Брюссель намерен взяться за «двоечников» евроинтеграции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД
Европейский союз намерен реанимировать «Восточное партнерство». На 7 встрече глав МИД ЕС и стран-участниц программы дипломаты обсудили магистральные пути развития отношений Брюсселя с шестью постсоветскими республиками.
Рижский саммит «Восточного партнерства», прошедший ровно год назад, фактически констатировал смерть данной инициативы. По крайней мере, в её прежнем виде, когда европейские механизмы и ценности позиционировались как универсальные инструменты государственной модернизации и предлагались типовыми «пакетами» Беларуси, Украине, Молдавии и странам Закавказья. Однако бюрократическая логика Еврокомиссии не допускает бесславного завершения проекта — бюджеты необходимо осваивать, а внешние контакты Евросоюза развивать. Поэтому тогда же в Риге было объявлено, что очередной саммит стран «Восточного партнерства» состоится в 2017 г. Для чего необходимо проводить еще встречи и останется ли программа существовать в прежнем виде — вопрос вторичный. Ответ на него искали спустя год — на прошедшей 23 мая в Брюсселе встрече министров иностранных дел стран ЕС с коллегами из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.
Фото: EPA/OLIVIER HOSLET/Vostock Photo
Саммит министров иностранных дел стран ЕС с участием Федерики Могерини и министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. 23 мая, 2016
К настоящему времени кризис беженцев, очевидно, перекрыл проблемы отношений с восточными партнерами и даже украинский кризис, поэтому верховный представитель ЕС по иностранным делам Ф.Могерини на встрече поспешила заверить, что для Брюсселя чрезвычайно важно «поддерживать баланс внимания между южным и восточным направлениями». Сохранение внимания к Востоку выразилось в готовности ЕС трансформировать «Восточное партнерство» ради его сохранения.
Обновление инициативы, судя по прошедшей встрече, заключается в дифференциации подходов Брюсселя к разным партнерам в зависимости от их интереса к евроинтеграции. Пожалуй, больше всего в последние годы за такую реформу «Восточного партнерства» ратовала Беларусь, отлученная от ряда форматов работы в рамках программы из-за «скромных амбиций» на европейском направлении. Теперь страна «аутсайдер» постсоветского клуба любителей евроинтеграции превратилась в главного бенефициара предстоящего саммита. Если гвоздем программы саммита ВП 2013 г. была Украина с её соглашением об ассоциации, в 2015 г. — украинский кризис и его влияние на регион, то главным событием саммита 2017 г. может стать заключение базового соглашения между Минском и Брюсселем. Глава МИД РБ В. Макей на майской встрече предложил начать консультации по этому вопросу.
Еще одну группу стран-участниц программы составили Азербайджан и Армения. Несмотря на различия и противоречия между этими республиками, их цель в рамках «Восточного партнерства» одинакова — заключение обновленного соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Азербайджан представил свой проект документа еще на саммите в Риге, Армения инициировала консультации по аналогичному соглашению в декабре 2015 г. По сути, новая правовая база отношений с Брюсселем должна стать заменой ассоциативному договору, от которого отказались ранее Ереван и Баку.
Третья группа стран-участниц «Восточного партнерства» включает вчерашних «любимчиков» Брюсселя на постсоветском пространстве — Украину, Грузию и Молдову. Основная задача ЕС в отношении этих республик, как ни парадоксально, на этот раз наименее амбициозна — продемонстрировать солидарность и идейное родство. За последние годы эти страны из «любимчиков» превратились в балласт европейской дипломатии. Киевские власти игнорируют поддерживаемые Евросоюзом Минские соглашения и компрометируют «европейский выбор» внутриукраинским хаосом. Недалеко от киевских коллег ушло и молдавское руководство, вызвавшее отнюдь неевропейским уровнем коррупции многомесячные уличные акции протеста и правительственный кризис. В итоге основная задача Брюсселя на этом направлении на сегодняшний день — продемонстрировать хорошую мину при неудачной игре. Киев и Тбилиси, помимо этого, правда, до сих пор ждут отмены визового режима с ЕС, но, как дали понять накануне майской встречи ВП министры внутренних дел Франции и Германии, решение этого вопроса откладывается на неопределенно долгий срок.
В подготовке саммита «Восточного партнерства» 2017 г. обращает на себя и тот факт, что организаторы до сих пор не договорились о месте проведения встречи. Вопрос, казалось бы, технический, но в нынешних условиях он получает политическое значение. Председатель Совета ЕС первой половины в 2017 г. — Мальта. Проводить саммит о восточной политике ЕС здесь, как минимум, странно. Возможно, фото с красивых мальтийских пляжей в инстаграммах и твиттерах политического украинского бомонда и демонстрировали бы их электорату успешность «европейского выбора» Киева, но в целом, конечно же, сложно объяснить, где пересекаются интересы Мальты, Брюсселя и Украины, Молдовы или Армении. Самое логичное место проведения очередного саммита «Восточного партнерства» — Таллин. Председательство Эстонии в ЕС ненамного позже мальтийского — оно назначено на 2018 г. Вероятно, конечно, и сам Таллин не сильно настаивает на получении такой привилегии — проводить у себя саммит проблемной программы. Но важнее в данном случае другое: брюссельской бюрократии необходимо продемонстрировать активную работу программы, а саммит с задержкой на год подчеркнул бы кризис восточной политики Евросоюза.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |