Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 5)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Мария Орешина

К.и.н., эксперт РСМД

Эколого-социальные инициативы традиционно занимают лидирующее место в политическом дискурсе Финляндии, которая уже на протяжении многих десятилетий настойчиво проводит свой амбициозный «зеленый курс» в привязке к Целям устойчивого развития (ЦУР). Финским дипломатам удается не только в декларативном ключе продвигать этот проект ООН, но и добиваться широкого медийного охвата, инициирования экспертных дискуссий по ряду ключевых тем глобальной и региональной природосберегающей повестки как у себя дома, так и в рамках различных международных форматов, а также запуска многосторонних европейских проектов во многих наименее развитых странах мира.

Реализация глобальной климатической повестки стала одним из приоритетных направлений внешней политики Финляндии на долгосрочную перспективу и изначально не была подвержена какой-либо конъюнктуре извне, оставаясь «всепогодной». Адаптация политического курса к актуальным вызовам политики в области защиты окружающей среды рассматривается финской дипломатией как безальтернативный шаг по достижению ЦУР-2030, что на данном этапе осложняется последствиями эпидемиологического кризиса, военно-политической ситуацией на Украине, «энергетическим шантажом» Москвы и реальной угрозой полномасштабного продовольственного кризиса, который неминуемо будет сопровождаться голодом, ростом социального недовольства и массовой миграцией.

Приоритетным направлением для Финляндии является продвижение решений для достижения перехода малых и средних предприятий развивающихся стран от традиционных к экологически чистым источникам энергии, особенно в сельской местности. Финляндия наряду с Австрией и Фондом развития североевропейских стран является одним из основных доноров многостороннего целевого фонда по вопросам сотрудничества с Африкой в области энергетики и окружающей среды. С 2010 г. финны направили более 70 млн евро на развитие 250 проектов, реализуемых в 15 странах Африканского континента.

На национальном уровне в основополагающих документах по борьбе с изменением климата в полной мере отражены усилия правительства Финляндии по реализации глобальной климатической повестки. С 2012 г. «Повестка ЦУР-2030», положения Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. и Киотского протокола к ней 1997 г., а также Парижского соглашения по климату были имплементированы в профильное законодательство страны. В июне 2022 г. Правительство Финляндии передало на рассмотрение Парламенту Стратегию по вопросам изменения климата и развития энергетики до 2035 г., которая является среднесрочным планом действий, направленным на реализацию «зеленого курса» ЕС по созданию низкоуглеродной модели экономики.

В преддверии 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН, Шарм-эш-Шейх, 7–18 ноября 2022 г.) в рамках МИД Финляндии создано управление по «климатической дипломатии», главными целями которого станут интегрирование «климатического досье» во внешнеполитический курс страны и повышение на ежегодной основе объемов инвестирования в профильные международные структуры. Все это свидетельствует об уверенном позиционировании финнов в качестве лидера в вопросах экологической безопасности и о наращивании экспертного влияния на реализацию глобальной климатической повестки с опорой на «зеленый курс» ЕС и в увязке с выполнением ЦУР-2030.

Эколого-социальные инициативы еще с 1970–1980-х гг. стали занимать традиционно лидирующее место в политическом дискурсе Финляндии, которая уже на протяжении многих десятилетий настойчиво проводит свой амбициозный «зеленый курс» на всех международных профильных площадках в привязке к Целям устойчивого развития (ЦУР). Финляндия интегрировалась в работу по формированию своей собственной повестки по ЦУР еще в 1993 г., а сегодня активно работает в том числе и в министерском сегменте Политфорума высокого уровня ЭКОСОС ООН по вопросам устойчивого развития, в частности по тематике экологического преодоления последствий пандемии COVID-19.

Максим Сигачев, Андрей Бардин, Татьяна Хайнацкая:
Зелёная политическая повестка в странах североевропейской модели

Финским дипломатам удается не только в декларативном ключе продвигать этот проект ООН, но и добиваться широкого медийного охвата, инициирования экспертных дискуссий по ряду ключевых тем глобальной и региональной природосберегающей повестки как у себя дома, так и в рамках различных международных форматов, а также запуска многосторонних европейских проектов во многих наименее развитых странах мира.

Реализация глобальной климатической повестки стала одним из приоритетных направлений внешней политики Финляндии на долгосрочную перспективу и изначально не была подвержена какой-либо конъюнктуре извне, оставаясь «всепогодной». Адаптация политического курса к актуальным вызовам политики в области защиты окружающей среды рассматривается финской дипломатией как безальтернативный шаг по достижению ЦУР-2030, что на данном этапе осложняется последствиями эпидемиологического кризиса, военно-политической ситуацией на Украине, «энергетическим шантажом» Москвы и реальной угрозой полномасштабного продовольственного кризиса, который неминуемо будет сопровождаться голодом, ростом социального недовольства и массовой миграцией. Ускоренный энергопереход к возобновляемым источникам энергии в условиях болезненного для финской экономики отказа от российских поставок энергоресурсов приведет к наращиванию финансового и высокотехнологичного потенциала в области ветроэнергетики, перевода автомобильной и морской промышленности на электродвигатели. Обозначенные проблемы станут центральными в эколого-социальном инструментарии ряда международных финансовых органов на ближайшие годы.

В связи с этим особый интерес представляет финский опыт международного сотрудничества в сфере реализации глобальной климатической повестки. Тем более что, согласно стартовавшему с подачи ежегодного Всемирного экономического форума в Давосе в 2006 г. проекту Йельского университета — Индексу экологической результативности, содержащему ключевые результаты политики властей 180 стран мира в области природоохранной деятельности при учете анализа мировых тенденций и целей их политического курса, связанного с реализацией ЦУР-2030 в области борьбы с изменением климата, состоянием окружающей среды и жизнеспособности экосистемы, Финляндия занимает третье место в рейтинге самых экологически чистых стран мира после Дании и Великобритании.

Environmental Performance Index (EPI) 2022

Финская дипломатия в рамках подготовки к 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН, Шарм-эш-Шейх, 7–18 ноября 2022 г.) придает большое значение проблемам мобилизации ресурсов национальных и международных финансовых организаций, как государственных, так и частных, в целях смягчения факторов изменения климата и разработки адаптационных стратегий по минимизированию его последствий на основе экосистемного подхода.

На климатическом треке профильные ведомства Финляндии сотрудничают с «трио председателей» Конференции РКИК ООН — Великобританией, Египтом и ОАЭ, Адаптационным фондом РКИК ООН, Зеленым климатическим фондом, ПРООН, ЮНЕП, ФАО, Международным союзом охраны природы, Глобальным экологическим фондом, «Группой двадцати», Комитетом содействия развитию ОЭСР, Фондом развития североевропейских стран, Африканским банком развития, Всемирной метеорологической организацией, исследовательским центром E3G, входящим в пятерку самых влиятельных в мире «мозговых центров» по проблематике изменения климата.

Банк Финляндии входит в состав группы центральных банков 126 стран мира, представители которых на добровольной основе разрабатывают стратегии анализа, регулирования и управления финансовыми рисками для сохранения устойчивости финансового сектора национальных экономик в случае чрезвычайных обстоятельств, вызванных стихийными бедствиями, — The Network for the Greening of Financial Systems (NGFS). Министерство финансов Финляндии и Банк Финляндии в рамках работы в этом органе 30–31 октября 2019 г. в Хельсинки провели международную конференцию «Зеленое финансирование в целях устойчивого развития», в ходе которой состоялись дискуссии по ряду актуальных проблем: влияние изменения климата на сектор финансовых услуг, потенциал финансовой системы в контексте «зеленого финансирования», инвестиционные стратегии для построения «зеленой» экономики, управление финансовыми рисками в условиях изменения климата.

Константин Суховерхов, Александр Шеповалов, Даниил Проказов, Артём Кашедов, Юлия Соловьева, Олеся Семичева:
Нормативно-правовые основы политики ЕС в области экологии

МИД Финляндии сотрудничает с рабочей группой стран «Большой двадцатки» в области устойчивого финансирования — G20 Sustainable Finance Working Group (G20 SFWG), которая разрабатывает и обновляет профильную «дорожную карту», позволяющую проводить всеобъемлющий анализ политики международных финансовых организаций в области борьбы с изменением климата, определять объем инвестиций, необходимый для достижения ЦУР-2030, а также согласовывать их политику с взятыми на себя обязательствами в соответствие с Парижским соглашением по климату. Показательно, что председательство Индонезии в «Группе двадцати» в опубликованном в мае 2022 г. докладе «Финансы и изменение климата» недвусмысленно дает понять, что ранее задекларированные тридцатью международными финансовыми организациями [1] цели в сфере поддержки глобальной климатической повестки значительно расходятся с их реальным менеджментом по причине того, что они одновременно являются ключевыми игроками, лоббирующими интересы ведущих промышленных компаний мира, задействованных в добывающем секторе экономики. Именно общность интересов финансовых и промышленных групп не позволяет политикам стран — членов ЕС, а также Великобритании и США разработать и принять соответствующее законодательство по сокращению или отказу от ископаемых видов топлива.

Финская дипломатия поддерживает глобальную климатическую повестку, реализуемую еще одной профильной международной организациейThe Vulnerable Twenty (V20) Group of Ministers of Finance of the Climate Vulnerable Forum, в которую входят министры финансов 55 развивающихся стран мира: из них 25 стран Африки и Ближнего Востока, 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона и 11 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Финляндия на правах сопредседателя с Индонезией возглавляет Коалицию министров финансов по реализации плана действий по борьбе с изменением климата, которая разрабатывает стратегии по интегрированию глобальной климатической повестки в национальную экономическую и финансовую политику. Срок действия финского мандата в этом органе продлен до апреля 2023 г. Министр финансов Финляндии выступает за присоединение глав финансовых ведомств стран — членов ООН к этому формату в целях скорейшего достижения углеродной нейтральности, а также за интегрированный подход к планированию расходов их правительств на реализацию «зеленого курса».

Главная задача финнов в этом формате — разработка рекомендаций по обеспечению доступа к климатическому финансированию, увеличению качества и количества финансовых инструментов для городов наименее развитых стран, в том числе африканских, и малых островных развивающихся государств, экономики которых испытывают нехватку высокотехнологичной инфраструктуры нового поколения и ресурсов по ее обслуживанию.

Малые островные развивающиеся государства находятся в наиболее уязвимом положении вследствие ограниченной базы их собственных природных ресурсов, значительной географической удаленности от материков, а, значит, от международной транспортной инфраструктуры и критически важных коммуникаций, внешнего рынка, что приводит к высоким ценам на импорт и экспорт продовольствия и товаров первой необходимости, высокому уровню транспортных расходов на их доставку, нерегулярному транспортному сообщению. Систематические экстремальные погодные явления, береговая эрозия, медленный рост уровня океана и температуры его поверхности оказывают огромный ущерб хрупкой морской экосистеме этих стран, подверженных постоянному сокращению биоресурсной базы, которая составляет почти половину объема их ВВП.

В 2021 г. Финляндия вошла в число стран-доноров Адаптационного фонда РКИК ООН, с 2010 г. реализующего около 123 проектов в 100 странах мира, в том числе в 19 малых островных развивающихся и 33 наименее развитых странах с общим бюджетом в 850 млн долл. Размер взноса Финляндии в этот фонд составил 7 млн евро.

3 ноября 2021 г. Финляндия наряду с Австрией, Данией, Исландией и Норвегией вошла в число главных доноров Механизма по финансированию развития метеорологических и гидрологических служб наименее развитых и малых островных развивающихся государств в целях снижения последствий стихийных бедствий с помощью системы раннего оповещения — The Systematic Observations Financing Facility (SOFF). Реализация этой инициативы Генерального секретаря ООН, ПРООН, ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации рассчитана на период с июля 2022 по июнь 2025 гг.

Финская дипломатия выразила готовность содействовать пилотным проектам Великобритании в области климата, выделившей 100 млн фунтов стерлингов на их реализацию в группе фокусных стран — Фиджи, Руанде, Уганде, Бангладеш и на Ямайке.

Совместно с другими странами Финляндия проявила интерес к необходимости создания партнерств по адаптации к последствиям изменения климата по аналогии с пилотным долгосрочным проектом Великобритании, Германии, США, Франции и Еврокомиссии, стартовавшим в ноябре 2021 г., в целях декарбонизации экономики ЮАР (Just Energy Transition partnershipJETP), который предполагает форсированный отказ от ископаемых видов топлива, комплексное закрытие угольных шахт, интеграцию рабочего персонала, занятого в добывающем секторе экономики ЮАР, в новый рынок труда, проведение экологической экспертизы в процессе перепрофилирования районов добычи полезных ископаемых в целях создания водородно-ориентированной энергетической системы и электромобильной промышленности.

Финляндия планирует принять участие в реализации ряда проектов по ускорению адаптации экономик стран Африканского континента к последствиям изменения климата (Africa Adaptation Acceleration Program), которые являются совместной инициативой Африканского банка развития и Глобального центра по адаптации. Кураторы ставят амбициозную цель по привлечению 25 млрд долл. в течение ближайших пяти лет. Среди них проекты по мобилизации финансовых ресурсов для продвижения климатической повестки, обеспечению продовольственной безопасности, созданию инфраструктурных объектов, связанных с системами раннего оповещения в случае стихийных бедствий, комплексному моделированию климатических рисков с учетом нанесенного в результате природных катастроф ущерба экономике африканских стран, установке дополнительного вспомогательного оборудования для увеличения объема пресной воды.

Приоритетным направлением для Финляндии является и продвижение решений для достижения перехода малых и средних предприятий развивающихся стран от традиционных к экологически чистым источникам энергии, особенно в сельской местности. Финляндия наряду с Австрией и Фондом развития североевропейских стран является одним из основных доноров многостороннего целевого фонда по вопросам сотрудничества с Африкой в области энергетики и окружающей среды (The Energy and Environment Partnership Trust FundEEP Africa). С 2010 г. финны направили более 70 млн евро на развитие 250 проектов, реализуемых в 15 странах Африканского континента в целях перехода на возобновляемые источники энергии. Это позволило создать 10 тыс. рабочих мест (3,5 тыс. из них — для молодежи). Среди фокусных африканских стран — Ботсвана, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Кения, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сейшелы, Танзания, Уганда, ЮАР.

The Energy and Environment Partnership Trust Fund — EEP Africa

На национальном уровне в основополагающих документах по борьбе с изменением климата в полной мере отражены усилия правительства Финляндии по реализации глобальной климатической повестки. В 2020 году офис премьер-министра опубликовал доклад о выполнении Финляндией «Повестки ЦУР-2030» за 2016–2020 гг., в котором, среди прочего, обобщен финский опыт по интегрированию тринадцатой (борьба с изменением климата) и четырнадцатой (устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов) целей устойчивого развития в различные отрасли национальной экономики. Основой международного профильного сотрудничества Финляндии и ее взаимодействия с финансовыми международными организациями в области климата являются принципы защиты и восстановления биоразнообразия и экосистем, развития морской транспортной логистики, сохранения лесов, управления рисками стихийных бедствий, развития метеорологических и гидрологических служб, смягчения и преодоления последствий стихийных бедствий.

С 2012 г. «Повестка ЦУР-2030», положения Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. и Киотского протокола к ней 1997 г., а также Парижского соглашения по климату были имплементированы в профильное законодательство страны. Вопросы реализации глобальной климатической повестки входят в компетенцию Комитета по политике в области развития (The Development Policy CommitteeDPC) МИД Финляндии, а также министерств экономики и окружающей среды. Финляндия с 2020 г. начала сотрудничать с Сетью европейских консультативных советов по окружающей среде и устойчивому развитию (The European Environment and Sustainable Development Advisory Councils NetworkEEAC Network).

В июне 2022 г. Правительство Финляндии передало на рассмотрение Парламенту Стратегию по вопросам изменения климата и развития энергетики до 2035 г., которая является среднесрочным планом действий, направленным на реализацию «зеленого курса» ЕС по созданию низкоуглеродной модели экономики на основе массового внедрения электродвигателей в автомобильном и морском транспорте, серийного производства и ввода в эксплуатацию малых модульных ядерных реакторов, позволяющих найти оптимальное решение для стабильного и чистого энергопотребления, развития ветроэнергетики.

Суммарно ежегодный объем финансирования Финляндией проектов различных профильных международных организаций по борьбе с изменением климата составил в 2016 г. — 43 млн. евро, а в 2017 — 119 млн евро. При этом МИД Финляндии делает ставку на значительное увеличение расходов на международные проекты развивающихся стран в целях сбалансированного распределения средств. Это, по мнению финских экспертов, позволит смягчить негативные последствия изменения климата и адаптироваться к новым экореалиям. В период с 2020 г. по 2025 г. финны готовы направить на эти нужды примерно 900 млн евро.

Показательно, что в преддверии 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата в рамках МИД Финляндии создано управление по «климатической дипломатии», главными целями которого станут интегрирование «климатического досье» во внешнеполитический курс страны и повышение на ежегодной основе объемов инвестирования в профильные международные структуры для достижения максимальной мобилизации «зеленого финансирования». Все это свидетельствует об уверенном позиционировании финнов в качестве лидера в вопросах экологической безопасности и о наращивании экспертного влияния на реализацию глобальной климатической повестки с опорой на «зеленый курс» Евросоюза и в увязке с выполнением Целей устойчивого развития-2030.

1. Среди них J.P. Morgan, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup, Barclays, Societe Generale, Lloyds Banking Group, TD Bank Group, UBS, Scotiabank, Bank of America, BNP Paribas, HSBC, Crédit Agricole, Credit Suisse, AXA, Wells Fargo, Allianz, Mizuho Financial Group, Commonwealth Bank of Australia, Mitsubishi UFJ Financial Group, Deutsche Bank, Santander, Ping An Group, BlackRock, Sumitomo Mitsui Financia, Itaú Unibanco, Banco Bradesco, Royal Bank of Canada, ING.


Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 5)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся