21–22 февраля 2023 г. состоялся визит президента США Джо Байдена в Польшу. Символическое значение этого визита для правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) трудно переоценить. После разочарования польской стороны в победе Джо Байдена в президентской гонке США между Варшавой и Вашингтоном не было практически никаких контактов, однако начало СВО изменило эту ситуацию мгновенно — из трампистской страны с «проблемной демократией» Польша вновь превратилась одного из главных союзников США в Европе.
Тем не менее каких-либо судьбоносных решений по итогам визита озвучено не было. А. Дуда обратился к лидеру США с предложением усилить американское военное присутствие на территории Польши, разместив дополнительную американскую военную технику и вооружение в стране. Хотя, по словам польского президента, это предложение было встречено Байденом с большим вниманием, комментариев от него не последовало.
Особые ожидания связывали и с саммитом «Бухарестской девятки». На переговорах обсуждались дальнейшие шаги по поддержке Киева, трансфер вооружений и координация позиций стран-участниц относительно стратегии НАТО в преддверии летнего саммита Альянса в Вильнюсе. Помимо подтверждения союзнических обязанностей, выражения поддержки вступлению Финляндии и Швеции в НАТО, «девятка» выразила готовность к расширению сотрудничества с Боснией и Герцеговиной, Грузией и Молдавией.
Визит Байдена в Варшаву — причем уже второй по счету с весны 2022 г. — для ПиС стал безусловной победой в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться осенью 2023 г. Слова благодарности и похвалы Польше, произнесенные Байденом, станут важнейшим инструментом внутренней политики. В пропаганде правящей партии визит «лидера свободного мира» и его хвалебные слова в адрес польского народа будут подаваться как доказательство политической мощи польского правительства, его эффективной внешней политики и способности привлечь на свою сторону даже не самых симпатизирующих партии политиков. Тем более что расчеты оппозиционных ПиС политиков на то, что во время встречи с ними лидер США все же покритикует власти за нарушения закона и недостаток демократии в стране, действительно не оправдались.
Важно и то, что визит Байдена укрепил уверенность польского руководства в отсутствии каких-либо альтернатив сценарию «Украина должна победить». Подобная уверенность правительства в безальтернативности развития событий особенно симптоматична на фоне происходящих изменений в настроениях польского общества, в котором наблюдается так называемый «диссонанс позитивного мышления», когда большинство поляков по-прежнему поддерживает помощь Украине, но отношение к украинцам при этом ухудшается.
В преддверии визита Байдена в Польше все чаще звучали заявления о том, что «Варшавская речь» американского президента подтвердит новый статус Польши в трансатлантической архитектуре безопасности. Накануне визита западные СМИ и аналитики писали, что франко-германский тандем полностью себя скомпрометировал попытками договориться с Москвой, утратил «моральный авторитет» и контроль над ситуацией, а «сердце и мозг» ЕС и НАТО — в силу географических и стратегических факторов — все больше смещаются в страны восточного фланга.
Теперь же в Польше уверены, что ключевую роль страны признали и в других столицах ЕС. Звучат идеи, что только союз Варшавы и Киева, скрепленный новым «Елисейским договором» под эгидой США, сможет заменить франко-германский тандем и придать новый импульс развитию ЕС. Утверждения о «ключевом значении» Польши для Запада следует понимать, однако, скорее в географическом и стратегическом смысле, а не политическом. Для ЕС Польша стала фокусом внимания на время военных действий, после же их окончания — даже в случае правильности польской ставки на Киев — лидеры ЕС вряд ли потерпят какой-либо диктат со стороны Польши, у которой в структурах Евросоюза нет ни экономического, ни политического капитала.
Да и в регионе ЦВЕ далеко не все страны готовы безоговорочно принять лидерство Варшавы. На протяжении 2022 г. ей не удавалось заставить Будапешт изменить свою позицию в отношении военного конфликта на Украине, из-за чего были фактически заморожены не только двусторонние отношения, но и деятельность Вишеградской группы. Подпись же К. Новак под декларацией варшавского саммита «девятки» появилась не в результате признания Венгрии лидерства и ключевой роли Польши в ЦВЕ, а, как признают и в польских экспертных кругах, только из-за присутствия на нем Дж. Байдена и Й. Столтенберга.
1–22 февраля 2023 г. состоялся визит президента США Джо Байдена в Польшу, с которым польские власти связывали большие надежды. Визит, по ожиданиям Варшавы, должен был подчеркнуть особую роль Польши в поддержке Киева и в целом в сегодняшних трансатлантических отношениях.
Символическое значение этого визита для правящей в Польше с 2015 г. национал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) трудно переоценить, ведь начало отношений ПиС с администрацией Байдена было довольно унылым. Официальная Варшава откровенно выражала свою поддержку Д. Трампу, при котором США и Польша, по словам польских политиков, переживали «медовый месяц». Президент Польши А. Дуда во время официального визита в Вашингтон в июне 2020 г. открыто выразил уверенность в победе Трампа и не предпринял ни малейшей попытки наладить хотя бы формальный контакт с окружением Байдена [1]. Преодолеть антипатию к системе ценностей будущего президента США полякам не помогло даже то, что на более ранних этапах своей политической карьеры Байден был известен как один из самых активных сторонников вступления Польши в НАТО, а на посту вице-президента США в администрации Б. Обамы считался главным архитектором Европейской инициативы сдерживания (European Deterrence Initiative — EDI), направленной на усиление американского военного присутствия в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) и, в первую очередь, в Польше. Накануне выборов в США, рассчитывая привлечь на сторону кандидата от Демократической партии симпатии многочисленной польской диаспоры, часто говорили об исключительном интересе соперника Трампа к Польше и даже шутили, что из-за увлеченности Байдена этой страной ему впору изменить фамилию на «Байденски». Тем не менее Польша оставалась самым горячим сторонником Д. Трампа во всем Евросоюзе, а его проигрыш ПиС восприняла как собственное поражение.
Впрочем, и сам Байден во время предвыборной кампании не демонстрировал сердечной симпатии к нынешней Польше. Он неоднократно критически отзывался о политике правящей партии, а в одном из интервью привел Польшу в качестве примера усиления тоталитарных режимов в мире. После сильно запоздавшего и довольно сухого поздравления Байдена с победой в президентской гонке от лидера Польши на протяжении первой половины 2021 г. между Варшавой и Вашингтоном не было практически никаких контактов и, казалось, «особые» польско-американские отношения были поставлены на паузу. Однако начало СВО изменило эту ситуацию мгновенно — из трампистской страны с «проблемной демократией» Польша вновь превратилась одного из главных союзников Вашингтона в Европе.
Тем не менее каких-либо судьбоносных решений именно на двустороннем треке по итогам визита озвучено не было. А. Дуда обратился к лидеру США с предложением усилить американское военное присутствие на территории Польши, разместив дополнительную американскую военную технику и вооружение в стране. Хотя, по словам польского президента, это предложение было встречено Байденом с большим вниманием, комментариев от него не последовало. Правда, этот вопрос и для Варшавы, и для Вашингтона довольно щекотливый: концепция строительства в Польше и на польские средства новой базы для постоянного размещения американских военных была выдвинута ПиС еще в 2015 г. и стала флагманским проектом двустороннего сотрудничества Польши и США при Д. Трампе, но так и не была реализована [2]. Единственным реальным результатом переговоров на сегодняшний день стали соглашения о закупках американского газа и строительстве в Польше первой АЭС американской компанией Westinghouse [3].
Особые ожидания наблюдатели связывали и со вторым днем визита, в программе которого значился специальный саммит «Бухарестской девятки» — формата регионального сотрудничества, созданного в 2015 г., в который, помимо Польши, входят также Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Чехия и Эстония. Встреча состоялась на высшем уровне и с участием Дж. Байдена, генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, а также президента Молдавии, которая формально не входит в объединение, М. Санду. На переговорах обсуждались дальнейшие шаги по поддержке Киева, трансфер вооружений и координация позиций стран-участниц относительно стратегии НАТО в преддверии летнего саммита Альянса в Вильнюсе. Помимо подтверждения союзнических обязанностей, выражения поддержки вступлению Финляндии и Швеции в НАТО, «девятка» выразила готовность к расширению сотрудничества с Боснией и Герцеговиной, Грузией и Молдавией. Практические результаты этой встречи пока не очень ясны и, вероятно, проявятся уже на вильнюсском саммите НАТО. Пока же, кажется, наибольшим успехом этих переговоров стало то, что «девятке» все-таки удалось договориться, и под совместной декларацией на этот раз все же появилась подпись главы Венгрии К. Новак [4], хотя содержащиеся в ней некоторые тезисы прямо противоречат как высказываниям В. Орбана, так и реальной политике Будапешта.
Итоги визита для Польши
В отсутствии видимых итогов переговоров можно ли говорить о том, что «гора родила мышь»? И да, и нет. Визит Байдена в Варшаву — причем уже второй по счету с весны 2022 г. — для ПиС стал безусловной победой в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться осенью 2023 г. Слова благодарности и похвалы Польше, произнесенные Байденом, станут важнейшим инструментом внутренней политики. Ведь поляки, как писал известный польский политик и публицист С. Цат-Мацкевич, очень падки на комплименты, а «лестью на темы величия Польши их можно завлечь во что угодно» [5].
В пропаганде правящей партии визит «лидера свободного мира» и его хвалебные слова в адрес польского народа будут подаваться как доказательство политической мощи польского правительства, его эффективной внешней политики и способности привлечь на свою сторону даже не самых симпатизирующих партии политиков. Тем более что расчеты оппозиционных ПиС политиков на то, что во время встречи с ними лидер США все же покритикует власти за нарушения закона и недостаток демократии в стране, действительно не оправдались — встречи Байдена с лидерами оппозиции оказались исключительно протокольными.
Во внутриполитическом аспекте важно будет и то, что визит Байдена укрепил уверенность польского руководства в отсутствии каких-либо альтернатив сценарию «Украина должна победить». Никакие другие, менее выгодные для Варшавы варианты развития ситуации властями, судя по всему, даже не рассматриваются. Подобная уверенность правительства в безальтернативности развития событий особенно симптоматична на фоне происходящих изменений в настроениях польского общества. По данным социологов, в нем наблюдается так называемый «диссонанс позитивного мышления», когда большинство поляков по-прежнему поддерживает помощь Украине, но отношение к украинцам при этом ухудшается. Так, в начале 2023 г. 25% респондентов заявили, что их отношение к украинским беженцам за год изменилось, из них у 68% — в негативную сторону. Параллельно растет недовольство масштабами государственной помощи украинским беженцам. Около 60% участников опросов считают, что правительство «лучше относится к украинцам, нежели к самим полякам» и предоставляет им больше социальной помощи, чем собственным гражданам. На этом фоне в ряде польских СМИ стали появляться статьи о том, что польским властям — коль скоро они полностью следуют в фарватере американской политики безопасности — стоило бы обратить внимание не только на пропагандистские речи демократов, но и на доклады американских аналитических центров, в которых военно-политическое поражение России оценивается как маловероятное, и все чаще звучит «проклятое в Польше» слово «переговоры».
Польша — новый центр Европы?
В преддверии визита Байдена в Польше все чаще звучали заявления о том, что «Варшавская речь» американского президента подтвердит новый статус Польши в трансатлантической архитектуре безопасности. Это не первый случай, когда власти Польши продвигают тезис об эффективности своей внешней политики — с 2015 г. одной из главных фраз в политическом лексиконе ПиС стал лозунг «Польша встает с колен». Позднее, когда Польша, наоборот, значительно утратила свой политический вес в Евросоюзе в результате конфликта с есовскими институтами по вопросу верховенства закона в Польше, ПиС сделала ставку на «особые отношения» с США при администрации Д. Трампа, заявив о том, что является ключевым союзником Вашингтона в Европе. До сегодняшнего дня эти заявления были, скорее, «пропагандой успеха», нежели свидетельствовали о реальном политическом капитале.
На этот раз, однако, ПиС вторили и западные СМИ и аналитики, писавшие накануне визита, что франко-германский тандем полностью себя скомпрометировал попытками договориться с Москвой, утратил «моральный авторитет» и контроль над ситуацией, а «сердце и мозг» ЕС и НАТО — в силу географических и стратегических факторов — все больше смещаются в страны восточного фланга. Эти утверждения очень похожи на риторику лидера правящей партии и «начальника польского государства» Я. Качиньского. Он часто говорит, что у Германии слишком большое влияние в ЕС, на которое у нее нет «морального права» из-за «Второй мировой войны, сотрудничества с Россией, стратегической слепоты, меркантильности протестантской цивилизации, парадов ЛГБТ и антиамериканизма» [6]. Теперь же в Польше уверены, что ключевую роль страны признали и в других столицах ЕС, и уже говорят о необходимости «смены власти» в Евросоюзе. Звучат идеи, что только союз Варшавы и Киева, скрепленный новым «Елисейским договором» под эгидой США, сможет заменить франко-германский тандем и придать новый импульс развитию ЕС.
Утверждения о «ключевом значении» Польши для Запада следует понимать, однако, скорее в географическом и стратегическом смысле, а не политическом. За прошедший год именно Польша из-за близости к театру военных действий и своего положения в ЦВЕ стала военно-технологическим хабом для помощи Киеву, через который идет 90% западных поставок вооружения, техники, топлива и т.д. В этом смысле страна действительно является ключевым и весьма удобным союзником для США.
Для ЕС Польша также стала фокусом внимания на время военных действий, после же их окончания — даже в случае правильности польской ставки на Киев — лидеры ЕС вряд ли потерпят какой-либо диктат со стороны Польши, у которой в структурах Евросоюза нет ни экономического, ни политического капитала. К тому же у Варшавы сложно найти еще какой-либо активный вектор внешней политики, кроме «восточного» — проблемы других «флангов» ЕС ее традиционно мало интересуют, а сам Евросоюз зачастую рассматривается лишь в качестве силы, которую нужно направить против России. Как отмечал известный польский философ и публицист Б. Лаговский, в этом коренится причина того, «что ни Германия, ни Франция не могут наладить с Польшей коммуникативного диалога, не говоря уже о лояльном сотрудничестве» [7].
Да и в регионе ЦВЕ далеко не все страны готовы безоговорочно принять лидерство Варшавы. При существующем понимании того, что лидерские устремления, которые характерны для региональной политики Польши с 2015 г., скорее всего должны in spe отвлечь внимание от политики бэндвэгонинга или клиентелизма в отношении США [8], они все же вызывают беспокойство или раздражение в соседних с Польшей малых и средних странах Европы. Следствием этого стала нестабильность региональных союзов Польши в кризисный период. Доказательством этого послужили как раз результаты встречи «Бухарестской девятки» — наиболее прочного из ныне существующих союзов Польши, на который, по всей видимости, в контексте укрепления восточного фланга Альянса сделал ставку и Вашингтон. На протяжении 2022 г. Варшаве не удавалось заставить Будапешт изменить свою позицию в отношении военного конфликта на Украине, из-за чего были фактически заморожены не только двусторонние отношения, но и деятельность Вишеградской группы. Венгерская же подпись под декларацией варшавского саммита «девятки» появилась не в результате признания Будапештом лидерства и ключевой роли Польши в ЦВЕ, а, как признают и в польских экспертных кругах, только из-за присутствия на нем Дж. Байдена и Й. Столтенберга.
Из-за убежденности в том, что Польша имеет для США и Запада в целом особое значение вне российского контекста, в Варшаве рисуют путь от прифронтового логистического хаба до ключевого игрока в ЕС и НАТО слишком коротким и прямолинейным, что в реальности бывает весьма редко.
1. Jureńczyk Ł. Nie tylko Fort Trump. Stosunki polityczno-wojskowe Polski z USA. Bydgoszcz, 2021. S. 17.
2. На прошлой экстренной встрече формата в Варшаве 25 февраля 2022 г. экс-президент Венгрии Я. Адер отказался подписывать общий документ.
3. На данный момент речь идет о поиске и привлечении инвесторов и начале документального оформления проекта по началу строительства польской атомной электростанции в 2026 г.
4. Jureńczyk Ł. Nie tylko Fort Trump. Stosunki polityczno-wojskowe Polski z USA. Bydgoszcz, 2021. S. 20.
5. Cat-Mackiewicz S.Chciałbym przekrzyczeć kurtynę żelazną. «Lwów i Wilno» 1946–1950, Kraków, 2016. S. 53.
6. Dymek J. Mocarstwowe mrzonki // Przegląd. № 6. 2023. S. 9.
7. Лаговский Б. Польша больна Россией. М., 2018. С. 129.
8. Cohen E.A. America’s Long Goodbye. The Real Crisis of the Trump Era // Foreign Affairs. T. 98, № 1. P. 141.