Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Соболев

Торговый представитель России в Германии

Дмитрий Попцов

Независимый политолог

Декларируемый ЕС переход к массовому использованию водорода в качестве основного источника энергии затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности государств-членов. В случае успешного достижения всех поставленных целей это позволит создать глобальную водородную экономику, ориентированную в первую очередь на снижение климатической нагрузки.

На этом фоне активно развивается рынок электромобилей, который органично дополняется государственной поддержкой соответствующих научно-практических работ, ориентированных на стимулирование перехода к климатически нейтральному транспорту.

Основные финансово-экономические механизмы по стимулированию выпуска новых видов транспорта в ФРГ зафиксированы в двух документах — Программе действий по предотвращению изменения климата до 2030 г. и Пакете мер стимулирования экономики для преодоления экономических последствий пандемии коронавируса. Для удобства стимулирующие механизмы разделены на меры прямой поддержки, инвестирование в создание зарядной инфраструктуры, поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике электромобильного транспорта (в первую очередь в части создания батарей и аккумуляторных элементов).

В ФРГ общий объем основных мер поддержки до 2025 г., выделяемых на развитие электро- и водородного транспорта, составляет чуть больше 10 млрд евро (без учета налоговых послаблений).

Следует подчеркнуть, что эта сумма не учитывает полный объем муниципальных и земельных субсидий, однако раскрывает ключевые направления финансирования со стороны государства на создание экологически чистого транспорта.

В рамках пакета мер по борьбе с экономическими последствиями эпидемии коронавируса правительство ФРГ заявило о выделении в ближайшие годы более 9 млрд евро для реализации национальной Водородной стратегии, 2 млрд евро из которых будут предназначаться для международного сотрудничества по производству водорода в третьих странах. Большая часть этих средств пойдет на стимулирование непосредственно производства водорода, а часть — на строительство водородных заправочных станций.

Текущие приоритеты в НИОКР, а также первые реализованные проекты демонстрируют в первую очередь развитие тяжелого транспорта на водороде — автобусы, поезда, грузовые автомобили. Что касается легковых автомобилей, то в настоящее время очевидно доминирование электромобилей и мер по стимулированию их выпуска. Водород в данном случае выступает в качестве будущего источника электроснабжения для зарядных станций, а не как основа для массового выпуска новых моделей легковых автомобилей.

Декларируемый ЕС переход к массовому использованию водорода в качестве основного источника энергии затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности государств-членов. В случае успешного достижения всех поставленных целей это позволит создать глобальную водородную экономику, ориентированную в первую очередь на снижение климатической нагрузки.

На этом фоне активно развивается рынок электромобилей, который органично дополняется государственной поддержкой соответствующих научно-практических работ, ориентированных на стимулирование перехода к климатически нейтральному транспорту.

Основные финансово-экономические механизмы по стимулированию выпуска новых видов транспорта в ФРГ зафиксированы в двух документах — Программе действий по предотвращению изменения климата до 2030 г. и Пакете мер стимулирования экономики для преодоления экономических последствий пандемии коронавируса. Для удобства стимулирующие механизмы разделены на меры прямой поддержки, инвестирование в создание зарядной инфраструктуры, поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике электромобильного транспорта (в первую очередь в части создания батарей и аккумуляторных элементов).

Меры прямой финансовой поддержки

Прямые субсидии для поддержки выпуска электромобилей осуществляются на муниципальном, земельном, федеральном и европейском уровнях. Такое перекрестное субсидирование, безусловно, позволяет выстроить эффективную систему стимулирования перехода к использованию экологически безопасного транспорта.

Основные положения нормативного обеспечения этой деятельности в Германии зафиксированы в Законе об электромобильности (вступил в силу в июле 2015 г.) и постановлении кабинета министров от 18 мая 2016 г.

В целом, соответствующие программы субсидирования ориентированы на прямые денежные выплаты, направленные на приобретение электротранспорта как частными владельцами, так и муниципальными или коммерческими предприятиями.

Общий объем финансирования на эти цели составляет около 4 млрд евро до 2025 гг., в том числе:

  • 2,5 млрд евро в 2020–2025 гг. на выплаты «инновационной премии» на приобретение электромобилей конечными потребителями, а также гибридов и автомобилей на водородных топливных элементах (Toyota Mirai и Hyundai Nexo);
  • 1,2 млрд евро до конца 2021 г. на программу модернизации автобусного и грузового парка путем приобретения электрического транспорта;
  • 200 млн евро в 2020–2022 гг. на замену автопарка малых и средних предприятий, а также социальных служб.

Необходимо отметить, что «инновационная премия» (ранее «экологический бонус») является одним из основных инструментов для стимулирования массового спроса на электротранспорт в ФРГ.

В рамках данной меры поддержки будущие владельцы электрокаров при их покупке могут рассчитывать на субсидию в размере от 5,625 тыс. до 9 тыс. евро (рассчитывается от стоимости электромобиля и его типа — гибрид или нет).

Развитие зарядной инфраструктуры

Широкое использование электромобилей на территории ФРГ требует наличия развитой зарядной инфраструктуры, поскольку доступность зарядных станций и скорость самой зарядки являются важными составляющими для перехода к эксплуатации климатически нейтрального транспорта.

Общие объемы государственной поддержки такого рода деятельности составляют около 4 млрд евро, в том числе:

  • 2,5 млрд евро (с 2020 г. и без определения временного горизонта) на финансирование развития зарядной инфраструктуры;
  • 400 млн евро (с 2020 г. и без определения временного горизонта) на субсидирование индивидуальных настенных зарядных устройств в жилых домах.

Ключевой документ федерального правительства в этом вопросе — «Генеральный план инфраструктуры зарядки», в рамках которого планируется к 2030 году создать сеть зарядной инфраструктуры для 10 млн электромобилей.

Следует подчеркнуть, что помимо федеральных инвестиций в данную инфраструктуру, большая работа проводится и на уровне отдельных земель, которые предоставляют свои субсидии, а также оказываются поддержку энергетическим и коммунальным компаниям.

Приведем примеры некоторых земельных субсидий для покупки и установки зарядной инфраструктуры:

  • в Северном Рейне-Вестфалии до 30 ноября 2020 г. действовала программа Sofort Elektromobilität. По ней было возможно возмещение до 60% стоимости (до 3,5 тыс. евро для умных двунаправленных зарядных устройств; до 2 тыс. евро для других зарядных устройств) от стоимости покупки и установки личного зарядного устройства. Субсидия увеличивалась на 500 евро, если субъект сам генерирует экологически чистую энергию и на 200 евро, если субъект также устанавливал аккумулятор для хранения энергии;
  • в Мюнхене действует программа Münchenemobil — до 40% от общих нетто-расходов (до 3 тыс. евро за одну точку зарядки мощностью до 22 кВт; до 10 тыс. евро за одну точку быстрой зарядки мощностью более 22 кВт), которые включают в себя стоимость покупки и монтажа;
  • в Ганновере — субсидия 500 евро на покупку и установку умной зарядной станции.

Нетрудно заметить, что суммы субсидий различаются от земли к земле и демонстрируют гибкий подход к поддержке создания зарядной инфраструктуры.

Субсидии со стороны энергетических и коммунальных компаний:

  • до 1,15 тыс. евро субсидии на покупку и установку настенного зарядного устройства в Нюрнберге и на переход на фирменный экологический энергетический тариф компании;
  • субсидия в размере 400 евро на покупку и установку настенного зарядного устройства в Майнце и на переход на фирменный экологический энергетический тариф;
  • субсидия в размере 200 евро на покупку и установку настенного зарядного устройства в Шведте и на переход на фирменный экологический энергетический тариф и др.

Среди уже реализуемых крупных проектов по строительству зарядных станций можно назвать контракт на строительство более 800 зарядных станций для электромобилей в Рюсселльхайме (федеральная земля Гессен), который получила компания GP Joule GmbH. Министерство экономики и энергетики Германии выделяет 12,8 млн евро на финансирование проекта. Его реализация предполагается в два этапа: сначала будут построены 550 пунктов зарядки в трех общедоступных зарядных парках, затем будут построены 250 пунктов зарядки по всей территории г. Рюссельхайма. Проект является составной частью проекта Electric City Rüsselsheim, в рамках которого планируется создать в общей сложности около 1300 пунктов зарядки.

Среди пилотных проектов по созданию инфраструктуры быстрой зарядки можно назвать сотрудничество между поставщиком энергии EnBW Energie Baden-Württemberg AG с компанией в сфере недвижимости Hahn-Immobilien-Beteiligungs AG. На 100 коммерческих объектах планируется установить станции быстрой зарядки мощностью до 300 кВт. Первая совместная из них в Фульда Кайзервизен уже эксплуатируется, остальные будут введены в эксплуатацию в течение следующих 3–4 лет.

Поддержка профильных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Учитывая особенности конструкции электрокаров, наличие ёмких и быстро заряжаемых аккумуляторных батарей — важнейшее конкурентное преимущество и одно из ключевых условий повышенного спроса на модели, удовлетворяющие этим требованиям.

В настоящее время, по экспертным данным, Европа и Германия зависят от поставок аккумуляторных элементов из азиатских стран. Наличие собственной производственной базы в этих условиях — не только путь к снижению стоимости национального электротранспорта, но и необходимое условие для борьбы на глобальном рынке электромобилей.

В июле 2020 г. Министерство образования и научных исследований ФРГ объявило о создании четырех дополнительных «кластеров компетенций» в рамках общенационального проекта «Исследовательской фабрики аккумуляторных батарей», на работы в рамках которых выделено 100 млн евро.

Эти кластеры получили следующие наименования: умное производство аккумуляторов (InZePro), переработка и зеленые аккумуляторы (greenBatt), концепции использования аккумуляторов (BattNutzung), аналитика и обеспечение качества (AQua).

Создание четырех исследовательских «кластеров компетенций» — это следующий шаг в развитии общенационального проекта, ставящего амбициозную цель превращения Германии в одного из лидеров на рынке производства аккумуляторных батарей и снижения зависимости немецкой промышленности от поставок из азиатских стран.

В 2019–2023 гг. на исследования в области производства аккумуляторных батарей выделено около 500 млн евро.

Другое перспективное направление развития экологически чистого транспорта — использование в качестве топливных элементов водород. Один из важнейших проектов здесь — инициатива Fuel Cell Realistic Aging Trend Modelling. Проект сосредоточен на применении водорода в тяжелом транспорте (автобусы, грузовики, поезда) и исследовании влияния водорода на срок службы компонентов приводной системы.

Отдельные технические решения по развитию водородного транспорта уже реализуются. Так, производитель грузовиков и автобусов Scania AB (Швеция), которым на 100% владеет концерн Volkswagen AG, тестирует использование водорода в двигателе внутреннего сгорания. С этой целью Scania начала совместный исследовательский проект с Westport Fuel Systems (Канада) — компанией, специализирующейся на разработке технологий газообразного топлива. Результатом совместной работы должно стать применение водорода в топливных системах HPDI (прямой впрыск под высоким давлением) для двигателей грузовых автомобилей. Разработчики сообщили, что первые результаты испытаний ожидаются во второй половине 2021 г.

Другой крупный проект — перевод всего автобусного парка предприятия Ruhrbahn GmbH (Германия) под двигатели на водородных топливных элементах: 212 автобусов такого типа будут работать на маршрутах общественного транспорта в Эссена, 46 — в Мюльхайме. Стоимость проекта оценивается в 156 млн евро, включая затраты на городскую инфраструктуру (строительство заправочных станций).

Одним из партнеров Гессенской водородной инициативы является компания Rhein-Main-Verkehrsverbund GmbH, которая уже заказала 27 водородных поездов и, таким образом, по ее собственным заявлениям, создала крупнейший в мире парк этого типа пассажирских поездов.

В свою очередь, коммунальное предприятие Stadtwerke Tübingen GmbH совместно с компанией Furrer+Frey AG (Швейцария) работают над станцией быстрой зарядки для региональных поездов под названием Voltap. Первые испытания станции после двух лет разработки прошли успешно.

***

В ФРГ общий объем основных мер поддержки до 2025 г., выделяемых на развитие электро- и водородного транспорта, составляет чуть больше 10 млрд евро (без учета налоговых послаблений).

Следует подчеркнуть, что эта сумма не учитывает полный объем муниципальных и земельных субсидий, однако раскрывает ключевые направления финансирования со стороны государства на создание экологически чистого транспорта.

В рамках пакета мер по борьбе с экономическими последствиями эпидемии коронавируса правительство ФРГ заявило о выделении в ближайшие годы более 9 млрд евро для реализации национальной Водородной стратегии, 2 млрд евро из которых будут предназначаться для международного сотрудничества по производству водорода в третьих странах. Большая часть этих средств пойдет на стимулирование непосредственно производства водорода, а часть — на строительство водородных заправочных станций.

Текущие приоритеты в НИОКР, а также первые реализованные проекты демонстрируют в первую очередь развитие тяжелого транспорта на водороде — автобусы, поезда, грузовые автомобили. Что касается легковых автомобилей, то в настоящее время очевидно доминирование электромобилей и мер по стимулированию их выпуска. Водород в данном случае выступает в качестве будущего источника электроснабжения для зарядных станций, а не как основа для массового выпуска новых моделей легковых автомобилей.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся