Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Олег Гуров

МBA, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций», эксперт РСМД

Защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, помощь в сохранении их самоидентификации и поддержка гуманитарных контактов с исторической Родиной — одни из главных задач внешней политики России. Текущие мероприятия государственной политики в этой сфере представлены в Комплексном плане основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 гг.

Основной фокус текущей работы направлен на представителей и потомков нескольких «волн» эмиграции из СССР и России. Данный подход требует корректировки — необходимо развернуть его на более широкий сегмент населения планеты, который идентифицирует себя как людей, имеющих российские корни, впитавших русскую культуру, свободно говорящих и/или получивших образование на русском языке.

Сегодня поддержка русского языка по большей части осуществляется в русле формальных, не всегда отвечающих требованиям сегодняшнего дня мероприятий, с фокусом на повышение уровня и расширение сферы преподавания русского языка за рубежом и поддержку курсов изучения русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако такой «академический» подход должен учитывать развитие и распространение цифровых технологий, позволяющих проводить обучение с использованием интересных и более актуальных (в первую очередь для молодого поколения), образовательных инструментов.

Проводимые в рамках Комплексного плана мероприятия по продвижению русского языка часто имеют узкий охват, им недостает фокуса на решение практических задач. Необходима комплексная ревизия существующих практик продвижения русского языка с тем, чтобы обеспечить актуальность, востребованность, масштабирование, тиражирование, а главное — резкое повышение эффективности этой работы.

На идеологическом и концептуальном уровнях необходимо более тесно привязать сферы работы с соотечественниками к текущим животрепещущим задачам, представляющим взаимный интерес как для России, так и для соотечественников, проживающих за рубежом. Следует шире привлекать последних к таким мероприятиям, как заседания Межправительственных комиссий, Рабочих групп и Деловых советов, выделяя и подчеркивая как в ходе их подготовки, так и на самих заседаниях, что поддержка земляков — официальная линия руководства страны. Индикатор успеха таких программ и мероприятий — их полезность для самих соотечественников.

Должная поддержка соотечественников за рубежом требует соответствующего финансирования, которое должно быть обеспечено отечественными государственными и финансовыми структурами, благотворительными фондами, меценатами и другими источниками. Необходимо осуществить серьезную профессиональную разработку всей системы реализации Комплексного плана желательно на трехлетний период по схеме подготовки и утверждения федерального бюджета Российской Федерации.

Защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, помощь в сохранении их самоидентификации и поддержка гуманитарных контактов с исторической Родиной — одни из главных задач внешней политики России. Эти меры закреплены в Указе Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Более того, в текущем году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Согласно ч. 3, ст. 69 новой редакции Конституции, «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Таким образом, в Конституции впервые появляется понятие «соотечественник», что доказывает, насколько важны и перспективны вопросы поддержки проживающих за границей российских граждан, всего которых насчитывается около 30 млн.

Нормализация международных отношений на предлагаемых нашей страной основах гуманизма, семейных ценностей и религиозной толерантности требует более активного взаимодействия с соотечественниками, использования их ресурса в качестве потенциала для повышения авторитета России на международной арене.

Текущие мероприятия государственной политики в этой сфере представлены в Комплексном плане основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 гг. и включают следующие направления работы:

— содействие консолидации соотечественников и проведение ими скоординированных мероприятий;

— защиту прав и интересов соотечественников;

— развитие информационного обеспечения соотечественников;

— содействие сохранению российской языковой и этнокультурной идентичности;

— поддержку молодых соотечественников и их объединений;

— поддержку социально незащищенных слоев соотечественников в странах проживания;

— упрощение бюрократических процедур, связанных с возвращением соотечественников на родину и получением российских паспортов.

Основной фокус текущей работы направлен на представителей и потомков нескольких «волн» эмиграции из СССР и России. Данный подход требует корректировки — необходимо развернуть его на более широкий сегмент населения планеты, который идентифицирует себя как людей, имеющих российские корни, впитавших русскую культуру, свободно говорящих и/или получивших образование на русском языке.

Сегодня поддержка русского языка по большей части осуществляется в русле формальных, не всегда отвечающих требованиям сегодняшнего дня мероприятий, с фокусом на повышение уровня и расширение сферы преподавания русского языка за рубежом и поддержку курсов изучения русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако такой «академический» подход должен учитывать развитие и распространение цифровых технологий, позволяющих проводить обучение с использованием интересных и более актуальных (в первую очередь для молодого поколения), образовательных инструментов. В частности, выступая в декабре 2020 г. на международном мероприятии по взаимодействию с соотечественниками на уровне регионов, один из создателей Российского общества преподавателей русского языка и литературы, соучредитель и издатель журнала «Мир русского слова» С. Голубев обратил особое внимание на то, что интерес к русскому языку неизменно возрастает, а цифровой инструментарий способствует реализации эффективных проектов и расширению аудитории, в том числе и за счет привлечения молодых людей. По его словам, «возрастает приток на курсы повышения квалификации, причем молодая аудитория демонстрировала этот тренд и до начала пандемии, осуществляя обучение с помощью электронных учебных пособий и тренажеров».

Существующие подходы не всегда учитывают активизацию на «языковом рынке» международных конкурентов, продвигающих свои инновационные образовательные программы, как это происходит, например, в Киргизии[1]. Проводимые в рамках Комплексного плана мероприятия по продвижению русского языка часто имеют узкий охват, им недостает фокуса на решение практических задач. Необходима комплексная ревизия существующих практик продвижения русского языка с тем, чтобы обеспечить актуальность, востребованность, масштабирование, тиражирование, а главное — резкое повышение эффективности этой работы.

Следует решительно расширять работу по продвижению русского языка и особенно по повышению качества владением русским языком от непосредственно соотечественников на всех русскоязычных граждан в контурах бывшего СССР и странах влияния, поскольку все русскоязычное население за рубежом, будучи воспитанным в советской/русской культуре, обладает потенциалом для поддержки и продвижения интересов России. Данное направление следует воспринимать в качестве большого и серьёзного государственного вопроса.

На идеологическом и концептуальном уровнях необходимо более тесно привязать сферы работы с соотечественниками к текущим животрепещущим задачам, представляющим взаимный интерес как для России, так и для соотечественников, проживающих за рубежом. Следует шире привлекать последних к таким мероприятиям, как заседания Межправительственных комиссий, Рабочих групп и Деловых советов, выделяя и подчеркивая как в ходе их подготовки, так и на самих заседаниях, что поддержка земляков — официальная линия руководства страны. Индикатор успеха таких программ и мероприятий — их полезность для самих соотечественников.

При этом на реальное положение дел в этой сфере не в меньшей степени влияют и сложно измеряемые факторы, относящиеся к социокультурной сфере и связанные с культурными ценностями, традициями и моделями поведения. Сами социокультурные факторы сегодня оказывают большое (хотя и не всегда заметное) влияние на политические, социальные и экономические процессы. Значение этих факторов только увеличивается, так как технологическое развитие в корне изменило отношения между государством, обществом и индивидом, позволив коммуникациям стать практически персонально адресными. «Цифра» позволяет говорить со всеми и с каждым, но эта новая коммуникация является как раз тем элементом, который требует законодательного регулирования и общественного контроля. Это то, чему нужно серьезно учиться как на уровне международных отношений и в рамках действующих образовательных программ, так и в повседневной жизни. Необходимо воспринимать эту сферу как действительную область нового и перспективного знания. Особая актуальность цифрового направления обусловлена тем, что при новых возможностях, появились и новые риски. Сегодня гораздо легче «внедрить» в общественное мнение спекулятивные и конъюнктурные идеи с помощью манипуляций политическим процессом и фальшивых новостей, чем проверенные факты. Эта составляющая ярко проявляется и в коммуникациях, в которых участвуют соотечественники.

В то же время нельзя говорить о полном переходе в онлайн как единственном перспективном направлении работы с соотечественниками. Пандемия коронавируса подтвердила ценность живого общения, сотрудничества, солидарности, а также востребованность гуманитарной составляющей во всех общественных процессах. Конечно, в 2020 году пандемия COVID-19, трансформирующая глобализационные процессы и социальные отношения, де факто внесла существенные изменения в возможности работы с российскими соотечественниками. В течение всего года русскоязычные СМИ за рубежом сообщали об отмене или переносе многих запланированных мероприятий. Часть из них была перенесена в онлайн-формат, однако вопрос эффективности поддержки и сотрудничества в цифровой среде требует дальнейшей проработки. С одной стороны, пандемия безусловно дала импульс сотрудничеству соотечественников в цифровом пространстве, с другой стороны, вопрос актуальной повестки и эффективного формата коммуникации и поддержки по-прежнему остается проблемной зоной. На рынке коммуникаций существует огромная конкуренция. Необходимо внедрить действительно актуальные форматы и новые эффективные каналы, которые способны мотивировать и объединять людей. В качестве примера современной и перспективной инициативы можно привести автоматизированную информационную систему (АИС) «Молодые соотечественники», запуск которой состоялся в сентябре 2020 года. Среди ее функционала — информационный блок, включающий правовые документы, актуальная контактная информация российских федеральных структур, информация об образовании в России для молодых соотечественников. Также АИС предлагает функции для общения и информацию о мероприятиях, причем участники могут не только подать заявку на участие в запланированных мероприятиях, но и предложить свои мероприятия для соотечественников.

Конечно, успех данного проекта зависит от того, насколько в его развитие и продвижение будут вовлечены опытные специалисты по социальным медиа, поскольку АИС предстоит конкурировать с уже завоевавшими рынок социальными сетями и мессенджерами. Системе потребуется предложить для пользователей не только востребованный и сбалансированный контент, но и форматы коммуникации, которые смогут заинтересовать молодежь.

Подобные перспективные проекты являются крайне важными и требуют особого внимания, поскольку объективный сравнительный анализ результативности работы с соотечественниками с показателями аналогичной деятельности у других государств (например, американского агентства USAID и др., к сожалению, объективно говорит об упущенных возможностях с нашей стороны[2].

Невысокий уровень социально-экономического развития по сравнению со странами Запада, слабо развитая бизнес-среда, не столь весомые достижения в сфере культуры (какие мы наблюдали в прошлом) и т.д. — все эти проблемы значительно снизили привлекательность нашей страны в глазах молодежи ближнего зарубежья. Кроме того, ситуацию усугубляют системные и идеологические мероприятия, финансируемые из бюджета Госдепартамента США и других государственных и частных (например, Фонд Сороса) источников во всех странах бывшего СНГ. Это заметно по текущей обстановке на Украине, по событиям в Белоруссии, Киргизии, Молдове и т.д.

Такие явления мирового масштаба, как:

— отсутствие должного регулирования ИКТ-среды;

— растущее экономическое, этническое и религиозное расслоение как в развитых странах «золотого миллиарда», так и в странах «третьего мира»;

— углубляющийся «разрыв между поколениями», мировой экономический и финансовый кризис;

— коронавирусная пандемия;

— разрушающиеся общественно-политические устои в странах «образцовой демократии» (на примере президентских выборов в США);

— активизация агрессивных военно-политических игроков в непосредственной близости от наших национальных границ (роль Турции в Нагорно-Карабахском конфликте)

и другие проблемные тенденции, негативно характеризующие международную обстановку в целом и настоятельно требуют мобилизации всех ресурсов для хотя бы частичного ослабления этих факторов в краткосрочном плане, а в долгосрочном — поднять на новую ступень высокий авторитет России как государства, выступающего за общественно-политический прогресс, международную безопасность, утверждение традиционных моральных ценностей, верховенство международного права и справедливости. В рамках этой деятельности мы наблюдаем, что проблемам выхода из текущего тупикового положения посвящены многие внешнеполитические инициативы руководства России, которые на протяжении последнего десятилетия последовательно предлагают объединение усилий всех стран в борьбе с насущными глобальными проблемами.

Работа с соотечественниками требует использования потенциала, имеющегося как у государства, так и у общественных объединений и отдельных граждан (не обязательно имеющих русские корни). В мире достаточно много меценатов и просто состоятельных людей, которые высоко ценят вклад нашей страны в мировую культуру, литературу, науку, спорт и т.д. Грамотная организация работы со всеми неравнодушными соотечественниками и людьми, симпатизирующими русской культуре, может привлечь в эту сферу значительные ресурсы.

При этом актуализация Комплексного плана реализации российской политики в отношении соотечественников должна осуществляться вместе с проработкой мероприятий по обеспечению финансовых и профессиональных кадровых ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия с соотечественниками в условиях доминирующих политических, технологических и информационных тенденций.

С учетом нестабильной международной ситуации, формирующей новые вызовы для международной политики России, представляется, что корректировка Комплексного плана работы с соотечественниками должна быть осуществлена в максимально короткие сроки и направлена на устранение следующих рисков:

1. Сложившиеся в последние годы «прозападные» настроения у части наших соотечественников за рубежом, которые зачастую демонстрируют предвзятое отношение к внешнеполитическим инициативам российского руководства.

2. Неэффективность действующей системы структурного взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Текущие коллизии в части иерархии между различными организациями, неясность профессионального профиля и функционала различных структур, наличие непонятных и самозваных организаций и персоналий, заявляющих, что они «уполномочены представлять соотечественников», также формируют политические, экономические и репутационные риски.

В этой связи требуется тщательная «инвентаризация», пересмотр и анализ списка авторизованных государственных и общественных объединений и респектабельных «послов дружбы», действующих на этом поле, так же, как и подбор ключевых и перспективных стейкхолдеров для дальнейшего интенсивного развития.

3. Возросшая роль новых цифровых коммуникационных технологий, в частности, мессенджеров, информационных платформ и социальных сетей в развитии политических процессов. В текущих условиях такие продукты ИКТ в реальности становятся субъектами и даже модераторами масштабных политических действий. В частности, последние президентские выборы в США показали, что соцсети и мессенджеры стали полноправными игроками на поле идеологического влияния.

В этом отношении целесообразно задаться вопросом реальной эффективности оказываемой поддержки соотечественникам в онлайн-формате. Необходимо профессиональное исследование вопроса — как следует оказывать поддержку соотечественникам в дистанционном режиме с наибольшей эффективностью?

Контроль информационных рисков требует отказа от беспорядочного использования существующих механизмов коммуникации, а также серьезного анализа целесообразности и эффективности использования конкретных инструментов с учетом долгосрочной перспективы.

4. В результате выборов нового президента США можно ожидать дальнейшую эскалацию напряженности в международных отношениях и агрессивные проявления по отношению к России. В этих условиях наши соотечественники могут быть вынуждены ослабить связи с исторической родиной, что в свою очередь потребует реализации продуманных дополнительных «компенсационных» проектов сверх уже задействованных платформ, таких как RT или Sputnik.

Необходимо налаживать систему эффективной коммуникации с соотечественниками, которая будет:

— предоставлять многосторонний, интерактивный характер коммуникации;

— обеспечивать актуальность информации и отсутствие ангажированности повестки;

— осуществлять коммуникацию как на русском языке, так и на языках стран проживания;

— иметь фокус на взаимную поддержку и развитие солидарности и общности в рамках сообщества.

Последний тезис требует особого внимания в части планирования и реализации. На концептуальном уровне необходимо разорвать порочный круг, в котором ряд организаций и СМИ, регулярно получающих одностороннюю поддержку со стороны российских государственных структур, невольно способствуют расколу в рядах соотечественников. Это происходит потому, что такие проекты иногда воспринимаются частью соотечественников как предвзятые и пропагандистские, и не способствуют укреплению солидарности.

Мы отдельно выделяем необходимость активизации работы с русскоязычным населением в странах СНГ и ЕАЭС, для чего потребуется определить и согласовать общие цели этой работы, разработать и утвердить стратегию и тактику совместных действий по их достижению с учетом актуальной повестки на уровне межгосударственного и межкультурного взаимодействия.

Следует рассмотреть возможность создания общероссийского форума/конференции/союза или другой организационной формы постоянного взаимодействия соотечественников именно из стран бывшего СССР, поручив кураторство его деятельности одному из действующих авторитетных глав субъектов Российской Федерации. Председательство в соответствующих тематических секциях (например, по географическому, этническому или конфессиональному признаку) возможно поручить другим действующим главам отдельных субъектов Российской Федерации.

5. В качестве особого риска в работе с соотечественниками на текущем этапе следует рассматривать ситуацию на Украине, связанную с провокациями и наступлением на интересы русскоязычного населения этой страны и обусловленную недавними решениями украинского руководства.

В этой связи следовало бы выделить Украину в качестве отдельного направления деятельности, а также провести оценку и серьезный пересмотр сложившегося положения дел, для того чтобы подготовить комплексные планы соответствующих мероприятий (и их финансирования) по коренному перелому ситуации.

6. Серьезным вызовом является ситуация, обусловленная внешней политикой Турции. В последние годы Турция последовательно и настойчиво реализует имперские амбиции, в том числе, в Черноморском и Каспийском регионах, где массово присутствует русскоязычное население и нуждается в серьезной защите.

Необходимым вектором развития этого сегмента представляется интенсификация взаимодействия с соотечественниками во всем регионе, включая саму Турцию в качестве необходимого ответа на вызовы действующего турецкого руководства.

7. Отдельной чувствительной зоной является международная социально-экономическая обстановка в контексте коронавирусной пандемии. С помощью соотечественников необходимо формировать доброжелательное отношение к предпринимаемыми Россией гуманитарными мерами борьбы с инфекцией, а также к успешному продвижению российских вакцин и лечебных препаратов.

Для решения всех вышеназванных задач потребуется постановка конкретных долгосрочных и краткосрочных целей на самом высоком уровне, а также формулирование миссии и способов ее совершенствования.

Представляется целесообразным рассмотреть отдельно вопрос повышения уровня руководства работой с соотечественниками за рубежом до верхних эшелонов государственной власти, и внести соответствующие предложения с учетом текущей занятости как самого президента Российской Федерации, так и председателя Правительства и председателей соответствующих палат Федерального Собрания РФ.

Постоянно действующим организационным механизмом мог бы стать Совет по работе с соотечественниками (по типу Консультативного совета по иностранным инвестициям), который бы на своих ежегодных заседаниях обсуждал и вырабатывал рекомендации по путям решения самых актуальных вопросов этой сферы, таких как совершенствование системы предоставления российского гражданства, пенсионное обеспечение соотечественников (которые плодотворно проработали в России или за рубежом в интересах нашей страны), мер по защите жизненно важных интересов соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, и многое другое.

Должная поддержка соотечественников за рубежом требует соответствующего финансирования, которое должно быть обеспечено отечественными государственными и финансовыми структурами, благотворительными фондами, меценатами и другими источниками. Для этого необходимо осуществить серьезную профессиональную разработку всей системы реализации Комплексного плана желательно на трехлетний период по схеме подготовки и утверждения федерального бюджета Российской Федерации.

[1] Американский университет в Центральной Азии (АУЦА) с 1993 года «воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии». В Киргизии АУЦА предлагает программы обучения, в частности, управленцев среднего звена на русском языке по широкому спектру специальностей от финансов и высоких технологий, инновационного банковского дела до программной инженерии и социальных трансформаций

[2]В качестве отдельного примера можно привести пятилетнюю программу для СМИ в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, финансируемую US AID (2018–2023 гг.). Программа направлена на развитие информационной среды, повышение цифровой грамотности молодежи, а также на вовлечение всего общества в гражданские процессы. Бюджет программы составляет 15 млн долларов США.

Защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, помощь в сохранении их самоидентификации и поддержка гуманитарных контактов с исторической Родиной — одни из главных задач внешней политики России. Эти меры закреплены в Указе Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Более того, в текущем году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Согласно ч. 3, ст. 69 новой редакции Конституции, «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Таким образом, в Конституции впервые появляется понятие «соотечественник», что доказывает, насколько важны и перспективны вопросы поддержки проживающих за границей российских граждан, всего которых насчитывается около 30 млн.

Нормализация международных отношений на предлагаемых нашей страной основах гуманизма, семейных ценностей и религиозной толерантности требует более активного взаимодействия с соотечественниками, использования их ресурса в качестве потенциала для повышения авторитета России на международной арене.

Текущие мероприятия государственной политики в этой сфере представлены в Комплексном плане основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 гг. и включают следующие направления работы:

— содействие консолидации соотечественников и проведение ими скоординированных мероприятий;

— защиту прав и интересов соотечественников;

— развитие информационного обеспечения соотечественников;

— содействие сохранению российской языковой и этнокультурной идентичности;

— поддержку молодых соотечественников и их объединений;

— поддержку социально незащищенных слоев соотечественников в странах проживания;

— упрощение бюрократических процедур, связанных с возвращением соотечественников на родину и получением российских паспортов.

Основной фокус текущей работы направлен на представителей и потомков нескольких «волн» эмиграции из СССР и России. Данный подход требует корректировки — необходимо развернуть его на более широкий сегмент населения планеты, который идентифицирует себя как людей, имеющих российские корни, впитавших русскую культуру, свободно говорящих и/или получивших образование на русском языке.

Сегодня поддержка русского языка по большей части осуществляется в русле формальных, не всегда отвечающих требованиям сегодняшнего дня мероприятий, с фокусом на повышение уровня и расширение сферы преподавания русского языка за рубежом и поддержку курсов изучения русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако такой «академический» подход должен учитывать развитие и распространение цифровых технологий, позволяющих проводить обучение с использованием интересных и более актуальных (в первую очередь для молодого поколения), образовательных инструментов. В частности, выступая в декабре 2020 г. на международном мероприятии по взаимодействию с соотечественниками на уровне регионов, один из создателей Российского общества преподавателей русского языка и литературы, соучредитель и издатель журнала «Мир русского слова» С. Голубев обратил особое внимание на то, что интерес к русскому языку неизменно возрастает, а цифровой инструментарий способствует реализации эффективных проектов и расширению аудитории, в том числе и за счет привлечения молодых людей. По его словам, «возрастает приток на курсы повышения квалификации, причем молодая аудитория демонстрировала этот тренд и до начала пандемии, осуществляя обучение с помощью электронных учебных пособий и тренажеров».

Существующие подходы не всегда учитывают активизацию на «языковом рынке» международных конкурентов, продвигающих свои инновационные образовательные программы, как это происходит, например, в Киргизии[1]. Проводимые в рамках Комплексного плана мероприятия по продвижению русского языка часто имеют узкий охват, им недостает фокуса на решение практических задач. Необходима комплексная ревизия существующих практик продвижения русского языка с тем, чтобы обеспечить актуальность, востребованность, масштабирование, тиражирование, а главное — резкое повышение эффективности этой работы.

Следует решительно расширять работу по продвижению русского языка и особенно по повышению качества владением русским языком от непосредственно соотечественников на всех русскоязычных граждан в контурах бывшего СССР и странах влияния, поскольку все русскоязычное население за рубежом, будучи воспитанным в советской/русской культуре, обладает потенциалом для поддержки и продвижения интересов России. Данное направление следует воспринимать в качестве большого и серьёзного государственного вопроса.

На идеологическом и концептуальном уровнях необходимо более тесно привязать сферы работы с соотечественниками к текущим животрепещущим задачам, представляющим взаимный интерес как для России, так и для соотечественников, проживающих за рубежом. Следует шире привлекать последних к таким мероприятиям, как заседания Межправительственных комиссий, Рабочих групп и Деловых советов, выделяя и подчеркивая как в ходе их подготовки, так и на самих заседаниях, что поддержка земляков — официальная линия руководства страны. Индикатор успеха таких программ и мероприятий — их полезность для самих соотечественников.

При этом на реальное положение дел в этой сфере не в меньшей степени влияют и сложно измеряемые факторы, относящиеся к социокультурной сфере и связанные с культурными ценностями, традициями и моделями поведения. Сами социокультурные факторы сегодня оказывают большое (хотя и не всегда заметное) влияние на политические, социальные и экономические процессы. Значение этих факторов только увеличивается, так как технологическое развитие в корне изменило отношения между государством, обществом и индивидом, позволив коммуникациям стать практически персонально адресными. «Цифра» позволяет говорить со всеми и с каждым, но эта новая коммуникация является как раз тем элементом, который требует законодательного регулирования и общественного контроля. Это то, чему нужно серьезно учиться как на уровне международных отношений и в рамках действующих образовательных программ, так и в повседневной жизни. Необходимо воспринимать эту сферу как действительную область нового и перспективного знания. Особая актуальность цифрового направления обусловлена тем, что при новых возможностях, появились и новые риски. Сегодня гораздо легче «внедрить» в общественное мнение спекулятивные и конъюнктурные идеи с помощью манипуляций политическим процессом и фальшивых новостей, чем проверенные факты. Эта составляющая ярко проявляется и в коммуникациях, в которых участвуют соотечественники.

В то же время нельзя говорить о полном переходе в онлайн как единственном перспективном направлении работы с соотечественниками. Пандемия коронавируса подтвердила ценность живого общения, сотрудничества, солидарности, а также востребованность гуманитарной составляющей во всех общественных процессах. Конечно, в 2020 году пандемия COVID-19, трансформирующая глобализационные процессы и социальные отношения, де факто внесла существенные изменения в возможности работы с российскими соотечественниками. В течение всего года русскоязычные СМИ за рубежом сообщали об отмене или переносе многих запланированных мероприятий. Часть из них была перенесена в онлайн-формат, однако вопрос эффективности поддержки и сотрудничества в цифровой среде требует дальнейшей проработки. С одной стороны, пандемия безусловно дала импульс сотрудничеству соотечественников в цифровом пространстве, с другой стороны, вопрос актуальной повестки и эффективного формата коммуникации и поддержки по-прежнему остается проблемной зоной. На рынке коммуникаций существует огромная конкуренция. Необходимо внедрить действительно актуальные форматы и новые эффективные каналы, которые способны мотивировать и объединять людей. В качестве примера современной и перспективной инициативы можно привести автоматизированную информационную систему (АИС) «Молодые соотечественники», запуск которой состоялся в сентябре 2020 года. Среди ее функционала — информационный блок, включающий правовые документы, актуальная контактная информация российских федеральных структур, информация об образовании в России для молодых соотечественников. Также АИС предлагает функции для общения и информацию о мероприятиях, причем участники могут не только подать заявку на участие в запланированных мероприятиях, но и предложить свои мероприятия для соотечественников.

Конечно, успех данного проекта зависит от того, насколько в его развитие и продвижение будут вовлечены опытные специалисты по социальным медиа, поскольку АИС предстоит конкурировать с уже завоевавшими рынок социальными сетями и мессенджерами. Системе потребуется предложить для пользователей не только востребованный и сбалансированный контент, но и форматы коммуникации, которые смогут заинтересовать молодежь.

Подобные перспективные проекты являются крайне важными и требуют особого внимания, поскольку объективный сравнительный анализ результативности работы с соотечественниками с показателями аналогичной деятельности у других государств (например, американского агентства USAID и др., к сожалению, объективно говорит об упущенных возможностях с нашей стороны[2].

Невысокий уровень социально-экономического развития по сравнению со странами Запада, слабо развитая бизнес-среда, не столь весомые достижения в сфере культуры (какие мы наблюдали в прошлом) и т.д. — все эти проблемы значительно снизили привлекательность нашей страны в глазах молодежи ближнего зарубежья. Кроме того, ситуацию усугубляют системные и идеологические мероприятия, финансируемые из бюджета Госдепартамента США и других государственных и частных (например, Фонд Сороса) источников во всех странах бывшего СНГ. Это заметно по текущей обстановке на Украине, по событиям в Белоруссии, Киргизии, Молдове и т.д.

Такие явления мирового масштаба, как:

— отсутствие должного регулирования ИКТ-среды;

— растущее экономическое, этническое и религиозное расслоение как в развитых странах «золотого миллиарда», так и в странах «третьего мира»;

— углубляющийся «разрыв между поколениями», мировой экономический и финансовый кризис;

— коронавирусная пандемия;

— разрушающиеся общественно-политические устои в странах «образцовой демократии» (на примере президентских выборов в США);

— активизация агрессивных военно-политических игроков в непосредственной близости от наших национальных границ (роль Турции в Нагорно-Карабахском конфликте)

и другие проблемные тенденции, негативно характеризующие международную обстановку в целом и настоятельно требуют мобилизации всех ресурсов для хотя бы частичного ослабления этих факторов в краткосрочном плане, а в долгосрочном — поднять на новую ступень высокий авторитет России как государства, выступающего за общественно-политический прогресс, международную безопасность, утверждение традиционных моральных ценностей, верховенство международного права и справедливости. В рамках этой деятельности мы наблюдаем, что проблемам выхода из текущего тупикового положения посвящены многие внешнеполитические инициативы руководства России, которые на протяжении последнего десятилетия последовательно предлагают объединение усилий всех стран в борьбе с насущными глобальными проблемами.

Работа с соотечественниками требует использования потенциала, имеющегося как у государства, так и у общественных объединений и отдельных граждан (не обязательно имеющих русские корни). В мире достаточно много меценатов и просто состоятельных людей, которые высоко ценят вклад нашей страны в мировую культуру, литературу, науку, спорт и т.д. Грамотная организация работы со всеми неравнодушными соотечественниками и людьми, симпатизирующими русской культуре, может привлечь в эту сферу значительные ресурсы.

При этом актуализация Комплексного плана реализации российской политики в отношении соотечественников должна осуществляться вместе с проработкой мероприятий по обеспечению финансовых и профессиональных кадровых ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия с соотечественниками в условиях доминирующих политических, технологических и информационных тенденций.

С учетом нестабильной международной ситуации, формирующей новые вызовы для международной политики России, представляется, что корректировка Комплексного плана работы с соотечественниками должна быть осуществлена в максимально короткие сроки и направлена на устранение следующих рисков:

1. Сложившиеся в последние годы «прозападные» настроения у части наших соотечественников за рубежом, которые зачастую демонстрируют предвзятое отношение к внешнеполитическим инициативам российского руководства.

2. Неэффективность действующей системы структурного взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Текущие коллизии в части иерархии между различными организациями, неясность профессионального профиля и функционала различных структур, наличие непонятных и самозваных организаций и персоналий, заявляющих, что они «уполномочены представлять соотечественников», также формируют политические, экономические и репутационные риски.

В этой связи требуется тщательная «инвентаризация», пересмотр и анализ списка авторизованных государственных и общественных объединений и респектабельных «послов дружбы», действующих на этом поле, так же, как и подбор ключевых и перспективных стейкхолдеров для дальнейшего интенсивного развития.

3. Возросшая роль новых цифровых коммуникационных технологий, в частности, мессенджеров, информационных платформ и социальных сетей в развитии политических процессов. В текущих условиях такие продукты ИКТ в реальности становятся субъектами и даже модераторами масштабных политических действий. В частности, последние президентские выборы в США показали, что соцсети и мессенджеры стали полноправными игроками на поле идеологического влияния.

В этом отношении целесообразно задаться вопросом реальной эффективности оказываемой поддержки соотечественникам в онлайн-формате. Необходимо профессиональное исследование вопроса — как следует оказывать поддержку соотечественникам в дистанционном режиме с наибольшей эффективностью?

Контроль информационных рисков требует отказа от беспорядочного использования существующих механизмов коммуникации, а также серьезного анализа целесообразности и эффективности использования конкретных инструментов с учетом долгосрочной перспективы.

4. В результате выборов нового президента США можно ожидать дальнейшую эскалацию напряженности в международных отношениях и агрессивные проявления по отношению к России. В этих условиях наши соотечественники могут быть вынуждены ослабить связи с исторической родиной, что в свою очередь потребует реализации продуманных дополнительных «компенсационных» проектов сверх уже задействованных платформ, таких как RT или Sputnik.

Необходимо налаживать систему эффективной коммуникации с соотечественниками, которая будет:

— предоставлять многосторонний, интерактивный характер коммуникации;

— обеспечивать актуальность информации и отсутствие ангажированности повестки;

— осуществлять коммуникацию как на русском языке, так и на языках стран проживания;

— иметь фокус на взаимную поддержку и развитие солидарности и общности в рамках сообщества.

Последний тезис требует особого внимания в части планирования и реализации. На концептуальном уровне необходимо разорвать порочный круг, в котором ряд организаций и СМИ, регулярно получающих одностороннюю поддержку со стороны российских государственных структур, невольно способствуют расколу в рядах соотечественников. Это происходит потому, что такие проекты иногда воспринимаются частью соотечественников как предвзятые и пропагандистские, и не способствуют укреплению солидарности.

Мы отдельно выделяем необходимость активизации работы с русскоязычным населением в странах СНГ и ЕАЭС, для чего потребуется определить и согласовать общие цели этой работы, разработать и утвердить стратегию и тактику совместных действий по их достижению с учетом актуальной повестки на уровне межгосударственного и межкультурного взаимодействия.

Следует рассмотреть возможность создания общероссийского форума/конференции/союза или другой организационной формы постоянного взаимодействия соотечественников именно из стран бывшего СССР, поручив кураторство его деятельности одному из действующих авторитетных глав субъектов Российской Федерации. Председательство в соответствующих тематических секциях (например, по географическому, этническому или конфессиональному признаку) возможно поручить другим действующим главам отдельных субъектов Российской Федерации.

5. В качестве особого риска в работе с соотечественниками на текущем этапе следует рассматривать ситуацию на Украине, связанную с провокациями и наступлением на интересы русскоязычного населения этой страны и обусловленную недавними решениями украинского руководства.

В этой связи следовало бы выделить Украину в качестве отдельного направления деятельности, а также провести оценку и серьезный пересмотр сложившегося положения дел, для того чтобы подготовить комплексные планы соответствующих мероприятий (и их финансирования) по коренному перелому ситуации.

6. Серьезным вызовом является ситуация, обусловленная внешней политикой Турции. В последние годы Турция последовательно и настойчиво реализует имперские амбиции, в том числе, в Черноморском и Каспийском регионах, где массово присутствует русскоязычное население и нуждается в серьезной защите.

Необходимым вектором развития этого сегмента представляется интенсификация взаимодействия с соотечественниками во всем регионе, включая саму Турцию в качестве необходимого ответа на вызовы действующего турецкого руководства.

7. Отдельной чувствительной зоной является международная социально-экономическая обстановка в контексте коронавирусной пандемии. С помощью соотечественников необходимо формировать доброжелательное отношение к предпринимаемыми Россией гуманитарными мерами борьбы с инфекцией, а также к успешному продвижению российских вакцин и лечебных препаратов.

Для решения всех вышеназванных задач потребуется постановка конкретных долгосрочных и краткосрочных целей на самом высоком уровне, а также формулирование миссии и способов ее совершенствования.

Представляется целесообразным рассмотреть отдельно вопрос повышения уровня руководства работой с соотечественниками за рубежом до верхних эшелонов государственной власти, и внести соответствующие предложения с учетом текущей занятости как самого президента Российской Федерации, так и председателя Правительства и председателей соответствующих палат Федерального Собрания РФ.

Постоянно действующим организационным механизмом мог бы стать Совет по работе с соотечественниками (по типу Консультативного совета по иностранным инвестициям), который бы на своих ежегодных заседаниях обсуждал и вырабатывал рекомендации по путям решения самых актуальных вопросов этой сферы, таких как совершенствование системы предоставления российского гражданства, пенсионное обеспечение соотечественников (которые плодотворно проработали в России или за рубежом в интересах нашей страны), мер по защите жизненно важных интересов соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, и многое другое.

Должная поддержка соотечественников за рубежом требует соответствующего финансирования, которое должно быть обеспечено отечественными государственными и финансовыми структурами, благотворительными фондами, меценатами и другими источниками. Для этого необходимо осуществить серьезную профессиональную разработку всей системы реализации Комплексного плана желательно на трехлетний период по схеме подготовки и утверждения федерального бюджета Российской Федерации.


1. Американский университет в Центральной Азии (АУЦА) с 1993 года «воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии». В Киргизии АУЦА предлагает программы обучения, в частности, управленцев среднего звена на русском языке по широкому спектру специальностей от финансов и высоких технологий, инновационного банковского дела до программной инженерии и социальных трансформаций

2. В качестве отдельного примера можно привести пятилетнюю программу для СМИ в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, финансируемую US AID (2018–2023 гг.). Программа направлена на развитие информационной среды, повышение цифровой грамотности молодежи, а также на вовлечение всего общества в гражданские процессы. Бюджет программы составляет 15 млн долларов США.


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.4)
 (10 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся