Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Шеин

К.полит.н., доцент Департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

«Шотландский лев взревел сегодня утром», — так комментировал в 2015 г. результаты всеобщих выборов в Великобритании тогдашний лидер Шотландской национальной партии Алекс Салмонд. Казалось, что тренд на рост поддержки националистов будет только усиливаться на фоне Брекзита, пандемии COVID-19 и небрежности политики и риторики премьер-министра Бориса Джонсона в отношении Шотландии. Вполне осязаемым виделся и новый референдум о независимости региона.

Однако за прошедшие десять лет «рев» «шотландского льва» становился все более робким. Идея повторного референдума так и осталась витать в воздухе, не став инструментом давления в отношении многочисленных консервативных администраций последних лет.

Более того, 29 апреля ушел в отставку первый министр Шотландии Хамза Юсуф. И хотя региональное правительство пережило вотум недоверия в эту среду, партию и регион ждет уже третий лидер за последние полтора года. Поводом для отставки Юсуфа послужило нежелание ждать того самого вотума недоверия от оппозиции и прильнувших к ней партнеров — шотландских «зеленых», которые поддержали ШНП после региональных выборов 2021 г. Причина разлада между националистами и «зелеными» заключалась в том, что Юсуф отказался от планов по сокращению выбросов углекислого газа в Шотландии на 75% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 года.

Без существенных изменений в социально-экономическом курсе, без консолидации партии, без избрания харизматичного лидера и формирования нового привлекательного предложения избирателям «шотландский лев» еще не скоро сможет вновь «взреветь». «Зеленая» повестка, в свою очередь, выглядит необходимой для того, чтобы вернуть поддержку партнеров в Холируде и сохранить правительство до выборов 2026 г., но одновременно с этим она вызывает непонимание и внутри партии, и среди части избирателей.

«Шотландский лев взревел сегодня утром», — так комментировал в 2015 г. результаты всеобщих выборов в Великобритании тогдашний лидер Шотландской национальной партии Алекс Салмонд. Проиграв референдум 2014 г. о выходе региона из состава Соединенного Королевства, партия не чувствовала себя побежденной. В 2015 г. ШНП сформировала третью по численности фракцию в Палате общин (56 мест вместо 6 пятью годами ранее) и практически в автоматическом режиме продолжила свое доминирование на шотландском политическом Олимпе. Казалось, что тренд на рост поддержки националистов будет только усиливаться на фоне Брекзита, пандемии COVID-19 и небрежности политики и риторики премьер-министра Бориса Джонсона в отношении Шотландии. Вполне осязаемым виделся и новый референдум о независимости региона.

Однако за прошедшие десять лет «рев» «шотландского льва» становился все более робким. Идея повторного референдума так и осталась витать в воздухе, не став инструментом давления в отношении многочисленных консервативных администраций последних лет. Да, ШНП по-прежнему лидирует в регионе, но, судя по апрельским опросам, обгоняет своих главных соперников — лейбористов, находящихся в нокдауне в шотландской политике с 2010-х гг., всего на 2%. Более того, 29 апреля ушел в отставку первый министр Шотландии Хамза Юсуф. И хотя региональное правительство пережило вотум недоверия в эту среду, партию и регион ждет уже третий лидер за последние полтора года.

Сергей Шеин, Юлия Белоус, Лолита Королева, Полина Чуприянова, Наталья Семенова:
Деволюция как фактор политической субъектности британских регионов после Брекзита: кейсы Шотландии и Уэльса

Поводом для отставки Юсуфа послужило нежелание ждать того самого вотума недоверия от оппозиции и прильнувших к ней партнеров — шотландских «зеленых», которые поддержали ШНП после региональных выборов 2021 г., когда националисты набрали 62 места из 129 в региональном законодательном органе Холируде (не хватило двух мест для формирования правительства большинства). Причина разлада между националистами и «зелеными» заключалась в том, что Юсуф отказался от планов по сокращению выбросов углекислого газа в Шотландии на 75% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 года. В условиях борьбы с бедностью (приоритета правительства Юсуфа) и активности наиболее консервативного крыла ШНП, не понимающего увлечения «зеленой» проблематикой в ущерб экономики, от амбициозных климатических задач Юсуфу пришлось отказаться. При этом «зеленых» можно понять. Решение правительства шло вразрез с заявлениями первого министра в прошлом году о «переходе к зеленой экономике как моральном императиве», потенциале Шотландии в создании экологически чистых экономических ресурсов и отказе от зависимости от нефтегазового сектора, особенно на северо-востоке.

Указанный правительственный кризис, если поместить его в более широкий контекст сложностей с мобилизацией шотландского населения на проведение нового референдума и снижения рейтингов правящей в регионе партии, позволяет сделать ряд выводов относительно тенденций в европейской (и британской) политике сегодня, которые несколько облегчают жизнь политическом мейнстриму, чьи позиции в последние годы значительно пошатнулись.

Во-первых, несмотря на продолжающееся крутое пике консерваторов в электоральных опросах, Брекзит и консервативный курс в отношении Шотландии (гибкий в случае Кэмерона и ригидный в случае Джонсона) оказался верным с точки зрения изменения партийно-политической ситуации в этом регионе. Раньше партия «зеленых» и регионалисты-сепаратисты (наряду с правыми популистами, но не в Шотландии, а в Англии) были среди основных бенефициаров отчуждения избирателей от мейнстримных левоцентристских и правоцентристских партий. ШНП и «зеленые» шагали дружно еще будучи в одном лагере в 2014 г. во время проведения кампании за выход страны из состава Соединенного Королевства. Однако курс консервативных правительств на диалог с администрацией ШНП в регионе и наделение ее новыми полномочиями в 2010–2014 гг., например, фискальными, предполагал, что избиратель сам разочаруется в националистах из-за их некомпетентности в таких чувствительных для шотландского избирателя сферах, как образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры и т.д. В этом ключе ШНП рисковала оказаться неспособной реализовать важные элементы своей программы и потерять статус протестной партии. Выход государства из состава ЕС поставил крест на идеях независимости ШНП, которая мыслилась только в рамках европейского интеграционного проекта. Как результат, партия власти в регионе, находясь под тяжестью бремени регионального управления, вынуждена отказываться от своих попутчиков («зеленых»), которые, несмотря на коалицию с ШНП (хотя и не официальную), по-прежнему рассчитывают остаться протестной партией. А такие партии, как лейбористы и консерваторы, идущие на втором и третьем местах в электоральном рейтинге региона соответственно, умело собирают и обращают в свою сторону промахи правящей коалиции.

Во-вторых, высока вероятность, что из примера для подражания для европейских сепаратистов всех мастей, ШНП все дальше укрепится в позиционировании себя именно как регионалистской, а не сепаратистской партии, осознанно или нет, но встраиваясь в мейнстрим. Это не будет означать отказа от продвижения повестки независимости, но будет означать невозможность ее реализации в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Обязательства, взятые на себя региональным правительством, вкупе с переданными от Вестминстера полномочиями приведут к тому, что избиратель ШНП не поверит, что партия сможет привести его в светлое независимое будущее, пока она не решит проблемы в социально-экономической сфере. Например, Шотландия лидирует в Европе по количеству смертей от наркотических средств.

Наконец, можно осторожно предположить, что в европейской политике «зеленая» повестка и реальные экономические и инфраструктурные ресурсы вступают во все более внушительные противоречия в массовом сознании. Ярко проявился запрос фермеров Западной и Восточной Европы на «зеленый курс с человеческим лицом» во время протестов в конце прошлого — начале этого года. К слову, это был один из немногих случаев за последнее время, когда Запад и Восток ЕС «пели в унисон». В случае же Великобритании избиратель теряет интерес к климатическим вопросам на фоне ощущаемых и сегодня экономических последствий Брекзита, а партия «зеленых», как результат, теряет свои очки, которые она заработала, «оккупировав» существенную в массовом сознании проблематику. Это, впрочем, и является секретом успеха малых и монопроблемных партий.

Таким образом, без существенных изменений в социально-экономическом курсе, без консолидации партии, без избрания харизматичного лидера и формирования нового привлекательного предложения избирателям «шотландский лев» еще не скоро сможет вновь «взреветь». «Зеленая» повестка, в свою очередь, выглядит необходимой для того, чтобы вернуть поддержку партнеров в Холируде и сохранить правительство до выборов 2026 г., но одновременно с этим она вызывает непонимание и внутри партии, и среди части избирателей.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju