Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Ахутина

Генеральный директор МОО «Центр устойчивого развития регионов» (НОРДЕН)

По причине кардинально изменившейся политической ситуации некогда самый благополучный с точки зрения прочности международного взаимодействия и наличия развитой инфраструктуры для сотрудничества регион Балтийского моря на сегодняшний день находится в состоянии глубоко кризиса отношений на всех уровнях. В настоящее время по инициативе западных балтийских стран традиционные партнерские и дружеские связи разрушены. Нереализованным остался целый ряд полезных для регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) РФ инициатив и проектов, в то время как изначально именно трансграничное межрегиональное сотрудничество с участием субъектов СЗФО РФ дало мощный импульс для социально-экономического развития всего региона. Тем не менее представляется важным обсуждать и анализировать возможные пути и форматы для продолжения и развития сотрудничества в его «гуманитарном измерении».

Важный вопрос, которым необходимо задаться: существует ли в текущих условиях вообще какая-то возможность для взаимодействия России со странами Балтийского моря по функциональным направлениям, и что сейчас возможно предпринять для улучшения ситуации? Очевидно, стоит более активно и разумно использовать ресурсы социальных сетей, что позволит привлечь молодежь и обеспечит выход на неформальные группы, также представляется возможным создание собственных платформ для сотрудничества, открытых для деполитизированных представителей экспертного сообщества. Такой интерес существует и будет возрастать, и эту тенденцию необходимо поддерживать. При этом необходимо учитывать, что любые новые форматы коммуникации должны быть привлекательными и воспринимаемыми целевой аудиторией, которую необходимо всесторонне и тщательно изучать, чтобы не получить противоположный эффект. Универсальных инструментов здесь практически нет. В России для этих целей существуют великолепные эксперты-страноведы с большим опытом работы в соответствующих странах и регионах. Однако этот потенциал, к сожалению, не всегда в полной мере оценен.

Рано или поздно осознание того, что успешное региональное развитие невозможно без усилий всех его обитателей, обязательно придет, и тогда взаимодействие возобновится. Самое сложное — это восстановление доверия. Тут будущим поколениям предстоит преодолеть воистину тяжелейший груз враждебных действий, взаимных упреков и обид.

По причине кардинально изменившейся политической ситуации некогда самый благополучный с точки зрения прочности международного взаимодействия и наличия развитой инфраструктуры для сотрудничества регион Балтийского моря на сегодняшний день находится в состоянии глубоко кризиса отношений на всех уровнях. В настоящее время по инициативе западных балтийских стран традиционные партнерские и дружеские связи разрушены. Нереализованным остался целый ряд полезных для регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) РФ инициатив и проектов, в то время как изначально именно трансграничное межрегиональное сотрудничество с участием субъектов СЗФО РФ дало мощный импульс для социально-экономического развития всего региона. Тем не менее представляется важным обсуждать и анализировать возможные пути и форматы для продолжения и развития сотрудничества в его «гуманитарном измерении».

В данной статье представлена обобщенная информация об опыте взаимодействия в регионе Балтийского моря (начиная с 1990-х гг.), отражена специфика регионального сотрудничества между государствами, объединёнными общим водным пространством и общей сухопутной границей протяженностью более 1800 км. Более того, представлена краткая характеристика текущей ситуации и перспективы международного взаимодействия в регионе Балтийского моря в условиях геополитического кризиса.

Обсуждая вопрос о состоянии гуманитарных отношений России со странами региона Балтийского моря (РБМ), необходимо учитывать ряд факторов, определяющих специфику регионального сотрудничества. Приграничное и трансграничное сотрудничество на Балтике имеет давние традиции — большинство региональных платформ было учреждено в самом начале 1990-х гг.: Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Парламентская Конференция Балтийского моря (ПКБМ), Организация субрегионального сотрудничества Совета государств Балтийского моря (ОСССГБМ), Союз Балтийских Городов, ХЕЛКОМ, партнерства Северного Измерения и многие другие. Кроме того, активно шло взаимодействие и в рамках двусторонних форматов, включая побратимские связи между городами.

На протяжении 30 лет отношения развивались весьма плодотворно и продуктивно благодаря сложившейся многоуровневой межсекторной инфраструктуре для сотрудничества между странами, регионами и городами, в которую естественным образом вовлекались власти, ВУЗы, общественные объединения, учреждения культуры, представители экспертного сообщества. Кроме того, партнерские отношения имели в своем арсенале все необходимые ресурсы — как человеческие, так и инструменты и механизмы финансовой поддержки.

Субъекты СЗФО РФ были заинтересованы во взаимодействии с коллегами из стран региона и принимали самое активное участие в проектной деятельности, в том числе по линии приграничных и трансграничных программ Интеррег (Interreg). Велась совместная межправительственная и экспертная работа по поиску общих и взаимовыгодных точек соприкосновения Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года и Стратегии ЕС для региона Балтийского моря на благо социально-экономического развития всего региона.

За годы сотрудничества появился огромный пласт профессиональных и личностных отношений между жителями региона, сотрудничество в котором всегда имело ярко выраженное «человеческое измерение», здесь люди всегда были главным активом. Сложилась уникальная и, как казалось, незыблемая атмосфера доверия, взаимопонимания и уважения. Партнеры исходили из общности интересов и задач, продиктованных географической близостью, естественным желанием объединить ресурсы и совместными усилиями отвечать на возникающие вызовы для благополучия общего региона и его граждан.

Как известно, в феврале–марте 2022 года российское участие и членство во всех вышеупомянутых организациях было приостановлено, а на данный момент с выходом России из Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) завершилось полностью.

Следует отметить, что изначально именно наличие РФ в составе этих организаций являлось их сильным конкурентным преимуществом, выгодным и, по сути, единственным отличием от других структур в регионе, о чем ни раз заявляли представители стран — членов СГБМ, продвигая особую «добавленную стоимость» организации и обосновывая ее значимость.

Ситуация изменилась кардинально в феврале 2022 г. после начала Россией специальной военной операции на Украине. Первые две недели политическое руководство балтийских организаций находилось в полном смятении, пытаясь определить возможные и приемлемые для всех пути развития в кризисный период. В некоторых структурах, в том числе в СГБМ, обсуждался и сценарий полного закрытия. Вскоре выход был найден — в обход собственных же уставов членство РФ было приостановлено и продолжился «business as usual». Ни одна из платформ, созданная для взаимодействия в РБМ, прежде всего с Россией и российскими представителями, не закрылась, все продолжили функционировать в комфортной для себя среде, и при этом, становясь совершенно бесполезными, поскольку, подстраивая свою деятельность под Балтийскую стратегию ЕС, начали ее дублировать. В краткосрочной перспективе многосторонние форматы сплотились вокруг порицания действий РФ и поддержки Украины. Каждая организация и координаторы политических направлений Стратегии ЕС для Балтийского региона представили свой план по «оказанию помощи» украинским представителям, что в основном свелось к распространению своих, по их мнению, уникальных знаний и экспертизы. Второе объединяющее всех направление — это темы, которые в силу их небезопасности не поддерживались Россией. В качестве примера здесь можно привести вопросы, связанные с подъемом захороненных на дне Балтийского моря боеприпасов, включая химоружие.

В долгосрочной перспективе шансов на выживание данных организаций крайне мало, можно предвидеть серию закрытия либо сворачивания деятельности таких организаций на интервале 3–4 ближайших лет.

Таким образом, на данный момент вырисовывается следующая картина: связи на всех уровнях прерваны либо разорваны, существуют формальные запреты на любые контакты с российскими представителями, причем не только с властями и госструктурами РФ, но и вообще любыми российскими организациями и их представителями, включая ВУЗы и НКО, экспертные сообщества и профессиональные союзы. Государственная граница с Финляндией закрыта, в другие страны ЕС на Балтике въезд граждан РФ строго ограничен. При этом негативное информационное влияние на своих граждан не ослабевает, а у РФ практически отсутствуют какие-либо альтернативные каналы для распространения информации; русские диаспоры оказались в сложных условиях выбора — любые контакты с российскими дипмиссиями находятся под запретом с прямой угрозой закрытия общественных организаций, продолжающих какое-либо взаимодействие с официальными российскими представителями. Следует отметить, что само существование диаспор, в том числе оплата помещений, находятся в руках местных властей, что представляет собой дополнительный рычаг давления.

Важный вопрос, которым необходимо задаться: существует ли в текущих условиях вообще какая-то возможность для взаимодействия России со странами Балтийского моря по функциональным направлениям, и что сейчас возможно предпринять для улучшения ситуации? Очевидно, стоит более активно и разумно использовать ресурсы социальных сетей, что позволит привлечь молодежь и обеспечит выход на неформальные группы, также представляется возможным создание собственных платформ для сотрудничества, открытых для деполитизированных представителей экспертного сообщества. Такой интерес существует и будет возрастать, и эту тенденцию необходимо поддерживать. Здесь можно вспомнить слова российских властей о том, что нет недружественных людей и народов, а есть недружественные элиты и правительства. При этом необходимо учитывать, что любые новые форматы коммуникации должны быть привлекательными и воспринимаемыми целевой аудиторией, которую необходимо всесторонне и тщательно изучать, чтобы не получить противоположный эффект. Универсальных инструментов здесь практически нет. В России для этих целей существуют великолепные эксперты-страноведы с большим опытом работы в соответствующих странах и регионах. Однако этот потенциал, к сожалению, не всегда в полной мере оценен.

Видится возможным и более активное использование площадок третьих стран, структур международного сотрудничества, включая отраслевые, где Россия, либо российские эксперты, присутствуют наряду с другими, включая представителей и из «недружественных стран», и где неформальный диалог по-прежнему возможен.

В завершение необходимо отметить, что восстановление отношений — это всегда длительный процесс, который, вероятно, начнется снизу, с людей, например, это могут быть ВУЗы или бизнес, причем малый бизнес.

В региональном контексте необходимо продолжать предпринимать усилия, направленные на развитие региона Балтийского моря по всем тем направлениям, где Россия с партнерами в свое время преуспели. Рано или поздно осознание того, что успешное региональное развитие невозможно без усилий всех его обитателей, обязательно придет, и тогда взаимодействие возобновится.

Самое сложное — это восстановление доверия. Тут будущим поколениям предстоит преодолеть воистину тяжелейший груз враждебных действий, взаимных упреков и обид.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся