Евразийский союз укрепляется в Юго-Восточной Азии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД
Евразийская интеграция продолжает продвигаться в направлении Юго-Восточной Азии. На встрече министров экономики и торговли России и стран-членов АСЕАН было принято решение о создании исследовательской группы, которой предстоит оценить перспективность создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и данным экономико-политическим сообществом, включающим 10 стран — Таиланд, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Бруней, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам.
К такому решению стороны шли практически с самого начала функционирования Евразийского экономического союза. Вьетнам на этом пути сыграл роль пробного шара — 29 мая 2015 г. с этой республикой Юго-Восточной Азии ЕАЭС подписал соглашение о свободной торговле, первый документ такого рода в своей истории. Согласно планам развития сотрудничества между ЕАЭС и Вьетнамом, торговый оборот между сторонами в краткосрочной перспективе должен вырасти в 2–2,5 раза — с 4 млрд долл. США до 8–10 млрд долл. США. При этом, например, для экспортеров стран ЕАЭС на молочную продукцию, семена льна, калийные удобрения и ряд других товаров ставка таможенной пошлины будет снижена сразу до 0% без переходного периода, а на бензин, грузовые автомобили, алкоголь и пр. пошлины будут сняты в ближайшие 10–12 лет. Важной особенностью договоренностей между ЕАЭС и Вьетнамом стало включение в соглашение не только непосредственно торговых вопросов, но и мер по защите интеллектуальной собственности, а также открытие рынка госзакупок. Завершение ратификационных процедур по ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом должно произойти к концу лета 2016 г. и, соответственно, с осени Соглашение вступит в силу.
49 встреча министров иностранных дел стран АСЕАН, 26 июля 2016 г.
В ЕЭК не скрывали с самого начала, что ЗСТ с Вьетнамом не только цель, но и средство для дальнейшего выхода в целом на экономическое пространство АСЕАН, объединяющее более 600 млн жителей. Участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии также наблюдали за динамикой диалога Вьетнама с ЕАЭС: так, например, по словам посла Индонезии в России Джаухари Оратмангуна, этот диалог может стать «примером сотрудничества для других стран-участниц АСЕАН как двустороннего, так и регионального». В итоге в мае 2016 г. на саммите Россия-АСЕАН, который прошел в Сочи, движение в сторону Соглашения о ЗСТ Евразийского экономического союза и АСЕАН получило политическую поддержку сторон.
Однако следует признать, что пробный вьетнамский шар вовсе не гарантирует в полной мере успешность сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН в целом. Проблема в том, что пространство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии весьма неоднородно экономически, политически и культурно. Так, например, экономика Вьетнама в 10 раз меньше, чем Индонезии или Таиланда, но в те же 10 раз больше, чем Лаоса или Камбоджи. Соответственно, различаются и структура экономик внутри сообщества, и интересы стран-участниц. Насколько гармонично можно совместить экономики стран АСЕАН и ЕАЭС, предстоит детально определить созданной исследовательской группе, но уже сейчас можно сказать в первом приближении, почему интеграция с АСЕАН может быть интересна Евразийскому экономическому союзу.
Во-первых, Юго-Восточная Азия — один из полюсов роста мировой экономики. Совокупный ВВП стран АСЕАН составляет 2,3 трлн долл. США и при этом демонстрирует стабильный рост на протяжении последних 20 лет, начиная с азиатского финансового кризиса 1997 г. В условиях нестабильного Ближнего Востока и проблем Европейского союза подобные партнеры для ЕАЭС особенно ценны.
Во-вторых, пространство АСЕАН — рынок растущего потребительского спроса. По данным Forbes, последние 15 лет доходы населения в этих странах росли примерно на 5% ежегодно, а к 2025 г. число потребителей в регионе должно удвоиться. Рост потребления подкрепляется процессом урбанизации: уже сейчас почти четверть населения стран Ассоциации в городах численностью более 200 тыс., а к 2025 г. еще 54 млн человек станут горожанами.
В-третьих, страны АСЕАН — крупные экспортеры сырьевой продукции, которая при этом не дублирует строчки сырьевого экспорта стран ЕАЭС. На страны ассоциации приходятся значительные запасы кокосового и пальмового масла, абаки-пеньки, олова, хромовой руды.
АСЕАН. Новый виток интеграции и позиции России. Ридер РСМД
В-четвертых, новые технологии. Сингапур, Малайзия и Таиланд — крупные мировые производители высокотехнологичной продукции, автомобильных комплектующих, бытовой электроники. В условиях ограничений для технологического сотрудничества с западными странами кооперация с развитыми странами Юго-Восточной Азии, без сомнений, интересна.
Наконец, в-пятых, сам факт работы над Соглашением о свободной торговле со столь перспективной и динамично развивающейся группой стран свидетельствует о жизнеспособности евразийской интеграции и её привлекательности для других успешных стран.
Однако при этом остаются потенциальные стратегические проблемы, связанные с созданием Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в которое вовлечены четыре страны АСЕАН — Бруней, Сингапур, Вьетнам и Малайзия. Данный проект не предусматривает (по крайней мере, на сегодняшний день) ни участия ЕАЭС, ни участия еще одного экономического полюса Восточной Азии — Китая. Пути преодоления этих сложностей спрогнозировать пока затруднительно в силу незавершенности процессов и непрозрачности работы над ТТП. Поэтому нельзя исключать, что экономическая интеграция ЕАЭС и АСЕАН — лишь первый шаг на пути, который в будущем приведет к конкуренции в регионе между евразийским экономическим блоком (в широком смысле — со включением Китая и стран Южной Азии) и Транстихоокеанским партнерством во главе с США.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |