Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Александр Крамаренко

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член СВОП

Очередная утечка в СМИ повествует о серьезном прорыве в расследовании полицией «дела Скрипалей». Якобы установлено, что они были отравлены «опергруппой», все члены которой благополучно возвратились в Россию «после выполнения задания». Если кто-то сомневался в смысле происходящего в наших отношениях с Западом, Британия ясно дает понять, что экзистенциальный для западных элит конфликт продолжается.

Эпоха постправды и фейковых новостей стала и временем постдоказательств. Но открытость информпространства и его высококонкурентная среда обусловливают новое качество нынешней холодной войны, и в этом тоже огромный источник оптимизма.

Очередная утечка в СМИ (The Telegraph) повествует о серьезном прорыве в расследовании полицией «дела Скрипалей». Якобы установлено, что они были отравлены «опергруппой», все члены которой благополучно возвратились в Россию «после выполнения задания». Знание британскими спецслужбами известной блатной песни, появившейся на рубеже 50-х годов, конечно, делает им честь. Но примерно в то же время на Британских островах с легкой руки ирландца Сэмуэля Беккета возник театр абсурда.

Похоже, что обе классики сошлись на британской почве, хотя не все тут ново. В «деле А. Литвиненко» подозреваемыми тоже были назначены российские граждане, которым сначала выдали визы, а потом дали возможность выехать из страны. Британские власти прекрасно понимали, что выдачи из России не будет, а значит, не будет и открытого уголовного суда, на котором пришлось бы предъявлять все доказательства, включая секретные материалы спецслужб. От суда в России они, понятно, отказались. В итоге дело рассматривалось в квазисудебном формате полусекретного «публичного расследования» (с подписками о неразглашении и т.д.), от участия в котором на таких условиях был вынужден отказаться Следственный комитет России (он был признан заинтересованной стороной в коронерском расследовании, которое было свернуто).

Теперь состав «опергруппы» будет определяться британской стороной на основе списков пассажиров авиарейсов и визовых анкет. Последние беспрецедентно объемны и подробны, включают сведения о работодателях и службе в Вооруженных силах: свыше 100 вопросов более чем на 20 листах. Теперь можно понять, зачем нужна Лондону такая архаика в условиях «либерального миропорядка».

Хотя любопытно, кто будет назначен обвиняемыми в этот раз (уже забеспокоились многие из тех, кто 4 марта побывал в Стоунхендж, расположенном в 13 км к северу от Солсбери), поражает абсолютный произвол происходящего, что можно относить только на счет наследия безнаказанности времен холодной войны, когда любая ложь и клевета не могли служить поводом к войне. Поэтому, если кто-то сомневался в смысле происходящего в наших отношениях с Западом, Британия ясно дает понять, что экзистенциальный для западных элит конфликт продолжается. В парламенте даже создана межпартийная координационная группа по «защите Британии от России», и никому не смешно, что пересек океан фарсовый вариант маккартизма, который тоже отсылает нас к рубежу 50-х гг. Британские журналисты не рискуют ставить вопрос об интервью с Юлией Скрипаль, что было бы вполне нормально.

Верно, однако, и другое: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что до ожидания Годо, то, думаю, долго ждать не придется, так как в условиях геополитического эндшпиля все процессы резко ускоряются. Абсурд остается абсурдом хотя бы в глазах рядовых британцев, ставших хранителями здравого смысла, раз он превратился в непозволительную роскошь для элит. По крайней мере, за полтора последних месяца число подписчиков твиттер-аккаунта российского посольства в Лондоне возросло на 20 тысяч человек, или на одну треть. В посольство идут письма британцев с выражениями солидарности с нашей позицией о необходимости предъявления доказательств, которые держать в секрете абсурдно, если они действительно имеются у британских властей.

Эпоха постправды и фейковых новостей, таким образом, стала и временем постдоказательств. Но открытость информпространства и его высококонкурентная среда обусловливают новое качество нынешней холодной войны, и в этом тоже огромный источник оптимизма.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся