороны Франции. Конфликт между Израилем и Ираном ставит Европу в стратегически уязвимое положение, что увеличивает вероятность ее «отступления», что ограничит ее способность влиять на другие важные вопросы, включая ситуацию в Украине, трансатлантические отношения и взаимодействие с государствами Ближнего Востока.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся