Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

В Киеве с помпой сменили шило на мыло. Событие готовилось долго — отрепетировали еще год назад, когда в июле 2014 г. Арсений Яценюк вдруг решил уйти в отставку, но Верховная Рада решение в итоге не одобрила — те несколько дней Владимир Гройсман и успел впервые побыть премьером Украины. Теперь решение окончательное и пересмотру не подлежит. Прежний глава кабмина потерял возможность обменивать обещания на западную финансовую помощь, стране потребовалось новое имя — с чистой «кредитной историей».

Еще 12 апреля посол США на Украине Джеффри Пайетт откровенно заявил, что очередной транш кредитных гарантий от США, МВФ и ЕС будет невозможен до тех пор, пока Украина не обретет новое правительство «с четким мандатом на проведение реформ».

 

REUTERS/Gleb Garanich

 

Поэтому первым делом после назначения новый украинский премьер позвонил отчитаться в Вашингтон и Брюссель. В ответ получил от вице-президента США Джо Байдена благословение на «необходимый импульс для ускорения системных реформ в Украине», а от главы Европарламента Мартина Шульца — высокую оценку двустороннего взаимодействия между Европейским парламентом и Верховной Радой времен В. Гройсмана. Если к этому добавить заявленные приоритеты работы нового правительства, то, казалось бы, завтра на Украине снизят тарифы ЖКХ, реинтегрируют Донбасс, чиновники прекратят воровать, а на Крещатике зацветут каштаны. Но есть одно упрямое «но» - всё это Украина уже проходила не далее, чем два года назад, и назначение премьера из прежней «элитной обоймы» принципиально ситуацию не меняет. К слову, ровно два года назад — в апреле 2014 г. — тот же Байден, говоря о той же Украине, заявлял, что стране жизненно важно провести структурные реформы и победить коррупцию — надежды на выполнение этой задачи возлагались на новое к тому моменту руководство страны, включая правительство А. Яценюка. Прошло полтора года — снова Байден в Киеве и снова призывает проводить реформы и бороться с коррупцией. В апреле 2016 г. поменялась табличка на кабинете премьер-министра Украины, а в остальном — те же проблемы, те же надежды и увещевания западных союзников и, скорее всего, тот же результат.

 

Объясняется этот пессимистический прогноз хотя бы тем, что у США и Евросоюза нет глубокого понимания ситуации, сложившейся на Украине, а соответственно — нет и стратегии выхода из кризиса. С 2013 г. в российском информационном пространстве не прекращают раздаваться стенания, что Москва «проспала» Украину. Да, стенания вполне справедливые — проспала, упустила, ошиблась. Но теперь выясняется, что ту же Украину теперь вот-вот проспит и Европа. Сначала один любимец Брюсселя ушел готовить Киев «к земле», да так в мэрии и остался на потеху почтенной публики. Теперь собрала узелок и еще одна европейская надежда, из кресла премьер-министра. А в добавок к этому и внутри самого Евросоюза уже совсем не рады украинцам, что вполне отчетливо продемонстрировал референдум в Нидерландах. И дело тут не только в 61 голландском проценте против ассоциации Украины с ЕС. При такой низкой явке (чуть более 32% имеющих право голоса), которую продемонстрировало голосование в Нидерландах, на исход выборов вполне было можно повлиять мобилизацией активного меньшинства сторонников Украины. Но даже столько единомышленников не удалось найти и призвать действовать. Оскандалить дискуссию в ОБСЕ или в Европарламенте о нарушении прав человека на Украине — это сколько угодно, а найти реальных сторонников евроинтеграции своей страны — уже проблема.

 

В итоге, как ни странно, ближе всего к Европе Украина была при «преступном режиме» В. Януковича, а теперь уверенно дрейфует в никуда под растерянными взглядами западных союзников. Немалая заслуга в этом тех, кто с самого начала провозгласили себя «евроинтеграторами» Украины. Западное видение проблемы существенно искажается восточноевропейскими «экспертами» по демократизации постсоветского пространства — прежде всего Прибалтикой и Польшей. Для таких «операторов» Восточной политики ЕС главная компетенция представителя власти — озабоченность соседством с Россией. А. Яценюк и другие лидеры «новой» Украины такому нехитрому требованию вполне отвечали, а потому нашли в лице восточноевропейских коллег своих главных друзей. В марте 2015 г. президент Литвы Даля Грибаускайте даже получила в Киеве премию «Человек года»-2014, заявив при этом, что Украину «поддерживают все люди свободной Европы», а когда отставка «евроинтеграционного правительства» стала неизбежной глава МИД этой прибалтийской республики Линас Линкявичюс признал, что, оказывается, и проблемы украинского правительства ни для кого не были секретом, и вообще «сейчас только его отставка могла сдвинуть с места то противодействие, которое в последнее время сформировалось в Украине». Почему в таком случае столь просвещенный в украинских реалиях Вильнюс все это время молчал, собирая клятвы дружбы, и не помогал сформировать более эффективное правительство? Почему не направил своих «старших партнеров» в Брюсселе или Вашингтоне по верному пути в решении украинской проблемы?

 

В итоге, пока украинский политический процесс будет оставаться зависимым от идеи противостояния с Россией и «защиты Европы», никакие властные рокировки не выведут Украину из тупика, а европейские лидеры так и будут возлагать надежды по оздоровлению страны на всё новое правительство, которое будет отличаться от предыдущего лишь табличками на дверях рабочих кабинетов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся