Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.17)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Всеволод Шимов

Эксперт Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ)

Начало 2017 г. в Беларуси выдалось весьма напряженным. Рост внутренней напряженности сопровождался кризисом в отношениях с ключевыми внешнеполитическими партнерами — Россией и ЕС.

Проблема равенства в российско-белорусских отношениях возникает постоянно из-за объективных различий в масштабах двух стран. Одна из главных проблем любых интеграционных объединений вокруг России — их изначальная асимметричность. Стремление Москвы сделать своё политическое влияние в этих объединениях пропорциональным экономической и демографической доле будет неизбежно наталкиваться на противодействие «младших» союзников, что с завидной регулярностью демонстрируют российско-белорусские отношения. Решения этой проблемы пока нет ни у Москвы, ни у Минска.

В отношениях с Западом у Минска возникает проблема иного рода. Беларусь стремится к максимально прагматичным и деидеологизированным отношениям, наталкиваясь на противоположное желание западных партнеров наполнить двустороннюю повестку политико-идеологическим содержанием: права человека, демократизация белорусской политической системы и т.п. Именно политические противоречия с Западом привели в своё время к фактической заморозке отношений и введению санкций против Беларуси.

Наиболее комфортным партнером для Беларуси, как ни парадоксально, оказывается Китай, который предлагает Минску повестку, наполненную исключительно прагматикой, и не отягощенную излишним бременем политики и идеологии. Проблема равенства во взаимоотношениях с Пекином также не возникает — в силу географической удаленности. Однако эта же удаленность накладывает и неизбежные ограничения на белорусско-китайское сотрудничество.


Начало 2017 г. в Беларуси выдалось весьма напряженным. Рост внутренней напряженности сопровождался кризисом в отношениях с ключевыми внешнеполитическими партнерами — Россией и ЕС.

Внутриполитическую напряженность спровоцировал «Декрет о предупреждении социального иждивенчества» (в просторечии «декрет о тунеядцах»), обязавший неработающих граждан уплачивать ежегодный взнос (в размере порядка 180 долл.). Недовольство, вызванное декретом, тут же подхватила белорусская оппозиция, попытавшись канализировать его в политические протесты. В феврале–марте в разных регионах республики состоялся ряд протестных акций, кульминацией которых стали выступления 25 марта, приуроченные к ежегодно отмечаемому оппозицией «дню воли» (день провозглашения т.н. Белорусской народной республики в 1918 г.). Политическая напряженность тут же поставила под вопрос процесс нормализации отношений с Западом, кропотливо выстраиваемый Минском последние несколько лет. Всё это происходило на фоне очередного кризиса в российско-белорусских отношениях из-за неурегулированного вопроса по ценам энергоносителей для Беларуси, а также болезненной реакции Москвы на решение Минска предоставить безвизовый въезд в Беларусь сроком на 5 дней для граждан 80 государств. В частности, вскоре после этого решения белорусской стороны последовало введение режима пограничной зоны с Беларусью и паспортного контроля в российских аэропортах для пассажиров, прилетающих из Беларуси.

К настоящему времени этот многослойный кризис, по всей видимости, разрешился во вполне благоприятном для Беларуси ключе. Приостановка действия «декрета о тунеядцах» позволила снять внутреннюю напряженность, реакция Запада на события 25 марта оказалась весьма сдержанной, а выводы о конце очередной «оттепели» в отношениях с Западом — преждевременными. Пока Минск может не опасаться очередного витка политической изоляции и возобновления режима санкций. А 3 апреля, после встречи В. Путина и А. Лукашенко, на которой лидеры обоих государств смогли договориться о дальнейшем режиме поставок российских энергоносителей в Беларусь, выправились и российско-белорусские отношения.

Таким образом, внутри- и внешнеполитический кризис, который пережила Беларусь в феврале–марте 2017 г., не привел к потрясению основ белорусского общества. Вместе с тем он обозначил ряд системных проблем в отношениях Беларуси с внешнеполитическими партнерами, которые никуда не исчезли и могут вновь дать знать о себе в недалеком будущем.

21 апреля 2017 г., выступая с ежегодным посланием Национальному собранию, А. Лукашенко уделил много внимания российско-белорусским отношениям, подчеркнул их особый характер, не обойдя вниманием и сохраняющиеся сложности и противоречия. В частности, по словам А. Лукашенко, «нас обижает очень, когда нам в России кто-то толкует, что мы чуть ли не за их счет живем, мы опять чего-то просим, вымаливаем и так далее… Мы не нахлебники. Поддерживая нас, вы поддерживаете себя, во-первых, а во-вторых, единственное, чего мы хотим, — чтобы у нас были равные условия для работы». Действительно, проблема равенства в российско-белорусских отношениях возникает постоянно из-за объективных различий в масштабах двух стран. Одна из главных проблем любых интеграционных объединений вокруг России — их изначальная асимметричность. Стремление Москвы сделать своё политическое влияние в этих объединениях пропорциональным экономической и демографической доле будет неизбежно наталкиваться на противодействие «младших» союзников, что с завидной регулярностью демонстрируют российско-белорусские отношения. Решения этой проблемы пока нет ни у Москвы, ни у Минска.

В отношениях с Западом у Минска возникает проблема иного рода. Беларусь стремится к максимально прагматичным и деидеологизированным отношениям, наталкиваясь на противоположное желание западных партнеров наполнить двустороннюю повестку политико-идеологическим содержанием: права человека, демократизация белорусской политической системы и т.п. Именно политические противоречия с Западом привели в своё время к фактической заморозке отношений и введению санкций против Беларуси. Снятие санкций и относительное «потепление» в отношениях с ЕС и США не устранили это фундаментальное противоречие. Беларусь по-прежнему стремится уйти от навязываемой Западом политико-идеологической повестки, переведя двусторонние отношения на сугубо экономико-прагматические рельсы. В своём выступлении 21 апреля А. Лукашенко в очередной раз призвал Запад отказаться от политики давления на Беларусь и сосредоточиться на взаимовыгодном сотрудничестве.

В этом контексте наиболее комфортным партнером для Беларуси, как ни парадоксально, оказывается Китай, который предлагает Минску повестку, наполненную исключительно прагматикой, и не отягощенную излишним бременем политики и идеологии. Проблема равенства во взаимоотношениях с Пекином также не возникает — в силу географической удаленности. Однако эта же удаленность накладывает и неизбежные ограничения на белорусско-китайское сотрудничество.

«Мягкая сила» Китая, основанная на принципе «экономика без политики», давно приносит Пекину свои дивиденды на постсоветском пространстве, все больше вовлекая бывшие союзные республики в китайские проекты, такие как «новый Шелковый путь», о котором говорил и А. Лукашенко в своем выступлении. Однако рост влияния Китая на постсоветском пространстве таит свои угрозы и подводные камни. В частности, в Казахстане и Центральной Азии, наиболее вовлеченных в торгово-экономические отношения с Китаем, ощутимо растет китаефобия, которая уже становится серьезным политическим фактором. Так, именно страх «китайской экспансии» в минувшем году стал одним из побудительных мотивов «земельных протестов» в Казахстане, где многие опасаются, что приватизация сельхозугодий может привести к их массовой скупке китайскими фермерами. Для Беларуси, где приток китайской рабочей силы не обрел таких масштабов, «китайская угроза» пока выглядит абстрактной.

Однако есть и другого рода риски. Китай вполне может манипулировать своим экономическим влиянием на постсоветском пространстве, порождая здесь новые очаги напряженности. Пресловутый «новый шелковый путь» представляет собой систему альтернативных маршрутов. Параллельно с транспортным коридором через территорию ЕАЭС (Казахстан–Россия–Беларусь) развивается конкурирующий маршрут через Центральную Азию и Закавказье, интерес к которому проявляет и Украина. Экономическая конкуренция между странами-транзитерами, накладываясь на застарелые политические противоречия, может спровоцировать очередную дестабилизацию на постсоветском пространстве. Таким образом, и для Беларуси, и для ЕАЭС в целом Китай может оказаться не только геополитическим и экономическим противовесом ЕС, но и источником новых вызовов и угроз.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.17)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju