Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

8–9 июля в Варшаве пройдет саммит НАТО, на котором будет обсуждаться целый ряд вопросов, напрямую связанных с безопасностью на постсоветском пространстве. Главный из них — сохранится ли в Европе выстроенная после 1991 г. архитектура безопасности. Единой точки зрения на это в экспертно-политических кругах стран НАТО нет. Мнения колеблются между стремлением любыми способами, включая военные, ограничить влияние России в сопредельных государствах и желанием ради прагматической выгоды нормализовать отношения с Москвой. Последнее будет означать признание за Россией права иметь собственные интересы в ближнем зарубежье наравне с западными странами и соответственно остановку милитаризации Восточной Европы, которую можно наблюдать в настоящее время. У каждой из точек зрения есть свои страны-сторонницы на постсоветском пространстве, однако Варшавский саммит не сможет удовлетворить желания ни одного из лагерей.

 

Прибалтийские республики — единственные члены НАТО на постсоветском пространстве, однако уверенности в себе и в собственной безопасности им это, очевидно, не добавляет. Последние годы Вильнюс, Рига и Таллин заняты лоббированием в западных политических кругах отмены Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г. и размещения на территории своих стран полноценных военных баз Североатлантического Альянса. Предыдущая неудачная попытка конвертировать своих страхи в столь принципиальные политические решения стран НАТО состоялась на саммите глав государств организации в Уэльсе (сентябрь 2014 г.), следующая — скорее всего, будет как раз в Варшаве. Руководство Альянса уже сейчас готовит «утешительный приз» балтийским сестрам. В июне генсек НАТО Йенс Столтенберг объявил о скором размещении в Литве, Латвии, Эстонии и Польше четырех батальонов. Министр обороны Литвы Юозас Олекас уже выразил недовольство столь скромной поддержкой, но командующий силами США в Европе Бен Ходжес заверил, что милитаризация региона будет продолжена.

 

REUTERS/Kacper Pempel

Учения военной полиции перед саммитом НАТО в Варшаве, май 2016 г.

 

Подобные заявления вполне соответствуют и курсу стран — «отличниц» «Восточного партнерства»: Украины, Молдовы и Грузии. Однако для этих республик первостепенной остается задача присоединения к Североатлантическому Альянсу. На наличие территориальных конфликтов, закрывающих дорогу в НАТО, руководство этих стран будто закрывает глаза. Впрочем, если учесть, что, например, той же Украине позволили подписать Соглашение об ассоциации с ЕС даже с невыполненным «домашним заданием», то наверняка при сильной необходимости найдутся обходные пути и для членства этих стран в НАТО. Другое дело, что, судя по всему, такой сильной необходимости в Альянсе пока не ощущают. В апреле 2016 г. посол США при НАТО Дуглас Льют заявил о невозможности расширения блока на Восток в ближайшей перспективе. Более того, американский представитель аргументировал это тем, что подобный шаг помешает развитию отношений с Москвой. Подобное заявление как минимум ставит под сомнение перспективность внешнеполитического курса постсоветских лидеров евроинтеграции. Соответственно, и в Варшаве не будут приняты принципиальные решения, касающиеся вступления Украины, Молдовы и Грузии в НАТО, но взамен будет традиционно продемонстрирована на словах солидарность с этими странами и абсолютная готовность всеми силами «сдерживать Россию» во имя «ценностей свободы и демократии».

 

Но не станет Варшавский саммит при этом и успехом для России и Беларуси, которые в целом консолидировано выступают за сдерживание НАТО. Российские официальные лица не раз за последнее время выступали с резкой критикой действий Альянса, подкрепляя слова усилением обороноспособности у западных границ, прежде всего в Калининградской области и Крыму. Аналогичную реакцию вызывают действия НАТО и в Минске, несмотря на потепление отношений с западными странами, наметившееся в последние годы. Буквально за месяц до Варшавского саммита, Александр Лукашенко заявил, что Альянс нагнетает обстановку у российских границ, и в случае конфликта Беларусь выступит с Россией единым фронтом. Словно в подтверждение этих слов в середине июня в республике прошли успешные испытания реактивной системы залпового огня «Полонез».

 

by24.org

Залп "Полонеза"

 

Несмотря на подобные действия Москвы и Минска, активность НАТО в регионе в преддверии саммита не демонстрирует стремления к деэскалации военной и политической напряженности. С 7 по 17 июня в Восточной Европе прошли одни из крупнейших за постсоветский период военные учения стран НАТО и ряда внеблоковых партнеров «Анаконда-2016», в которых приняли участие 3000 единиц боевых машин, 105 самолетов и вертолетов, 12 кораблей и 31 тысяча военнослужащих из 24 стран. В учениях приняли участие даже совместная Литовско-польско-украинская бригада (ЛитПолУкрбриг), созданная якобы для участия в гуманитарных операциях, хотя в рамках «Анаконды-2016» отрабатывался сценарий отражения военной агрессии с Востока.

 

Подобные военные маневры вызвали не только ожидаемую критику со стороны Москвы, но и осуждение со стороны Германии. «Чего нам сейчас не следует делать, так это продолжать обострять ситуацию бряцанием оружия и боевыми кличами», — заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер по итогам «Анаконды-2016». Однако пока немецкий дипломат со своей миролюбивой позицией очевидно находится в меньшинстве в западных политических кругах. Соответственно, серьезные предложения по поводу снижения военной напряженности в Восточной Европе на Варшавском саммите сформулированы не будут. В итоге лучшее, что может случиться 8–9 июля в Варшаве — будут заблокированы наиболее радикальные требования ряда восточноевропейских государств, которые способны вызвать в Европе новый виток напряженности.  

 

www.mil.gov.ua

Учения «Анаконда-2016»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся