Украина пытается победить коррупцию шилом и мылом
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД
В Киеве с помпой сменили шило на мыло. Событие готовилось долго — отрепетировали еще год назад, когда в июле 2014 г. Арсений Яценюк вдруг решил уйти в отставку, но Верховная Рада решение в итоге не одобрила — те несколько дней Владимир Гройсман и успел впервые побыть премьером Украины. Теперь решение окончательное и пересмотру не подлежит. Прежний глава кабмина потерял возможность обменивать обещания на западную финансовую помощь, стране потребовалось новое имя — с чистой «кредитной историей».
Еще 12 апреля посол США на Украине Джеффри Пайетт откровенно заявил, что очередной транш кредитных гарантий от США, МВФ и ЕС будет невозможен до тех пор, пока Украина не обретет новое правительство «с четким мандатом на проведение реформ».
REUTERS/Gleb Garanich
Поэтому первым делом после назначения новый украинский премьер позвонил отчитаться в Вашингтон и Брюссель. В ответ получил от вице-президента США Джо Байдена благословение на «необходимый импульс для ускорения системных реформ в Украине», а от главы Европарламента Мартина Шульца — высокую оценку двустороннего взаимодействия между Европейским парламентом и Верховной Радой времен В. Гройсмана. Если к этому добавить заявленные приоритеты работы нового правительства, то, казалось бы, завтра на Украине снизят тарифы ЖКХ, реинтегрируют Донбасс, чиновники прекратят воровать, а на Крещатике зацветут каштаны. Но есть одно упрямое «но» - всё это Украина уже проходила не далее, чем два года назад, и назначение премьера из прежней «элитной обоймы» принципиально ситуацию не меняет. К слову, ровно два года назад — в апреле 2014 г. — тот же Байден, говоря о той же Украине, заявлял, что стране жизненно важно провести структурные реформы и победить коррупцию — надежды на выполнение этой задачи возлагались на новое к тому моменту руководство страны, включая правительство А. Яценюка. Прошло полтора года — снова Байден в Киеве и снова призывает проводить реформы и бороться с коррупцией. В апреле 2016 г. поменялась табличка на кабинете премьер-министра Украины, а в остальном — те же проблемы, те же надежды и увещевания западных союзников и, скорее всего, тот же результат.
Объясняется этот пессимистический прогноз хотя бы тем, что у США и Евросоюза нет глубокого понимания ситуации, сложившейся на Украине, а соответственно — нет и стратегии выхода из кризиса. С 2013 г. в российском информационном пространстве не прекращают раздаваться стенания, что Москва «проспала» Украину. Да, стенания вполне справедливые — проспала, упустила, ошиблась. Но теперь выясняется, что ту же Украину теперь вот-вот проспит и Европа. Сначала один любимец Брюсселя ушел готовить Киев «к земле», да так в мэрии и остался на потеху почтенной публики. Теперь собрала узелок и еще одна европейская надежда, из кресла премьер-министра. А в добавок к этому и внутри самого Евросоюза уже совсем не рады украинцам, что вполне отчетливо продемонстрировал референдум в Нидерландах. И дело тут не только в 61 голландском проценте против ассоциации Украины с ЕС. При такой низкой явке (чуть более 32% имеющих право голоса), которую продемонстрировало голосование в Нидерландах, на исход выборов вполне было можно повлиять мобилизацией активного меньшинства сторонников Украины. Но даже столько единомышленников не удалось найти и призвать действовать. Оскандалить дискуссию в ОБСЕ или в Европарламенте о нарушении прав человека на Украине — это сколько угодно, а найти реальных сторонников евроинтеграции своей страны — уже проблема.
В итоге, как ни странно, ближе всего к Европе Украина была при «преступном режиме» В. Януковича, а теперь уверенно дрейфует в никуда под растерянными взглядами западных союзников. Немалая заслуга в этом тех, кто с самого начала провозгласили себя «евроинтеграторами» Украины. Западное видение проблемы существенно искажается восточноевропейскими «экспертами» по демократизации постсоветского пространства — прежде всего Прибалтикой и Польшей. Для таких «операторов» Восточной политики ЕС главная компетенция представителя власти — озабоченность соседством с Россией. А. Яценюк и другие лидеры «новой» Украины такому нехитрому требованию вполне отвечали, а потому нашли в лице восточноевропейских коллег своих главных друзей. В марте 2015 г. президент Литвы Даля Грибаускайте даже получила в Киеве премию «Человек года»-2014, заявив при этом, что Украину «поддерживают все люди свободной Европы», а когда отставка «евроинтеграционного правительства» стала неизбежной глава МИД этой прибалтийской республики Линас Линкявичюс признал, что, оказывается, и проблемы украинского правительства ни для кого не были секретом, и вообще «сейчас только его отставка могла сдвинуть с места то противодействие, которое в последнее время сформировалось в Украине». Почему в таком случае столь просвещенный в украинских реалиях Вильнюс все это время молчал, собирая клятвы дружбы, и не помогал сформировать более эффективное правительство? Почему не направил своих «старших партнеров» в Брюсселе или Вашингтоне по верному пути в решении украинской проблемы?
В итоге, пока украинский политический процесс будет оставаться зависимым от идеи противостояния с Россией и «защиты Европы», никакие властные рокировки не выведут Украину из тупика, а европейские лидеры так и будут возлагать надежды по оздоровлению страны на всё новое правительство, которое будет отличаться от предыдущего лишь табличками на дверях рабочих кабинетов.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |