Опыт Японии в организации и стимулировании раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 3, Рейтинг: 5) |
(3 голоса) |
Программный координатор РСМД, редактор сайта РСМД
В статье рассматриваются японская система обработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), а также работа с населением в сфере экологического просвещения. Проанализированы роли и ответственность сторон в деле обращения с ТБО. В Японии, в отличие от других стран, наблюдается активное участие государства в данном процессе. Обработка, сортировка и утилизация твердых бытовых отходов происходят на уровне муниципалитетов, что обусловлено особенностями исторического развития японского общества. Расширенная ответственность производителей предполагает их участие с момента разработки товара до его утилизации, а потребители обязаны сотрудничать с ними и органами местного управления путем правильной утилизации ТБО.
Нормативно-правовая база в сфере обращения с ТБО строится вокруг Основного закона о содействии формированию общества с устойчивым материальным циклом (ОУМЦ) и Закона о содействии эффективному использованию ресурсов, в котором сформулирована так называемая стратегия 3R, направленная на сокращение образуемых отходов, их повторное использование и переработку (Reduce, Reuse, Recycle). Анализ недавно принятых документов, в частности Закона о содействии обороту пластиковых отходов, демонстрирует, что в рамках концепции 3R особое внимание уделяется первым двум пунктам (2R): сокращению отходов и их повторному использованию, что успешно достигается благодаря высокому уровню экологической сознательности японских граждан и продуманной и многоаспектной просветительской работе с населением.
За последнее десятилетие в Японии наблюдается стабильное сокращение объемов твердых бытовых отходов, тем не менее, оставаясь одним из мировых лидеров в сфере обращения с ТБО, в данный момент она сталкивается с рядом сложностей, таких как низкий уровень переработки и значительный объем сжигаемых отходов. Делается вывод, что дальнейший прогресс в данной сфере невозможен без более четкого целеполагания по объему переработки ТБО, которое бы отвечало современным мировым стандартам.
Введение
Проблема сортировки и переработки твердых бытовых отходов (ТБО) остается крайне актуальной во всем мире. По данным ООН, человечество ежегодно производит от 2,1 до 2,3 млрд т твердых бытовых отходов, из которых подконтрольно утилизируются только 61– 62% [1]. Во многом такие низкие показатели утилизации ТБО связаны со сложностью организации процесса сортировки и привлечения к этому широких слоев населения.
Для Японии проблема утилизации отходов стоит особенно остро, так как сравнительно небольшая пригодная для проживания площадь при высокой концентрации на ней населения вкупе с влажным и теплым климатом практически не позволяют производить на территории страны мусорные захоронения [Тихоцкая 2016, с. 59]. В связи с этим ей пришлось пройти долгий и сложный путь, чтобы стать одним из современных лидеров в области управления отходами [2].
Различные аспекты экологической политики Японии исследовались отечественными учеными: И.С. Тихоцкой, Э.В. Молодяковой, И.Л. Тимониной и др. Отдельно рассматривались вопросы разработанной в Японии системы рециклирования ресурсов [Тихоцкая 2010, Тихоцкая 2015] и эволюции концепции циркулярной экономики [Тихоцкая 2010, Рязанова 2023]. Ряд исследований посвящены непосредственно проблемам переработки отходов [Тихоцкая 2013, Анищенко 2020] и системе обращения с ТБО, но в определенных японских регионах [Вишняков 2020].
Немаловажными в контексте рассматриваемой темы представляются работы, посвященные концепции японской бережливости «моттаинай» [Усанов Г.И. 2022], проблемам экологической этики [Насибулина 2023] и экологического образования [Алиев 2018], рассматривающие экологическое законодательство Японии [Скипин 2023].
В настоящей статье рассматривается система обращения с твердыми бытовыми отходами в Японии как краеугольный камень создания циркулярной экономики, или экономики замкнутого цикла, предполагающей изменение схемы производства и потребления с целью минимизации отходов и загрязнения окружающей среды.
Нормативно-правовая база раздельного накопления отходов в Японии
Мусор начинается в головах
Япония впервые столкнулась с проблемой утилизации бытового мусора в послевоенный период, когда в результате стремительного экономического развития и высоких темпов урбанизации количество отходов стало ощутимо расти [Haddad 2019, p. 788]. В целях эффективного решения данной проблемы в Японии в 1954 г. был принят Закон об [общественной] уборке (Сэйсо:хо:), который был затем пересмотрен в 1966 г. Помимо утверждения традиционной системы сбора и утилизации отходов муниципалитетами, этот закон также обязал правительство и префектуры оказывать финансовую и технологическую поддержку муниципалитетам, а жителей — сотрудничать с районными властями в сборе и утилизации отходов.
Развитие производства вкупе с увеличением доходов населения способствовало окончательному переходу японского общества к модели массового потребления, которая подразумевала также значительное увеличение количества отходов. В целях разработки основ системы контроля над образованием отходов, разграничения обязанностей сторон и введения стандартов переработки, правительство Японии в 1970 г. инициировало значительные изменения в Закон об [общественной] уборке, которые нашли отражение в Законе об утилизации отходов (Хайкибуцу сёрихо:). Все отходы были разделены на две основные группы: промышленные и коммунальные, ответственность за обращение с бытовыми отходами, как это и было ранее, ложилась на муниципалитеты, в то время как утилизация промышленных отходов стала полностью обязанностью производителей.
В результате увеличения потребления и дальнейшего расширения производства периода конца 1980-х – начале 1990-х гг., получившего название «экономика мыльного пузыря», количество отходов в Японии продолжало увеличиваться [Haddad 2019, p. 788]. Кроме того, номенклатура товаров, подлежащих утилизации, была расширена, в том числе за счет крупногабаритной бытовой техники, а также использования большого количества упаковочных материалов. Из-за роста объемов отходов особо остро встала проблема нехватки свалок. С целью комплексного решения данных проблем правительство Японии приняло решение сместить акцент с утилизации на сокращение образования отходов, что было закреплено в очередной редакции Закона об утилизации отходов 1991 г.
Закон о содействии использованию вторично переработанных ресурсов (Сайсэй сигэнриё: сокусинхо:), который также был принят в 1991 г., обязал предприятия учитывать экологический фактор на этапах проектирования и производства товаров, а также установил правила для самостоятельного сбора и переработки отходов производителями. Цель этих правил состояла в том, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов, уменьшить образование отходов и защитить окружающую среду.
Кроме того, осознание необходимости отказа от экономической системы, основанной на массовом производстве, массовом потреблении и массовом образовании отходов, выразилось в принятии в 2000 г. Основного закона о содействии формированию общества с устойчивым материальным циклом (Дзюнкангата сякай кэйсэй суйсин кихонхо:). Под ОУМЦ понимается общество, в котором «потребление природных ресурсов и ущерб, наносимый окружающей среде, могут быть сведены к возможному минимуму» [Тихоцкая 2010, с. 61]. В нем в первую очередь четко разграничивалась ответственность государства, региональных и местных властей, производителей и потребителей в рамках природоохранной деятельности. Также давалось определение устойчивому материальному циклу, состоящему из пяти этапов: 1) сокращение отходов; 2) повторное использование; 3) переработка; 4) переработка отходов в энергоресурсы; и 5) надлежащая утилизация.
В 2000 г. был также пересмотрен Закон о содействии использованию вторично переработанных ресурсов и принят новый Закон о содействии эффективному использованию ресурсов (Сигэн ю:ко:риё: сокусинхо:). В нем впервые была сформулирована так называемая стратегия 3R, названная так по трем первым буквам английских слов: Reduce (сокращение образуемых отходов), Reuse (повторное использование товаров) и Recycle (переработка отходов и превращение их в сырье для производства новых товаров). Концепция 3R заменила существовавшую ранее концепцию 1R, согласно которой главной целью была только переработка полученных отходов, а не предотвращение их массового образования.
В 2003 г. был сформулирован Базовый план по созданию общества с устойчивым материальным циклом (Дзюнкангата сякай кэйсэй суйсин кихон кэйкаку) — пятилетняя программа, разработанная национальным правительством с целью согласования стратегии развития общества устойчивого материального цикла в соответствии с основным рамочным законом. В первом Плане 2003 г. была дана характеристика общества устойчивого материального цикла, подробно описаны роли всех заинтересованных сторон — государства, граждан, производителей и НКО — в его создании, а также введены количественные показатели для оценки прогресса [3]. Во втором Плане 2008 г. в связи с повышением важности снижения выбросов углеродов в атмосферу была предпринята попытка объединения трех рамочных концепций: ОУМЦ, общества с низким уровнем выбросов углеродов и общества, сосуществующего с природой [4]. В третьем Плане 2013 г. было уделено внимание проблеме утилизации отходов, образующихся в результате стихийных бедствий, что было связано с последствиями Великого восточно-японского землетрясения, произошедшего в 2011 г. [5] В четвертом Плане 2018 г. был введен ряд новых количественных индикаторов, а также подробно рассмотрен жизненный цикл различных ресурсов: пластика, металлов, биомасс и пр. [6]
Следует отметить, что с каждым новым Планом число аспектов при рассмотрении проблем, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов, увеличивалось, в частности все больше внимания уделялось изменению общественного сознания и экологическому просвещению населения. В 2024 г. планируется принятие пятой редакции Базового плана по созданию общества с устойчивым материальным циклом, в котором предполагается сделать акцент на региональную и международную кооперацию в сфере обращения с отходами [7].
Помимо рамочной концепции по обращению с ТБО и соответствующих нормативно- правовых актов, в Японии действует специализированное законодательство:
- Закон о переработке контейнеров и упаковки (Ё:ки хо:со: рисайкурухо:) 1995 г. определяет роль и ответственность сторон, устанавливает схему сортировки использованной тары потребителями, раздельный сбор ее муниципалитетами и утилизацию полученных отходов производителями. Также Закон стимулирует стороны проводить мероприятия по сокращению образования отходов. Наиболее важной характеристикой Закона об утилизации тары и упаковки было то, что в нем впервые в стране была юридически закреплена концепция расширенной ответственности производителя, согласно которой они несут юридическую и финансовую ответственность за переработку отходов, образовавшихся в результате использования произведенных ими товаров.
- Закон об утилизации бытовых приборов (Кадэн рисайкурухо:) 1998 г. предписывает потребителям доставлять использованную бытовую технику в магазины и оплачивать ее переработку розничным продавцам, которые, в свою очередь, доставляют принятые к переработке отходы производителям или импортерам.
- Закон о переработке строительных материалов (Кэнсэцу рисайкурухо:) 2000 г. определяет обязанности подрядчиков и заказчиков при сносе или строительстве зданий, в том числе при сортировке строительного мусора и утилизации строительных отходов.
- Закон о переработке пищевых продуктов (Сёкухин рисайкурухо:) был также принят в 2000 г. с целью сокращения образования пищевых отходов и их переработки, в первую очередь в корма и удобрения.
- Закон об утилизации автомобилей (Дзидо:ся рисайкурухо:) 2002 г. обязал автовладельцев заранее оплачивать производителям переработку определенных запчастей автомобиля, а тех, в свою очередь, принять их и должным образом утилизировать.
- Закон о переработке мелкой бытовой техники (Когата кадэн рисайкурухо:) 2012 г. регулирует схему сбора и переработки отходов, предполагающую восстановление полезных металлов, содержащихся в этих устройствах, и их дальнейшее использование, а также определяет особый способ утилизации опасных веществ, содержащихся в технике.
- В 2021 г. в связи с ужесточением проблем мировой экологии из-за утилизации пластика (в частности, загрязнения вод микропластиком и глобального потепления в результате его сжигания) был принят отдельный Закон о содействии обороту пластиковых отходов (Пурасутикку сигэн дзюнкан сокусинхо:). В данном случае более уместным кажется перевод слова дзюнкан (循環), используемого в термине «общество устойчивого материального цикла», как «оборот», так как акцент делается не на конечной переработке пластиковых отходов, а на повторном использовании товаров из пластика на протяжении всего их жизненного цикла, от проектирования до переработки.
Также японским правительством рассматриваются возможности внедрения переработки отдельных групп ТБО, например, мобильных телефонов или одноразовых подгузников, и проводятся точечные кампании по привлечению к этому населения.
Система раздельного накопления ТБО и ответственность сторон
Климатическая повестка, энергетика и метан
Обязанности по обработке отходов в Японии распределяются между различными участвующими субъектами: центральным правительством, региональными и местными органами власти, производителями и потребителями. Правительство собирает и анализирует информацию об отходах, принимает законы и подзаконные акты, разрабатывает национальные стратегии и оказывает поддержку префектурам (региональный уровень) и муниципалитетам (местный уровень). Префектуры помогают муниципалитетам, выдают разрешение на строительство мусороперерабатывающих заводов, следят за утилизацией промышленных отходов на их территории.
Муниципальные органы власти в Японии отвечают за сбор, обработку и утилизацию твердых бытовых отходов в районах, находящихся под их юрисдикцией. В целом система управления отходами в Японии глубоко укоренена в принципе местной самодостаточности [Watanabe 2014, p. 5]. В связи с этим инструкции по сортировке ТБО не одинаковы по всей Японии и варьируются от города к городу. Сбор, утилизация и переработка мусора преимущественно реализуются локальными операторами, так как для транспортировки отходов в другие районы потребуется разрешение местных органов власти, и данные инициативы могут столкнуться с недовольством со стороны их жителей.
Действует концепция «расширенной ответственности производителя», которая предполагает контроль за товаром с момента его производства до утилизации [Тихоцкая 2010, с. 43]. Производители товаров обязаны разрабатывать продукцию и упаковку для нее, которая легко поддается переработке, снабжать их маркировкой, чтобы покупатель мог определить, к какой категории отходов они относятся. Производители бытовой техники должны собирать и перерабатывать произведенную или импортированную ими бытовую технику. Средние и малые предприятия, которые произвели или импортировали менее определенного количества единиц товаров, могут возложить эту ответственность на специализированные органы, например, Ассоциацию производителей бытовой электротехники (Association for Electric Home Appliances — AEHA), которая также перерабатывает бытовые приборы, произведенные предприятиями, которые больше не представлены на рынке или не могут быть идентифицированы.
Потребители, как и производители, несут ответственность за утилизацию отходов и обязаны сотрудничать с центральными и местными органами управления путем правильной утилизации ТБО. Весь бытовой мусор разделяется домохозяйствами по системе, которая предлагается их муниципальными властями. Частота вывоза бытового мусора также зависит от муниципалитета. Все виды отходов вывозятся в строго определенные для них дни согласно разработанному в каждом муниципалитете расписанию. Домохозяйства очищают твердые бытовые отходы от органических остатков и раскладывают их в пакеты, которые затем обрабатываются на мусоросборочных станциях.
Пример Токийской метрополии
Система сортировки отходов в Японии отличается от общемировой практики и зачастую различается в зависимости от региона. Например, в Токийской метрополии, включающей 23 района, выделяются четыре основные группы ТБО: сжигаемые (моэру) и не сжигаемые (моэнай), перерабатываемые (рисайкуру) и крупногабаритные (содай) отходы. Сжигаемый мусор включает отходы, которые не подлежат вторичной переработке, например, пищевые отходы, и подлежат утилизации путем сжигания. Не сжигаемые не перерабатываемые отходы, например, бывшая в использовании керамика или металлические изделия, проходят сортировку, и часть из них перерабатывается, но основная масса также сжигается или утилизируется путем захоронения на полигонах. Перерабатываемые отходы, такие как стекло, бумага, ПЭТ- бутылки, пластик и т.д., утилизируются раздельно. Сбор и переработка твердых бытовых отходов за исключением крупногабаритных предметов и вышедшей из употребления бытовой электротехники бесплатны в объемах до 10 кг в день. Крупногабаритные отходы не могут быть утилизированы в обычном порядке, граждане обязаны запросить муниципалитет об их вывозе и заплатить за эту услугу [8].
Каждый район Токийской метрополии отвечает за сбор и хранение твердых бытовых отходов проживающих там жителей, а их переработка осуществляется совместными усилиями под контролем столичных властей [Вишняков 2020, с. 3]. Каждый из муниципалитетов делится на подрайоны, в каждом из которых существует собственное расписание вывоза отходов по дням недели. Мусор необходимо подготовить для сбора и выложить в указанном месте утром в день сбора (делать это накануне не разрешается). Мусор вывозится ежедневно (за исключением новогодних праздников) в любую погоду (кроме тайфунов).
Услугу утилизации крупногабаритных отходов жителям необходимо заказывать заранее, а за сбор данного вида мусора взимается плата. После оформления бронирования в Центре приема крупногабаритных отходов (подача заявок для вывоза некоторых из них стала доступна и через Интернет) необходимо прикрепить полученные после оплаты услуги бирки к отходам и поместить их в положенное место в день сбора. Существуют программы снижения пошлин по утилизации крупногабаритного мусора для жертв стихийных бедствий и социально незащищенных лиц.
Четыре основные предмета бытовой техники: кондиционеры, телевизоры, холодильники (морозильные камеры) и стиральные (сушильные) машины для белья не относятся к крупногабаритным отходам и должны быть утилизированы в соответствии с Законом об утилизации бытовых электроприборов. В случае замены этих товаров на новые производители электроприборов предлагают данную услугу в момент покупки. В случае окончательной утилизации гражданам необходимо передать технику производителю. При необходимости можно через муниципалитет обратиться за услугой вывоза или же оплатить услугу транспортировки и утилизации.
Система оплаты за утилизацию товара после его использования обусловлена двумя причинами. Во-первых, это позволяет производить сборы за утилизацию крупногабаритных товаров, которые были проданы до принятия закона. Во-вторых, система постоплаты позволяет учитывать длительные периоды использования некоторых товаров, во время которых могут измениться стоимость сбора и переработки, отражая тем самым истинную стоимость данной услуги.
Помимо сбора, организуемого муниципалитетами, жители также имеют возможность бесплатно привезти свой мусор в пункты сбора, установленные в муниципальных учреждениях (обычно для определенных видов отходов, таких как, например, текстиль) или принять участие в групповом сборе (волонтеры собирают и передают вторсырье перерабатывающим компаниям). В таких общественных местах, как парки, возле торговых автоматов или в магазинах можно встретить частные контейнеры для мусора. Такие отходы не собираются муниципалитетами, а передаются на переработку арендаторами, предоставляющими реализуемые на месте товары или услуги. Они же настоятельно просят не использовать подобные контейнеры для личных отходов, не относящихся к их бизнесу. Общественные мусорные контейнеры как таковые исчезли с улиц страны в 1995 г. в качестве меры по борьбе с терроризмом после атаки в Токийском метро. Среди граждан принято нести ответственность за свои отходы и либо сразу отдавать упаковку товара продавцу, либо приносить мусор с собой домой с улицы для дальнейшей сортировки.
Информационная работа с населением и экологическое просвещение
Политика стран Юго-Восточной Азии в области охраны окружающей среды
В японской концепции ОУМЦ важное место занимает изменение мировоззренческих установок общества [Рязанова 2023, с. 6]. В то время как во многих странах большую роль в экологическом просвещении населения играют некоммерческие и негосударственные акторы, а также СМИ, в Японии правительственные структуры не только отвечают за нормативно-правовое регулирование и обеспечивают условия для сортировки и раздельного сбора ТБО, но и принимают непосредственное участие в продвижении этих инициатив. На государственном уровне пропагандируется раздельный сбор мусора посредством выпуска пояснительных материалов и распространения их среди населения. Муниципалитеты несут ответственность за продвижение мер по сокращению количества отходов среди своих жителей. Представители муниципальных органов проводят собрания, где подробно рассказывают о необходимости раздельного сбора мусора, законодательной базе и основных правилах сортировки твердых бытовых отходов. Вся необходимая справочная информация размещается в Интернете в соответствующих разделах сайтов муниципалитетов.
Правительство всячески стимулирует население к реализации концепции 3R в повседневной жизни. Чтобы уменьшить количество твердых бытовых отходов, граждан призывают покупать только те товары, которые им необходимы, по возможности использовать многоразовые сумки и контейнеры (в каждом магазине предоставляется возможность переложить в них купленные товары и оставить одноразовую упаковку производителю для утилизации). Платный вывоз крупногабаритного мусора и бытовой техники стимулирует японцев сдавать их для повторного использования в специальные муниципальные пункты приема и со своей стороны бережно обращаться с имуществом, приобретать бывшие в употреблении товары или оборудование с переработанными деталями.
Считается, что философия моттаинай (бережливости) традиционно присуща японцам, однако за достаточно продолжительный период экономического роста общество почти полностью переключилось на модель массового потребления [Тихоцкая 2013, с. 53]. В силу таких особенностей менталитета, как педантичность и внимание к деталям, японцы привыкли к индивидуально упакованным товарам, в связи с чем многие продукты продаются в избыточной упаковке, зачастую пластиковой. В связи с этим вступление в силу Закона о содействии обороту пластиковых отходов сопровождалось разъяснительной кампанией, а к широко пропагандируемым принципам 3R добавилось еще одно английское слово: Renewable, означающее, с одной стороны, призыв к многократному использованию пластиковых изделий, а с другой — замену их на более экологичные материалы. Согласно Закону, со стороны производителей пластмассовых изделий предполагается разработка более экологичного дизайна товара для его многоразового использования, а со стороны потребителей — отказ от использования таких пластиковых изделий, как пакеты, одноразовые приборы (всего 12 наименований), которые теперь не предоставляются при приобретении товаров или услуг бесплатно.
Правила обращения с твердыми бытовыми отходами внедрены в школьную программу как часть реализации концепции «образования в целях устойчивого развития» (Education for Sustainable Development, ESD) — глобальной инициативы ООН по повышению уровня экологического сознания людей с целью достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Для детей выпускаются специальные учебники и видеоролики, посвященные концепции 3R, где в форме игры объясняется необходимость и основные принципы раздельного сбора ТБО. Во время дежурств в школе ученики сами разбирают и сортируют мусор, который остается после обедов, тем самым получая навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
На мусороперерабатывающих заводах проводятся образовательные экскурсии, в первую очередь для школьников. Сами заводы выглядят привлекательно, рядом с ними открывают парки и строят бассейны, где по возможности используется вырабатываемая при сжигании мусора электроэнергия.
В Японии даже существует специальная награда, которая присуждается отдельным лицам, группам лиц, школам, компаниям и т.д., проявившим особую оригинальность или усердие в деле продвижения концепции 3R. Организаторами выступают Совет по сокращению, повторному использованию и переработке, а также семь смежных министерств, включая Министерство экономики, торговли и промышленности, Министерство финансов, Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, Министерство здравоохранения, труда и благосостояния, Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства, Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма, а также Министерство окружающей среды.
Наказания за нарушение требований по раздельному накоплению и переработке отходов определяются национальным законодательством и единообразны для всех муниципалитетов. Согласно Закону об утилизации отходов, предусматривается максимальное наказание за незаконную утилизацию отходов для физических лиц — до 5 лет лишения свободы или штраф в размере до 10 млн иен (наказания могут быть применены одновременно), для юридических лиц — штраф в размере до 300 млн иен. Тем не менее штрафы применяются преимущественно за незаконную утилизацию в крупных размерах, а разовое правонарушение или даже систематическое игнорирование правил сортировки и утилизации ТБО станет, скорее, предметом общественного порицания [Шевелева 2014, с. 58].
Муниципалитеты принимают превентивные меры против незаконной утилизации твердых бытовых отходов. Они включают повышение осведомленности граждан посредством использования плакатов и листовок и создание системы патрулирования и отчетности на основе сотрудничества между муниципальной администрацией и гражданами. Если сотрудник управляющей компании обнаружит несоответствие в классификации выброшенных отходов или во времени их утилизации, он может отказаться от сбора мусора и выписать соответствующее уведомление домовладельцам.
Современная ситуация с образованием и переработкой отходов
Министерство окружающей среды Японии ежегодно публикует отчет, где обобщает результаты анализа состояния сбора и переработки отходов по всей стране. 28 марта 2024 г. был опубликован отчет Об объеме муниципальных отходов и ситуации с их переработкой за 2022 фин. г. (1 апреля 2021 – 31 марта 2022 гг.). Как видно из графика ниже, в целом за последнее десятилетие в Японии наблюдается стабильное сокращение количества отходов, в том числе ТБО (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объема отходов в Японии по годам (млн тонн)
Составлено автором на основе: Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
Общее количество отходов в 2022 фин. г. составило 40,34 млн т, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. Объем твердых бытовых отходов составил 28,41 млн т, что также демонстрирует снижение на 2% по сравнению с 2021 фин. г. При этом данные отходы (сэйкацукэй гоми) включают не только отходы домохозяйств (катэй гоми), но также часть отходов, возникающих в ходе предпринимательской деятельности (например, остатки еды сотрудников компаний, использованная писчая бумага и пр.), которые при этом не относятся к категории промышленных отходов (дзигё:кэй гоми) и также утилизируются силами муниципалитетов.
На фоне сокращения объема отходов наблюдается также стабильное уменьшение ТБО на человека в день (рис. 2), что, учитывая ежегодную убыль населения страны [9], может говорить об эффективности политики по стимулированию населения к сокращению производства отходов и твердых бытовых отходов, в частности.
Из общего объема собранных отходов в Японии 99,1% были полностью или частично обработаны (посредством сортировки, компостирования) [10], что представляет собой очень высокий показатель. В то же время коэффициент переработки, или коэффициент рециркуляции, в Японии, который отражает отношение переработанных отходов к общему объему отходов, в 2022 фин. г. составил всего 19,6% [11]. Для стран ОЭСР, соответствующих Японии по уровню социально-экономического развития (а, значит, также в целом и по объему потребления), это довольно низкий показатель [12]. Более 80% отходов в Японии продолжает сжигаться [13], а количество мусоросжигающих заводов за последнее десятилетие сократилось не столь значительно — всего на 156 единиц, или порядка 13% (табл. 1).
Рис. 2. Удельные показатели отходов и ТБО на человека (граммы в день)
Составлено автором на основе: Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf. (дата обращения: 15.04.2024).
Таблица 1. Число мусоросжигательных заводов в Японии
Фин. г. | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Единиц | 1172 | 1162 | 1141 | 1120 | 1103 | 1082 | 1070 | 1056 | 1027 | 1016 |
Составлено автором на основе: Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
С одной стороны, такой низкий уровень рециркуляции при почти стопроцентной обработке отходов может быть связан с особенностями японского общества, где принято следовать закрепившимся практикам в случае, если они сохраняют свою эффективность. Тем временем подобная приверженность традициям в данном случае может стать серьезным сдерживающим фактором для внедрения новых стандартов обращения с отходами, принятых в мире [Рязанова 2023, с. 6]. С другой стороны, был отмечен следующий парадокс: японские муниципалитеты с избыточными мусоросжигательными мощностями перерабатывают меньше отходов, чем муниципалитеты без избыточных мусоросжигательных мощностей, в связи с чем стагнация переработки отходов в Японии, как и в других развитых странах, может быть связана с увеличением количества сжигаемого мусора [Kinnaman 2023, p. 2].
Концепция ОУМЦ также предполагает использование получаемой от сгорания отходов энергии, хотя в обществе и научных кругах ведутся дискуссии о целесообразности продолжения данной стратегии [Malinauskaite 2017].
В итоге объем отходов, подлежащих захоронению (включая не перерабатываемый мусор и золу от сожжения и прочие продукты переработки), составил 3,37 млн т, или всего 8,7% от изначального объема отходов [14]. Таким образом, в случае Японии можно говорить, что практически решена именно проблема недостатка свободных для захоронения отходов территорий, а не снижения вреда окружающей среде, в частности от их сжигания. Частично это может быть связано с децентрализованной системой сбора отходов, которая менее приспособлена для достижения целей устойчивого развития, чем централизованная система, принятая в других странах [Watanabe 2014, p. 7].
Заключение
Политика Китая в области охраны окружающей среды
В Японии в связи с географическими особенностями местности, которые не позволяют производить массовое захоронение отходов, меры по продвижению политики сортировки ТБО и их правильной утилизации были приняты раньше, чем в других странах. На законодательном уровне еще в конце прошлого века был определен курс страны на сохранение экологии, в том числе в деле борьбы с отходами. Принят рамочный Закон о содействии формированию общества с устойчивым материальным циклом, на регулярной основе разрабатываются и принимаются планы по его реализации, отвечающие современным вызовам, стоящим перед страной и миром.
Четко регламентирована ответственность сторон в деле обращения с твердыми бытовыми отходами. Расширенная ответственность производителя предполагает его вовлеченность на протяжении всего жизненного цикла товаров. Расходы на переработку также ложатся и на потребителя в виде дополнительной стоимости утилизации, заложенной в товар, и сборов за вывоз негабаритных отходов. Муниципалитеты при поддержке региональных властей (префектур) и государства реализуют раздельный сбор и переработку ТБО. Система сортировки зависит от методов утилизации, процесс регламентируется в каждом отдельном муниципальном образовании.
С населением с ранних лет ведется разъяснительная работа. Широко пропагандируются принципы устойчивого развития, у людей создаются прочные позитивные ассоциации, связанные с раздельным сбором отходов. Экопросветительская деятельность реализуется успешно, наблюдается постепенное снижение количества ТБО на человека в день. В обществе действует эффективная формальная и неформальная система контроля за правильной утилизацией ТБО со стороны властей и граждан.
В концепции 3R, принятой в Японии согласно Закону о содействии эффективному использованию ресурсов и предполагающей сокращение отходов, их повторное использование и переработку (Reduce, Reuse, Recycle), особое внимание уделяется первым двум пунктам (2R).
Новые инициативы правительства, в частности Закон о содействии обороту пластиковых отходов, направлены преимущественно на сокращение образования твердых бытовых отходов, а не на их переработку.
В итоге Японии удалось добиться значительного сокращения образования ТБО и наблюдаются крайне низкие показатели по объему захоронений. В то же время уровень переработки, а именно отношение объема переработанных отходов к их общей массе, сравнительно низкий по сравнению с другими развитыми странами. Сжигание остается ключевым способом утилизации, что уже не отвечает современным мировым стандартам в деле обращения с отходами.
Чтобы оставаться в числе лидеров по переработке твердых бытовых отходов, Японии требуется более решительное изменение курса. Возможно, стоит задать более четкие показатели по уровню переработки, как это было сделано, например, в странах Европы, где поставлены цели отправлять на повторное использование или переработку не менее половины ТБО.
Впервые опубликовано в журнале «Японские исследования» №3 / 2024.
Ларионова А.Н. Опыт Японии в организации и стимулировании раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО) // Японские исследования. 2024. № 3. С. 98–112. DOI: 10.55105/2500-2872-2024-2-98-112
Библиографический список
Алиев Р.А. Экологическое образование и образование в интересах устойчивого развития в Японии // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 8 (43). С. 80–83.
Анищенко А.Э. История трансформации механизмов утилизации и переработки отходов на примере японского опыта // Хроноэкономика. 2020. № 6 (27). С. 5–9.
Вишняков Я.Д., Канунников А.О. Анализ системы обращения с твердыми бытовыми отходами города Токио // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». 2020. № 2. https://resources.today/PDF/03ECOR220.pdf (дата обращения: 15.04.2024). https://doi.org/10.15862/03ECOR220
Насибулина А.С. Особенности экологической этики Японии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2023. № 2. С. 77‒82. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2023-3-77-82
Рязанова О.Е., Емельянова О.Н., Золотарева В.П. От циркулярной экономики к обществу замкнутого типа: опыт Японии // Мировое и национальное хозяйство: электронный журнал. 2023. № 1 (61). С. 2–18. https://mirec.mgimo.ru/2023/2023-01/from-circular-economy-to-closed-society-japan-experience (дата обращения: 27.06.2023).
Скипин Н.С. Развитие инвайронментализма и экологической политики Японии, Франции и США в 1950–2000 гг. // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 98. С. 138–149.
Тихоцкая И.С. Экологические проблемы в Японии: между прошлым и будущим // Японские исследования. 2016. № 1. С. 59–71.
Тихоцкая И.С. Экономико-географические проблемы утилизации отходов в Японии: к обществу с устойчивым материальным циклом // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2010. № 4. С. 40–53.
Тихоцкая И.С. Япония: инновационный подход к управлению ТБО // Твердые бытовые отходы. 2013.
№ 6. С. 52–57.
Тихоцкая И.С. Японская инновационная концепция рециклирования ресурсов // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2010. № 4. С. 61–66.
Тихоцкая И.С. Японская инновационная концепция рециклирования ресурсов и создание общества с устойчивым материальным циклом // Региональные исследования. 2015. № 2 (48). С. 117–127.
Усанов Г.И., Усанов М.Г. Японская философия «моттаинай» и ее вклад в формирование общемировой мультикультуры ресурсосбережения // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2022. № 4 (60). С. 74–78.
Шевелева О.В. Раздельный сбор отходов по-японски // Твердые бытовые отходы. 2014. № 6. С. 58–59.
1. International Day of Zero Waste 30 March // United Nations. https://www.un.org/en/observances/zero-waste-day (дата обращения: 09.07.2024).
2. Global Waste Index 2022 // Sensoneo. https://sensoneo.com/global-waste-index/ (дата обращения: 15.04.2024).
3. Junkangata shakai keisei suishin kihon keikaku (Heisei 15-nen sangatsu) [Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society (March 2003)] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/recycle/circul/keikaku/index.html (дата обращения: 15.04.2024).
4. Junkangata shakai keisei suishin kihon keikaku (Heisei 20-nen sangatsu) [Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society (March 2008)] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/900532573.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
5. Junkangata shakai keisei suishin kihon keikaku (Heisei 25-nen gogatsu) [Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society (May 2013)] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/900532574.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
6. Junkangata shakai keisei suishin kihon keikaku (Heisei 30-nen rokugatsu) [Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society (June 2018)] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/900532575.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
7. Aratana junkangata shakai keisei suishin kihon keikaku no sakutei jōkyō ni tsuite [Status of formulation of the new Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/council/content/i_02/000173190.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
8. Waste Report 2023. Towards a recycling-oriented society // Clean Authority of Tokyo. https://www.union.tokyo23-seisou.lg.jp/seiso/seiso/pamphlet/report/documents/english.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
9. Jinkō suikei 2024-nen (Reiwa 6-nen) sangatsu hō [Population Estimates – March 2024 Report] // Statistics Bureau of Japan. https://www.stat.go.jp/data/jinsui/pdf/202403.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
10. Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
11. Ibid.
12. Recycling rate of packaging in Japan in fiscal year 2021, by material // Statista. https://www.statista.com/statistics/1182829/japan-recycling-rate-by-material/#:~:text=Recycling%20rates%20remain%20low%20in%20Japan&text=However%2C%20the%20overall%20recycling%20rate,recycling%20rates%20among%20OECD%20countries (дата обращения: 15.04.2024).
13. Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
14. Ippan haikibutsu shori jigyō jittai chōsa no kekka (reiwa 4-nendo) ni tsuite [About municipal solid waste generation and disposal in FY2022] // Ministry of the Environment. https://www.env.go.jp/content/000123409.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
(Голосов: 3, Рейтинг: 5) |
(3 голоса) |
Интервью с экспертом в области коммерциализации научных исследований Михаилом Бутусовым
Климатическая повестка, энергетика и метанРадикальное сокращение выбросов метана объявлено одной из основных тем COP28
Политика стран Юго-Восточной Азии в области охраны окружающей средыО достижениях и проблемах реализации «зеленой» повестки в странах АСЕАН
Политика Китая в области охраны окружающей средыАналитическая записка №50 / 2024