Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

Евразийская интеграция продолжает продвигаться в направлении Юго-Восточной Азии. На встрече министров экономики и торговли России и стран-членов АСЕАН было принято решение о создании исследовательской группы, которой предстоит оценить перспективность создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и данным экономико-политическим сообществом, включающим 10 стран — Таиланд, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Бруней, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам.

 

К такому решению стороны шли практически с самого начала функционирования Евразийского экономического союза. Вьетнам на этом пути сыграл роль пробного шара — 29 мая 2015 г. с этой республикой Юго-Восточной Азии ЕАЭС подписал соглашение о свободной торговле, первый документ такого рода в своей истории. Согласно планам развития сотрудничества между ЕАЭС и Вьетнамом, торговый оборот между сторонами в краткосрочной перспективе должен вырасти в 2–2,5 раза — с 4 млрд долл. США до 8–10 млрд долл. США. При этом, например, для экспортеров стран ЕАЭС на молочную продукцию, семена льна, калийные удобрения и ряд других товаров ставка таможенной пошлины будет снижена сразу до 0% без переходного периода, а на бензин, грузовые автомобили, алкоголь и пр. пошлины будут сняты в ближайшие 10–12 лет. Важной особенностью договоренностей между ЕАЭС и Вьетнамом стало включение в соглашение не только непосредственно торговых вопросов, но и мер по защите интеллектуальной собственности, а также открытие рынка госзакупок. Завершение ратификационных процедур по ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом должно произойти к концу лета 2016 г. и, соответственно, с осени Соглашение вступит в силу.

 

49 встреча министров иностранных дел стран АСЕАН, 26 июля 2016 г.

 

В ЕЭК не скрывали с самого начала, что ЗСТ с Вьетнамом не только цель, но и средство для дальнейшего выхода в целом на экономическое пространство АСЕАН, объединяющее более 600 млн жителей. Участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии также наблюдали за динамикой диалога Вьетнама с ЕАЭС: так, например, по словам посла Индонезии в России Джаухари Оратмангуна, этот диалог может стать «примером сотрудничества для других стран-участниц АСЕАН как двустороннего, так и регионального». В итоге в мае 2016 г. на саммите Россия-АСЕАН, который прошел в Сочи, движение в сторону Соглашения о ЗСТ Евразийского экономического союза и АСЕАН получило политическую поддержку сторон.

 

Однако следует признать, что пробный вьетнамский шар вовсе не гарантирует в полной мере успешность сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН в целом. Проблема в том, что пространство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии весьма неоднородно экономически, политически и культурно. Так, например, экономика Вьетнама в 10 раз меньше, чем Индонезии или Таиланда, но в те же 10 раз больше, чем Лаоса или Камбоджи. Соответственно, различаются и структура экономик внутри сообщества, и интересы стран-участниц. Насколько гармонично можно совместить экономики стран АСЕАН и ЕАЭС, предстоит детально определить созданной исследовательской группе, но уже сейчас можно сказать в первом приближении, почему интеграция с АСЕАН может быть интересна Евразийскому экономическому союзу.

 

Во-первых, Юго-Восточная Азия — один из полюсов роста мировой экономики. Совокупный ВВП стран АСЕАН составляет 2,3 трлн долл. США и при этом демонстрирует стабильный рост на протяжении последних 20 лет, начиная с азиатского финансового кризиса 1997 г. В условиях нестабильного Ближнего Востока и проблем Европейского союза подобные партнеры для ЕАЭС особенно ценны.

 

Во-вторых, пространство АСЕАН — рынок растущего потребительского спроса. По данным Forbes, последние 15 лет доходы населения в этих странах росли примерно на 5% ежегодно, а к 2025 г. число потребителей в регионе должно удвоиться. Рост потребления подкрепляется процессом урбанизации: уже сейчас почти четверть населения стран Ассоциации в городах численностью более 200 тыс., а к 2025 г. еще 54 млн человек станут горожанами.

 

В-третьих, страны АСЕАН — крупные экспортеры сырьевой продукции, которая при этом не дублирует строчки сырьевого экспорта стран ЕАЭС. На страны ассоциации приходятся значительные запасы кокосового и пальмового масла, абаки-пеньки, олова, хромовой руды.

 

АСЕАН. Новый виток интеграции и позиции России. Ридер РСМД

 

В-четвертых, новые технологии. Сингапур, Малайзия и Таиланд — крупные мировые производители высокотехнологичной продукции, автомобильных комплектующих, бытовой электроники. В условиях ограничений для технологического сотрудничества с западными странами кооперация с развитыми странами Юго-Восточной Азии, без сомнений, интересна.

 

Наконец, в-пятых, сам факт работы над Соглашением о свободной торговле со столь перспективной и динамично развивающейся группой стран свидетельствует о жизнеспособности евразийской интеграции и её привлекательности для других успешных стран.

 

Однако при этом остаются потенциальные стратегические проблемы, связанные с созданием Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в которое вовлечены четыре страны АСЕАН — Бруней, Сингапур, Вьетнам и Малайзия. Данный проект не предусматривает (по крайней мере, на сегодняшний день) ни участия ЕАЭС, ни участия еще одного экономического полюса Восточной Азии — Китая. Пути преодоления этих сложностей спрогнозировать пока затруднительно в силу незавершенности процессов и непрозрачности работы над ТТП. Поэтому нельзя исключать, что экономическая интеграция ЕАЭС и АСЕАН — лишь первый шаг на пути, который в будущем приведет к конкуренции в регионе между евразийским экономическим блоком (в широком смысле — со включением Китая и стран Южной Азии) и Транстихоокеанским партнерством во главе с США.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся