Виртуальное (не)реальное
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Независимый аналитик
Если бы Жан Бодрийяр дожил до 2016 г., то, скорее всего, написал бы еще одну книгу про свой знаменитый симулякр. Жизнь в XXI в. — это зарождение, сосуществование, а нередко и борьба символов и знаков в сети. Практически все сферы жизни человека и государства переместились в онлайн среду. Именно в таком ключе лучше и понятнее всего рассматривать медийное пространство, многочисленные онлайн дебаты и государственную (и не очень) пропаганду.
После оглашения итогов американских выборов на социальные медиа, в частности, Facebook обрушился шквал критики по поводу того, что социальная сеть субъективна в формировании новостной ленты, тем самым способствуя продвижению положительного образа Дональда Трампа за счет многочисленных шуток в адрес Хиллари Клинтон. Facebook также подвергся критике за публикацию недостоверных сообщений, утверждающих, что Дональд Трамп никогда не станет президентом. Facebook не в первый раз подвергается подобному роду обвинениям, и несмотря на опровержение данных слухов со стороны Марка Цукерберга, сомнение в правдивости и объективности механизма предоставления новостей крупнейшей медиа современности в массах зародилось. Совсем недавно, 19 ноября, после жесткой критики со стороны президента США глава Facebook все же публично заявил, что компания работает над усовершенствованием механизма отбора новостей, и обратилась за независимой оценкой к факт-чекерской компании (без уточнения имени).
REUTERS/Dado Ruvic
Проблема достаточно острая, поскольку сегодня жители мегаполисов получают новости из социальных медиа (Facebook, Reddit, Twitter), а не новостных телевизионных программ или даже сайтов главных новостных агентств, зачастую не отличающихся максимально объективной подачей фактов. И в основном в таком режиме живут люди от 18 до 40 лет, т.е. самые молодые, активные и социально интегрированные представители общества. И действительно, Facebook обладает поражающими способностями агрегировать новости, составлять очередность появления новостных сообщений по их рейтингу читаемости (что далеко не всегда свидетельствует об их аутентичности), а также вбрасывать в ленту пользователя мемы и юмористические комиксы, унижающие одного и прославляющего другого кандидата. Facebook ранее уже пытался бороться с недобросовестной политикой отбора новостей. В частности, были уволены редакторы, а алгоритм отбора новостей стал полностью автоматическим. Но это еще более усугубило проблему — в топе новостей стали появляться мемы и не нагруженные смыслом видео благодаря огромному количеству просмотров в сети.
Мы создаем символ и с его помощью убеждаем в виртуальной реальности людей, которые потом идут голосовать за будущего президента страны в обычной реальности. Безусловно, нельзя говорить, что Facebook стал гарантом победы Дональда Трампа, но на рядового американского пользователя социальной сети это оказало влияние. Поскольку влияние и распространение Facebook только растет, то совсем нельзя исключать такого же явления и в ходе предвыборной кампании в другой стране. А корень проблемы — очень небольшое число людей может отличить настоящую новость от подделки. Чтобы обладать таким инструментом, нужно иметь либо доступ к внутренним источникам информации, либо отличаться солидными аналитическими способностями.
Также можно прибегнуть к различным инструкциям, опубликованным в Интернете, которые могут помочь отличить настоящую новость от поддельной. На самом деле, все сводится к обычной логике и здравому смыслу: не доверяйте новостям из сомнительного источника, проверяйте гиперссылки, особенно прикрепленные к статистическим данным, в конце концов, удостоверьтесь, что новость встречается более чем в одном источнике и ее описание и трактовка везде примерно одинаковы. Это же символ, а за символом должны быть настоящая история и цифры.
Возвращаясь к Ж. Бодрийяру, который сказал, что «становясь совершенной, форма отводит человеку роль стороннего созерцателя собственного могущества», не стоит забывать, что именно мы создаем виртуальную реальность и не стоит думать, что она может стать сильнее общества. Обществу лишь не нужно поддаваться суевериям и коллективному бессознательному.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |