С первого дня в президентском кресле Джозеф Байден проводит активную экологическую политику. По его инициативе был организован саммит лидеров по климату — одно из крупнейших климатических событий весны 2021 г. Прошедший 22–23 апреля 2021 г. и приуроченный к Международному Дню Земли саммит собрал глав 40 государств, каждый из которых еще раз подтвердил приверженность своих стран климатической повестке и представил планы по борьбе с климатическими изменениями. Дж. Байден в свою очередь объявил о новой цели США по снижению выбросов на 50–52% к 2030 г. Сам же саммит по климату стал воплощением внешнеполитического направления Плана революции чистой энергии и экологической справедливости.
Ключевой задачей Плана является переход к экономике, на 100% основанной на применении чистой энергии, а также достижение углеродной нейтральности не позднее 2050 г. Достичь поставленной цели планируется посредством проведения широкого ряда реформ внутри- и внешнеполитической сфер, а также отмены принятых экс-президентом Дональдом Трампом решений в сфере экологической и климатической политики.
Говоря о перспективах реализации предложенной Джозефом Байденом политики, необходимо отметить в первую очередь амбициозность Плана революции чистой энергии и экологической справедливости. С одной стороны, подобная амбициозность достойна похвалы. Сегодня уже нет сомнений в реальности климатических изменений, прошедший 2020 год успел войти в число самых жарких за все время наблюдений, сопровождаясь множеством экстремальных климатических явлений. У политиков остается все меньше и меньше времени на раздумья, необходимы решительные действия. И именно таким предстает перед нами План революции чистой энергии и экологической справедливости.
С другой стороны, к климатической политике нового президента США есть ряд вопросов. Так, например, определяемый на национальном уровне вклад США (которые находятся среди лидеров по выбросам парниковых газов) все еще меньше, чем цели по сокращению выбросов Европейского союза или Великобритании. В планах ЕС сократить свои выбросы минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. А Великобритания накануне климатического саммита объявила о самых значимых в мировом масштабе сокращениях выбросов парниковых газов на 78% к 2035 г. по сравнению с уровнем 1990-х гг.
Перед президентской администрацией также стоит необходимость реформировать сложившийся во время президенства Д. Трампа подход к охране окружающей среды, в том числе и посредством отмены или изменения существующих нормативных актов. Однако данный процесс может затянуться на довольно продолжительный срок, поскольку может потребоваться вынесение судебного решения или значительный пересмотр существующего законодательства с его дальнейшим одобрением Конгрессом. Помимо этого, большинство инициатив нового президента не находят поддержки у Республиканской партии.
Проблемой продолжает оставаться и финансирование климатических инициатив, предложенных Джо Байденом для борьбы с последствиями климатических изменений внутри страны. Выполнение поставленных задач потребует колоссальных инвестиций, и, хотя администрация президента не раз заявляла о том, что все возможности правительства будут направлены на достижение целей по сокращению выбросов, инвестиций, в том числе частных, все еще недостаточно для перехода к климатически нейтральной и устойчивой экономике. Одновременно с этим существуют опасения, что реализация президентских климатических инициатив только усугубит безработицу, которая в США и так из-за пандемии достигла рекордных показателей.
С первого дня в президентском кресле Джозеф Байден проводит активную экологическую политику. По его инициативе был организован саммит лидеров по климату — одно из крупнейших климатических событий весны 2021 г. Прошедший 22–23 апреля 2021 г. и приуроченный к Международному Дню Земли саммит собрал глав 40 государств, каждый из которых еще раз подтвердил приверженность своих стран климатической повестке и представил планы по борьбе с климатическими изменениями. Дж. Байден в свою очередь объявил о новой цели США по снижению выбросов на 50–52% к 2030 г. Сам же саммит по климату стал воплощением внешнеполитического направления Плана революции чистой энергии и экологической справедливости.
План революции чистой энергии и экологической справедливости
Ключевой задачей Плана является переход к экономике, на 100% основанной на применении чистой энергии, а также достижение углеродной нейтральности не позднее 2050 г. Достичь поставленной цели планируется посредством проведения широкого ряда реформ внутри- и внешнеполитической сфер, а также отмены принятых экс-президентом Дональдом Трампом решений в сфере экологической и климатической политики.
Соединенные Штаты стремятся восстановить свой статус ключевого игрока в международном климатическом регулировании. Помимо возвращения страны к обязательствам Парижского соглашения по климату План революции чистой энергии и экологической справедливости включает в себя содействие заключению обязательных международных соглашений по сокращению выбросов в судоходстве и авиации и принятие США Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, целью которой являются снижение производства и потребления гидрофторуглеродов (ГФУ) и, как следствие, замедление темпов изменения климата, а также запуск Инициативы по экспорту чистой энергии и климатических инвестиций (англ. Clean Energy Export and Climate Investment Initiative). Изменения коснутся и взаимодействия с международными организациями. Предполагается внесение новых климатических инициатив в повестку дня таких международных институтов, как Международный валютный фонд, Арктический совет, «Группа двадцати» и «Группа семи», по большей части направленных на сокращение или прекращение субсидирования ископаемого топлива и проектов со значительным углеродным следом. Особая роль отводится нормализации двусторонних американо-китайских отношений для сотрудничества по сокращению выбросов парниковых газов. В Плане также представлены основные направления взаимодействия Соединенных Штатов со странами американского континента в дополнение к мерам по снижению выбросов углерода: разработка общих стандартов экологизации экономики, увеличение инвестиций в экологически чистую энергетику.
Однако, изменив позицию страны на международных климатических переговорах, невозможно достичь озвученного новой главой американской администрации на климатическом саммите снижения выбросов на 50–52% по сравнению с 2005 г. к 2030 г. Именно поэтому большая часть представленных в Плане революции чистой энергии и экологической справедливости мер направлена на реформирование существующего климатического регулирования внутри страны, в том числе создание условий для смягчения последствий климатических изменений и адаптации к ним. В рамках Плана были анонсированы беспрецедентные инвестиции в сектор возобновляемой энергетики и обеспечение экологической справедливости — 1,7 трлн долл. федеральных инвестиций в течение следующих 10 лет, а также привлечение дополнительных инвестиций из частного сектора, от властей штатов и местных властей на общую сумму более 5 трлн долл.
Согласно предложениям Джозефа Байдена, эти инвестиции прежде всего пойдут на модернизацию инфраструктуры. Целью данной меры является повышение энергоэффективности уже существующих государственных зданий и сооружений, строительство новой энергоэффективной инфраструктуры, а также повышение ее климатической устойчивости. Особое внимание уделяется добывающей отрасли. В частности, предлагается ужесточение требований к выбросам для новых и существующих нефтегазовых предприятий. Некоторые из представленных в Плане инициатив направлены на улучшение ситуации в транспортном секторе — одном из крупнейших эмитентов парниковых газов в США. Снижать выбросы от транспорта предполагается благодаря эффективной реализации Закона о чистом воздухе и разработке новых стандартов экономии топлива. Еще одно решение для снижения выбросов углекислого газа от транспорта — увеличение использования биотоплива и ускорение перехода на электромобили.
В дополнение к мерам по созданию климатически нейтральной и устойчивой экономики План революции чистой энергии и экологической справедливости включает в себя ряд задач по сохранению и восстановлению уровня биоразнообразия, замедлению темпов деградации земель и повышению качества вод с применением природоориентированных решений. Среди предлагаемых мер — совершенствование защиты охраняемых территорий и создание новых; введение запрета на получение новых разрешений на добычу нефти и газа на государственных землях и в акваториях; разработка целевых программ по усилению лесовосстановления и развитию возобновляемых источников энергии на федеральных землях и в акваториях.
Положения Плана также затрагивают вопросы экологической справедливости по двум основным направлениям. Во-первых, это защита цветного населения и населения с низкими доходами, поскольку именно они в большей степени подвержены негативному воздействию со стороны предприятий-загрязнителей, а также наиболее уязвимы перед климатическими изменениями. Предполагается, что данные группы населения будут иметь преимущества в получении выгод от модернизации экономики, в том числе получат доступ к новым рабочим местам в секторе чистой энергетики. Политика обеспечения экологической справедливости также включает в себя привлечение к ответственности предприятий-загрязнителей и обеспечение доступа к безопасной питьевой воде для всех. Второе направление — помощь рабочим, потерявшим свои рабочие места из-за реализации политики энергетического перехода и закрытия угольных шахт и электростанций. В частности, предполагается обеспечить эту группу населения гарантированными пенсионными выплатами и пособиями.
От плана к действиям: первые экологические реформы Джозефа Байдена на президентском посту
К выполнению своих предвыборных обещаний Джо Байден перешел уже в первый день президентства, объявив о возвращении США к выполнению обязательств по Парижскому соглашению. 27 января 2021 г. был подписан Президентский указ о борьбе с климатическим кризисом внутри страны и за рубежом (Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad). Данный указ обязует Директора национальной разведки, Министра обороны, Министра внутренней безопасности и Председателя Объединённого комитета начальников штабов отслеживать ситуацию, связанную с климатическими изменениями, и оценивать риски для национальной безопасности. Для реализации положений Плана революции чистой энергии и экологической справедливости во внутриполитической сфере указ также предполагает создание Управления внутренней климатической политики Белого дома (White House Office of Domestic Climate Policy), которое будут возглавлять национальный советник по климату и недавно образованная Национальная рабочая группа по климату (National Climate Task Force), состоящая из руководителей различных министерств и агентств. Национальный советник возглавит разработку общегосударственного подхода к изменению климата, согласно которому все правительственные органы при принятии решений должны учитывать климатические риски.
Дополнительно в указ включены положения, регламентирующие дальнейший переход к использованию чистой энергии. Так, Совету по качеству окружающей среды, директору Управления общих служб и директору Административно-бюджетного управления совместно с национальным советником по климату была поручена разработка программы федеральных закупок чистой энергии и углеродно-нейтральных автомобилей для правительственных нужд. Кроме того, к 2022 г. планируется исключить из бюджета субсидии на ископаемое топливо, при этом увеличивая инвестиции в инновации, а также коммерциализацию и более широкое использование экологически чистых технологий и инфраструктуры в энергетическом секторе. Помимо всего прочего в указе поставлена цель к 2030 г. удвоить производство ветровой энергии на шельфе. Кроме того, приостанавливается выдача новых лицензий на добычу нефти и газа на федеральных землях и в прибрежных водах.
На сегодняшний день создана Рабочая группа Министерства обороны по климату, целью которой является учет климатических рисков при проведении военных операций и поиск решений для снижения углеродного следа Министерства; и целевая группа Министерства внутренних дел по изменению климата, в задачи которой будет входить создание мер для приоритезации климатических вопросов в работе Министерства, учета прав племен и обеспечение экологической справедливости и научной открытости через Закон о национальной экологической политике.
Однако успешная реализация Плана революции чистой энергии и экологической справедливости зависит не только от вносимых Дж. Байденом инициатив и нововведений. По подсчетам экспертов, Дональд Трамп за время своего президентского срока работал над отменой и/или ослаблением более 200 мер по охране окружающей среды, по 170 из них решение было принято. В наибольшей степени данный процесс повлиял на регулирование выбросов парниковых газов и охрану атмосферного воздуха. Деятельность администрации Д. Трампа привела к ослаблению или отмене по меньшей мере 64-х нормативных актов, направленных на ограничение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, способствующих глобальному потеплению. Изменения, которые регулируют добычу полезных ископаемых, были внесены в 61 нормативный акт. Целью этих реформ было создание благоприятных условий для нефтегазовых компаний, в том числе посредством ослабления требований к охране труда на морских нефтяных платформах до разрешения на добычу ископаемого топлива на государственных землях.
Таким образом, перед президентом Дж. Байденом стоит задача не только инициировать собственные реформы в сфере экологической политики, но и предотвратить то негативное влияние, которое могут оказать на окружающую среду решения его предшественника. И именно с последним у администрации Д. Байдена может появится ряд трудностей. Часть принятых экс-президентом решений отметить достаточно просто — например, подписанием указа или новой директивы, как это было сделано с Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу. В этом случае было достаточно распоряжения президента о направлении поправки в Сенат для ратификации. Однако отмена некоторых решений Д. Трампа может потребовать более активных действий — внесения изменений в уже существующие нормативные акты или вынесения судебного решения. В отдельных случаях может потребоваться значительный и длительный пересмотр существующего законодательства с его дальнейшим одобрением Конгрессом. Например, в соответствии с Законом Конгресса о пересмотре, Сенат 28 апреля 2021 г. принял резолюцию, которая восстанавливает отмененные Дональдом Трампом требования по контролю за выбросами метана при добыче нефти и газа. Перед вступлением в силу резолюция должна быть принята Палатой представителей и подписана президентом.
Дальнейшая реализация Плана революции чистой энергии и экологической справедливости
Говоря о перспективах реализации предложенной Джозефом Байденом политики, необходимо отметить в первую очередь амбициозность Плана революции чистой энергии и экологической справедливости. С одной стороны, подобная амбициозность достойна похвалы. Сегодня уже нет сомнений в реальности климатических изменений, прошедший 2020 год успел войти в число самых жарких за все время наблюдений, сопровождаясь множеством экстремальных климатических явлений. У политиков остается все меньше и меньше времени на раздумья, необходимы решительные действия. И именно таким предстает перед нами План революции чистой энергии и экологической справедливости.
С другой стороны, к климатической политике нового президента США есть ряд вопросов. Так, например, определяемый на национальном уровне вклад США (которые находятся среди лидеров по выбросам парниковых газов) все еще меньше, чем цели по сокращению выбросов Европейского союза или Великобритании. В планах ЕС сократить свои выбросы минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. А Великобритания накануне климатического саммита объявила о самых значимых в мировом масштабе сокращениях выбросов парниковых газов на 78% к 2035 г. по сравнению с уровнем 1990-х гг.
Перед президентской администрацией также стоит необходимость реформировать сложившийся во время президенства Д. Трампа подход к охране окружающей среды, в том числе и посредством отмены или изменения существующих нормативных актов. Однако данный процесс может затянуться на довольно продолжительный срок, поскольку может потребоваться вынесение судебного решения или значительный пересмотр существующего законодательства с его дальнейшим одобрением Конгрессом. Помимо этого, большинство инициатив нового президента не находят поддержки у Республиканской партии.
Проблемой продолжает оставаться и финансирование климатических инициатив, предложенных Джо Байденом для борьбы с последствиями климатических изменений внутри страны. Выполнение поставленных задач потребует колоссальных инвестиций, и, хотя администрация президента не раз заявляла о том, что все возможности правительства будут направлены на достижение целей по сокращению выбросов, инвестиций, в том числе частных, все еще недостаточно для перехода к климатически нейтральной и устойчивой экономике. Одновременно с этим существуют опасения, что реализация президентских климатических инициатив только усугубит безработицу, которая в США и так из-за пандемии достигла рекордных показателей.