Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.41)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Евгения Журавлева

К.и.н., старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН

В декабре 2021 г. сразу два события в области регулирования деятельности представителей социальных медиа произошли в КНР. Китайская «королева стримминговой коммерции» Viya была оштрафована на 210 млн долл. США в связи с неуплатой налогов, а также были выпущены специальные рекомендации по запрещенному контенту в коротких видео, состоящие из 100 пунктов. Первое повлекло за собой не только блокировку всех аккаунтов топового интернет-селебрити, но и покаяние в аналогичных правонарушениях со стороны блогерского сообщества.

Публичное наказание китайского инфлюенсера с многомиллионной аудиторией говорит не только о стремлении китайского правительства выявить и взять под контроль нарушения налогового законодательства, но и скорректировать поведенческие модели блогеров, чье влияние в период интенсификации онлайн-общения и повышения роли киберпространства заметно возросло.

При охвате от 10% до 35% населения КНР, только сервисами обмена короткими видео будут транслироваться не только определённый контент, но и поведенческие паттерны, ценностные ориентиры и нормы. Это привело к необходимости трехступенчатого регулирования социальных медиа со стороны китайских надзорных органов.

В качестве первой ступени можно выделить формирование нормативно-законодательной базы для корректирования деятельности платформ социальных медиа. Начиная с расцвета блогосферы в КНР в 2005 г., ежегодно выпускаются различные правовые акты, призванные обозначить допустимую тематику блога, необходимые условия для лицензирования и доступа к широким общественным массам. В декабре 2021 г. были выпущены «Подробные правила по проверке стандартов содержания коротких видео в Интернете», подготовленные Государственным управлением по делам телевидения и радиовещания КНР. Основная часть документа содержит 21 раздел, посвященный контенту, содержащему угрозу системе социализма с китайской спецификой, проблемам сепаратизма, подрыву социальной стабильности, религиозной политике, умалению национальной культуры и др. Таким образом для социальных медиа обозначены «границы дозволенного», и их нарушение может повлечь за собой не только блокировку аккаунта, но и уголовную или административную ответственность.

Выявлением и модерированием несоответствующего контента в социальных медиа КНР занимается следующая регуляторная ступень: человеческий капитал, специально обученные модераторы, призванные следить за чистотой интернет-пространства. Некоторые компании набирают собственный штат таких сотрудников, некоторые прибегают к услугам аутсорсинга.

Однако увеличение штата модераторов не может происходить пропорционально размерам, размещаемой в сети информации, что приводит к третьей ступени регулирования социальных медиа в КНР: технологической. Для «негласного» регулирования социальных медиа создаются специальные программные продукты, в том числе алгоритмы, отслеживающие неправомерный, продвигающий неверные, по мнению государства, социальные ценности и ориентиры контент.

В декабре 2021 г. сразу два события в области регулирования деятельности представителей социальных медиа произошли в КНР. Китайская «королева стримминговой коммерции» Viya была оштрафована на 210 млн долл. США в связи с неуплатой налогов, а также были выпущены специальные рекомендации по запрещенному контенту в коротких видео, состоящие из 100 пунктов. Первое повлекло за собой не только блокировку всех аккаунтов топового интернет-селебрити, но и покаяние в аналогичных правонарушениях со стороны блогерского сообщества.

Публичное наказание китайского инфлюенсера с многомиллионной аудиторией говорит не только о стремлении китайского правительства выявить и взять под контроль нарушения налогового законодательства, но и скорректировать поведенческие модели блогеров, чье влияние в период интенсификации онлайн-общения и повышения роли киберпространства заметно возросло.

Роль социальных медиа благодаря их интегрированности с различными сферами, включая рекламные и коммерческие услуги, а также созданию мнимого ощущения близких и доверительных отношений между производителем контента и его потребителем повышается с каждым днем. Социальные медиа развиваются не только технологически, но и с точки зрения формата общения. На рынке социальных медиа в КНР выделились лидеры, которые конкурируют между собой и с некоторыми традиционными СМИ за качество контента, скорость его появления и объем привлекаемой аудитории. Среди них стоит отметить социальную сеть WeChat, число пользователей которой приблизилось к 1 млрд человек; два приложения по обмену короткими видео Douyin (китайская версия TikTok) и его конкурент Kuaishou (число ежедневных пользователей от 600 до 200 млн соответственно); микроблоги Weibo; аналог западного Instagram — Xiaohongshu и платформа по размещению видео Bilibili. Количество подписчиков ведущих блогеров может достигать до 60 млн человек только на одной из платформ, а суммарная аудитория — до 100 млн человек. Так у знаменитого китайского инфлюенсера Ли Цзыци, которая записывает видео о традиционных китайских ремеслах и жизни в глубинке провинции Сычуань, только в Douyin 54,4 млн подписчиков, и 16,5 млн на Youtube, который, к слову, заблокирован в КНР. Однако это не мешает китайскому блогеру пользоваться популярностью у зарубежных подписчиков.

Очевидно, что при охвате от 10% до 35% населения КНР, только сервисами обмена короткими видео будут транслироваться не только определённый контент, но и поведенческие паттерны, ценностные ориентиры и нормы. Это привело к необходимости трехступенчатого регулирования социальных медиа со стороны китайских надзорных органов.

В качестве первой ступени можно выделить формирование нормативно-законодательной базы для корректирования деятельности платформ социальных медиа. Начиная с расцвета блогосферы в КНР в 2005 г., ежегодно выпускаются различные правовые акты, призванные обозначить допустимую тематику блога, необходимые условия для лицензирования и доступа к широким общественным массам. В декабре 2021 г. были выпущены «Подробные правила по проверке стандартов содержания коротких видео в Интернете», подготовленные Государственным управлением по делам телевидения и радиовещания КНР. Данный документ, как и другие, основывается на ранее принятых нормативных актах и является логическим их продолжением, что указано в п.1. Основная же часть содержит 21 раздел, посвященный контенту, содержащему угрозу системе социализма с китайской спецификой, проблемам сепаратизма, подрыву социальной стабильности, религиозной политике, умалению национальной культуры и др.

Таким образом для социальных медиа обозначены «границы дозволенного», и их нарушение может повлечь за собой не только блокировку аккаунта, но и уголовную или административную ответственность. Выявлением и модерированием несоответствующего контента в социальных медиа КНР занимается следующая регуляторная ступень: человеческий капитал, специально обученные модераторы, призванные следить за чистотой интернет-пространства. Некоторые компании набирают собственный штат таких сотрудников, некоторые прибегают к услугам аутсорсинга. В ByteDance, владеющей Tiktok, работает по ряду оценок более 10 тыс. человек, отслеживающих неправомерный контент.

Тем не менее увеличение штата модераторов не может происходить пропорционально размерам, размещаемой в сети информации, что приводит к третьей ступени регулирования социальных медиа в КНР: технологической. Модель китайского суверенного Интернета изучается более 20 лет отечественными и зарубежными исследователями, и понятие проекта «Золотой щит» и Великого китайского файрвола хорошо знакомо даже простым обывателям. Доступ к большинству западных информационных ресурсов и социальных сетей в Китае либо ограничен, либо заблокирован. Для «негласного» регулирования социальных медиа создаются специальные программные продукты, в том числе алгоритмы, отслеживающие неправомерный, продвигающий неверные, по мнению государства, социальные ценности и ориентиры контент. Разрабатываются специальные режимы для мобильных приложений, ограничивающие время проведения в социальных медиа несовершеннолетних пользователей. Например, «подростковый режим» для платформ коротких видео с 40-минутным ограничением. Помимо этого, на китайских платформах появляются виртуальные блогеры, чьи поведенческие паттерны на данный момент более предсказуемы и контролируемы. У первого персонажа метавселенной Юань Лю Еси на Douyin на данный момент 8,3 млн подписчиков и несколько десятков миллионов просмотров.

В результате мы можем говорить о выстроенной системе регулирования социальных медиа в КНР, состоящей из трех ступеней. Однако большая вовлеченность населения в интернет-пространство, переход различных сервисов и услуг в онлайн, внедрение искусственного интеллекта, увеличение скорости передачи данных и развитие технологий в области IT в дальнейшем приведет к новым директивным корректировкам, и поиску решений непрямого регулирования сферы.

Материал подготовлен в рамках Исследовательского проекта РФФИ-ЭИСИ. 21-011-31812 опн, «Имитационное моделирование распространения социальных норм и ценностей: глобальные коммуникации VS информационный суверенитет РФ».


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.41)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju