Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Богдасарова

К.полит.н., программный менеджер РСМД

27 января 2020 г. на сайте Центра европейских реформ (Center for European reform), лондонского проевропейского мозгового центра, призванного улучшать работу Европейского cоюза, опубликована статья директора по внешней политике Иана Бонда о внешней политике Великобритании после выхода из Европейского союза. На фоне большого количества российских и зарубежных исследований на эту тему статья И. Бонда представляет особый интерес, так как в ней произведен анализ как ошибок политики Соединенного Королевства в отношении ЕС, так и экспертной реакции на эти ошибки.

Автор статьи утверждает, что Брекзит негативно отразится на внешней политике и политике в области безопасности Соединенного Королевства, несмотря на амбициозные заявления премьер-министра Б. Джонсона и министра иностранных дел Д. Рааба о намерениях Великобритании во внешней политике, сделанные накануне и сразу после Брекзита.

После вступления в ЕС Великобритания проводила свою политику и согласовывала свои действия на международной арене с двумя ключевыми для себя партнерами — США и Европейским союзом. После выхода из ЕС и возникшей «разочарованности» в атлантическом партнере Великобритании придется столкнуться с вызовом обретенной ею независимости и действовать в одиночку в международных делах.

Оставаясь членом «ядерного клуба» и постоянным членом Совета Безопасности ООН, Великобритания будет продвигать свои геополитические интересы и активно участвовать в международных переговорах о ядерном сдерживании. Являясь членом НАТО, Великобритания остается серьезным игроком международного масштаба и может оказывать влияние на формирование европейской политики в области обороны и безопасности.

Современная позиция британского правительства по вопросам безопасности и обороны, указывающая на особое партнерство с ЕС, выходящее за рамки существующих договоренностей, представляется амбициозной. При этом, Лондон настаивает на жестком выходе из ЕС в рамках переходного периода.


27 января 2020 г. на сайте Центра европейских реформ (Center for European reform), лондонского проевропейского мозгового центра, призванного улучшать работу Европейского cоюза, опубликована статья директора по внешней политике Иана Бонда о внешней политике Великобритании после выхода из Европейского союза. На фоне большого количества российских и зарубежных исследований на эту тему статья И. Бонда представляет особый интерес, так как в ней произведен анализ как ошибок политики Соединенного Королевства в отношении ЕС, так и экспертной реакции на эти ошибки.

В начале статьи автор утверждает, что могущественная Британская империя времен королевы Виктории всегда следовала своим интересам, не считаясь ни с союзниками, ни с противниками. Как известно, такой подход в политике применял министр иностранных дел и затем премьер-министр (1855–1865 гг.) лорд Пальмерстон. Подчеркивая могущество Британской империи не только на суше, но и на море, Пальмерстон утверждал, что где бы ни находился британец, и чем бы он ни занимался, он всегда мог рассчитывать на поддержку британского королевского флота. Тем самым давая понять, что могущественная империя всегда находится на страже интересов своих граждан.

С точки зрения автора доклада, историческая преемственность в политике Великобритании сохранилась до сегодняшнего дня, заключенные ею союзы всегда соответствовали ее интересам, и такое положение сохранялось до момента голосования о выходе страны из состава Европейского союза.

Действительно, как известно из послевоенной истории, Великобритания не стремилась стать частью Европы. Премьер-министр военного времени У. Черчилль в знаменитом выступлении о «Соединенных штатах Европы» 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете призывал к единению европейских народов в рамках региональной организации под эгидой ООН. При этом, однако, он не считал, что Великобритания должна войти в состав Соединенных штатов Европы. «В Западном полушарии уже есть одна такая общность: у нас, британцев, есть свое собственное Содружество наций. И мы готовы с уверенность заявить, что такие связи не ослабляют, а, наоборот, усиливают всемирную организацию. Более того, они служат ей надежной опорой. Так почему бы не появиться европейской общности, в рамках которой ослабленные войной народы огромного беспокойного континента объединятся на основе более широкого понимания патриотизма и принципа общего гражданства?». Великобритании же в новой европейской организации У. Черчилль отводил роль союзника или партнера.

Великобритания воздерживалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу до 1973 года, а вступив в него, не поддерживала углубление европейской интеграции, не вступила в еврозону и не присоединилась к Шенгенскому договору. 31 января 2020 г. Великобритания вышла из состава стран — членов Европейского союза.

Автор статьи утверждает, что Брекзит негативно отразится на внешней политике и политике в области безопасности Соединенного Королевства, несмотря на амбициозные заявления премьер-министра Б. Джонсона и министра иностранных дел Д. Рааба о намерениях Великобритании во внешней политике, сделанные накануне и сразу после Брекзита.

Действительно, вскоре после выхода из ЕС правительство Б. Джонсона пересмотрело свой подход к вопросам безопасности, обороны и внешней политики и подготовило комплексный обзор внешней политики, политики в области обороны и безопасности страны. Б. Джонсон подчеркивал, что новая политика имеет долгосрочный характер и рассчитана на десятилетие вперед. Правительство поставило своей целью определиться в отношении роли Великобритании в мире и ее стратегических целей, касающихся национальной безопасности и внешней политики. В обзоре правительство очертило условия, необходимые для реализации стратегических целей, включающие реформы государственных систем и структур, а также работу с союзниками. Таким образом, правительство Б. Джонсона обозначило намерения самостоятельной и независимой Британии на долгосрочную перспективу как в области внешней политики, так и в области обороны.

Министр иностранных дел правительства Б. Джонсона Д. Рааб, вступив в должность, начал переговоры с министрами иностранных дел, подчеркивая, что Брекзит дает большие преимущества для углубления партнерских отношений Великобритании по всему миру. Он провел переговоры с министрами иностранных дел 22 стран. Сразу после вступления на пост министра, Д. Рааб посетил США, Канаду, Таиланд и Мексику, принял участие во встрече министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Он провел переговоры с Канадой по вопросам нарушения прав человека и сотрудничеству в этой области, предлагал начать переговоры о развитии торговли в Юго-Восточной Азии и Мексике, говорил об опасности глобальном изменения климата и роли Великобритании в противодействии этим процессам. Д. Рааб в этот период неоднократно подчеркивал и стремление Британии к сотрудничеству с европейскими партнерами, однако при этом он отмечал, что Брюссель для Великобритании является не единственным союзником. «Мы останемся сильными европейскими партнерами. Но есть еще более широкий мир, который мы должны заново открыть для себя», уточнял он.

Однако недавние изменения в политике США и других стран показали Великобритании, что не все устремления правительства относительно новых союзнических партнерств могут стать реальностью. Надежды на новое американо-британское партнерство, появившиеся после переговоров Д. Рааба с вице-президентом М. Пенсом и бывшим советником по национальной безопасности Дж. Болтоном, касавшихся угроз безопасности, включая вопросы международного судоходства и обеспечения денуклеаризации Северной Кореи, сменились, как справедливо замечает И. Бонд, осознанием ненадежности партнерства с США. Без согласования с ЕС и переговоров с Великобританией по линии НАТО, США вышли из ядерной сделки с Ираном, вывели свои войска из северной Сирии и санкционировали под предлогом борьбы с терроризмом убийство иранского генерала К. Солеймани. Таким образом США не оставили союзникам возможности вывести свои войска в случае ответной реакции Ирана. Министр обороны Великобритании Б. Уоллес был обескуражен действиями администрации Д. Трампа. Он назвал американскую политику «изоляционистской» и призвал к пересмотру положений 2010 г., касающихся британо-американских отношений в случае подготовки к войне или начала военных действий.

После вступления в ЕС Великобритания проводила свою политику и согласовывала свои действия на международной арене с двумя ключевыми для себя партнерами — США и Европейским союзом. После выхода из ЕС и возникшей «разочарованности» в атлантическом партнере Великобритании придется столкнуться с вызовом обретенной ею независимости и действовать в одиночку в международных делах.

И. Бонд указывает на скандал, ставший достоянием общественности в начале 2020 г., который никак не способствовал продвижению только что начавшихся переговоров ЕС и Великобритании по борьбе с преступностью и терроризмом. Речь шла о незаконном копировании британским правительством базы данных ЕС. Не являясь членом Шенгенского соглашения, Великобритания воспользовалась базой данных ЕС, состоящей из более чем 76 миллионов единиц информации о совершенных преступлениях, контрабандных товарах и людях, пропавших без вести. Несмотря на уверения правительства Великобритании о тесном партнерстве с ЕС в области безопасности, об одном из самых высоких в мире уровне защиты данных, предоставления ею ежегодной информации ЕС, Великобритания была обвинена в злоупотреблениях данными Шенгенской информационной системы. Несмотря на то, что Великобритания останется частью базы данных до конца 2020 года в рамках переходного периода и призыв председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен к «новому всеобъемлющему партнерству в области безопасности» между ЕС и Великобританией, скандал с базой данных может стать проблемой в переговорах по Брекзиту.

В переходный период, считает И. Бонд, Великобритании следует оставаться в фарватере политики ЕС по вопросам безопасности, обороны и международных отношений, чтобы продемонстрировать добрую волю при проведении самых значимых для Великобритании переговоров о торговом соглашении с ЕС.

Однако заявление Б. Джонсона не продлевать переходный период ни при каких условиях и заключить торговую сделку с ЕС в рамках переходного периода говорит о решительности правительства проводить самостоятельную независимую политику на своих условиях.

Дмитрий Стефанович:
Британский ядерный трезубец

Оставаясь членом «ядерного клуба» и постоянным членом Совета Безопасности ООН, Великобритания будет продвигать свои геополитические интересы и активно участвовать в международных переговорах о ядерном сдерживании. Являясь членом НАТО, Великобритания остается серьезным игроком международного масштаба и может оказывать влияние на формирование европейской политики в области обороны и безопасности.

Современная позиция британского правительства по вопросам безопасности и обороны, указывающая на особое партнерство с ЕС, выходящее за рамки существующих договоренностей, представляется амбициозной. При этом, Лондон настаивает на жестком выходе из ЕС в рамках переходного периода.

Из-за начала охватившей весь мир пандемии COVID-19 переговоры между Великобританией и ЕС по Брекзиту были приостановлены до улучшения ситуации с коронавирусом. Между тем ведущий от лица Великобритании переговоры по брекзиту Д. Фрост подтвердил позицию правительства и отметил: «Продление переходного периода… создало бы еще большую неопределенность, заставило бы нас больше платить ЕС в будущем и оставило бы нас связанными законами ЕС в то время, когда нам нужно контролировать наши собственные дела. Короче говоря, продление не в интересах Великобритании».


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся