Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный ассистент РСМД

1 июля Словения вступила на пост страны — председателя Совета Евросоюза, приняв эстафету у Португалии. 31 декабря полномочия председателя перейдут к Франции.

Официальная Любляна обозначила ряд приоритетов, которых намерена придерживаться в период своего председательства в Совете ЕС. Все они направлены на сотрудничество в различных сферах, поддержание мира и стабильности, развитие и укрепление связей между государствами, в том числе и с Россией.

В программе Словении речь идет в основном о практических вещах: дальнейшей борьбе с пандемией, восстановлении экономики, укреплении стабильности, поддержании и улучшении связей с соседями. Отсутствует заидеологизированная риторика, которая могла бы иметь место, перейди председательство в Совете ЕС к одной из стран Восточной Европы. В таком случае непременно была бы упомянута борьба с так называемой российской угрозой. Словения же исходит из действительного положения вещей в Евросоюзе и необходимости решать реальные и назревшие проблемы.

1 июля Словения вступила на пост страны — председателя Совета Евросоюза, приняв эстафету у Португалии. 31 декабря полномочия председателя перейдут к Франции.

Официальная Любляна обозначила ряд приоритетов, которых намерена придерживаться в период своего председательства в Совете ЕС. Все они направлены на сотрудничество в различных сферах, поддержание мира и стабильности, развитие и укрепление связей между государствами, в том числе и с Россией.

Необходимо отдельно отметить, что традиционно отношения Любляны и Москвы носят дружественный характер, о чем свидетельствуют регулярные контакты на высшем и высоком уровне, а также достаточно активное экономическое сотрудничество. Двусторонние отношения России и Словении продолжают таковыми оставаться даже в период крайне обострившихся отношений Москвы и Брюсселя, где нередко можно наблюдать жесткие антироссийские выпады отдельных государств, а порой — и откровенную русофобскую истерию. Словения же исходит из принципов realpolitik, прагматизма и своих национальных интересов. В конце июня состоялась встреча замминистра иностранных дел РФ А. Грушко с Чрезвычайным и Полномочным Послом Словении в РФ Бранко Раковцем, в ходе которой российская сторона была проинформирована об основных приоритетах Любляны в Евросоюзе на ближайшее полугодие. Обсуждались и отношения по линии Россия — ЕС, а также отношения двух стран.

Итак, какие конкретно приоритеты выделяет Словения на период своего председательства в Совете Евросоюза?

Во-первых, наращивание усилий по борьбе с COVID-19. Речь идет о поддержке систем здравоохранения, наращивании темпов вакцинации населения, контроле за санитарно-эпидемиологическими ограничениями и распространении вируса на территории Евросоюза. Напомним также, что Словения официально одобрила российскую вакцину Sputnik V, шел даже разговор о возможной закупке Любляной нескольких партий российского препарата до одобрения на уровне ЕС, однако на сегодняшний день решение так и не было принято. Возможно, в период председательства Словении мы станем свидетелями подвижек на этом направлении.

Второй приоритет — экономическое восстановление Европы после пандемии коронавируса. Не секрет, что из-за весьма жестких и продолжительных локдаунов в странах Евросоюза на фоне роста заболеваемости COVID-19 стала значительно страдать экономика как отдельных государств-членов Союза, так и всего ЕС. По прогнозам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, восстановления европейской экономики и ее возвращения на допандемийный уровень можно ожидать не ранее чем через полтора года. Словения намерена одновременно проявлять гибкость в борьбе с пандемией коронавируса там, где это возможно, но в то же время работать на опережение, чтобы не допустить четвертой волны эпидемии в Европе и дальнейшей деградации экономики, о чем заявил премьер-министр Словении Янез Янша, выступая в Европарламенте.

Третий пункт в списке приоритетов — продвижение переговоров о евроинтеграции стран Западных Балкан: Черногории, Албании, Северной Македонии. Речь в данном случае не идет о Сербии, поскольку Белград, несмотря на «европейский путь», пытается проводить политику многовекторности, активно сотрудничая с Россией и Китаем по отдельным вопросам. Ситуация также осложняется отказом Сербии признать независимость Косово и присоединиться к антироссийским санкциям со стороны ЕС. Что касается ранее перечисленных государств, то Любляна заинтересована в том, чтобы помочь сдвинуть с мертвой точки вопрос о принятии в состав ЕС соседей по бывшей Югославии (Черногория, Северная Македония) и региону (Албания). Вопрос явно затягивается на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, миграционным кризисом в Евросоюзе и рядом других проблем. На этом фоне ЕС пока не готов на быстрое принятие этих государств в свой состав. В период своего председательства Словения планирует провести саммит ЕС — Западные Балканы, а также встречу европейских лидеров с главами стран Восточного партнерства, намеченную на декабрь. Все это дает понять, что Любляна намерена поддерживать и активизировать там, где это возможно, диалог с государствами-кандидатами и партнерами ЕС.

Наконец, немаловажный приоритет — проведение конференции о будущем Европы и повышение уровня глобальной безопасности. Следование ему означает создание площадки для общеевропейских дебатов, где планируется обсудить будущее ЕС: проблемы, пути их решения, основные направления и сферы сотрудничества на ближайшую перспективу. Речь идет и об укреплении европейских ценностей, прав и свобод человека. Будет подниматься вопрос и об активизации сотрудничества с США. Все вкупе должно способствовать надежному и безопасному Евросоюзу, «способному обеспечить безопасность и стабильность в соседних регионах».

***

В программе Словении речь идет в основном о практических вещах: дальнейшей борьбе с пандемией, восстановлении экономики, укреплении стабильности, поддержании и улучшении связей с соседями. Отсутствует заидеологизированная риторика, которая могла бы иметь место, перейди председательство в Совете ЕС к одной из стран Восточной Европы. В таком случае непременно была бы упомянута борьба с так называемой российской угрозой. Словения же исходит из действительного положения вещей в Евросоюзе и необходимости решать реальные и назревшие проблемы.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся