Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.2)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Константин Курылев

Д.и.н., доцент, профессор каф. теории и истории международных отношений РУДН, директор Центра исследований постсоветских стран

Обращаясь к проблеме правового регулирования Интернета, сталкиваешься с рядом вопросов: есть ли потребность в подобном регулировании, нужны ли специальные законы, регулирующие Интернет, или можно обойтись доработкой уже имеющихся норм и правил, необходима ли в этой сфере особая политика государства.

Очевидно, есть немало обстоятельств, работающих в пользу как минимум упорядочивания ситуации с использованием глобальной сети, среди которых особое место занимает использование социальных сетей и мессенджеров для организации противоправных акций в ряде стран постсоветского пространства в последние десятилетия, направленных на осуществление «цветных революций» и демонтаж действующих политических режимов.

На постсоветском пространстве сложилось несколько подходов к регулированию Интернета. Выделяются страны с достаточно либеральным отношением государства к этой проблеме — Армения, Кыргызстан и Молдова. Ко второй группе стран относятся Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, где подходы к проблеме регулирования Интернета достаточно серьезные. Особенно хотелось бы выделить Туркменистан и Украину, которые демонстрируют наиболее жесткие подходы.

Глобальный охват Интернета, а также его влияние на процессы в мире обоснованно дают полагать, что дальнейшее развитие сети без какого-либо регулирования и контроля невозможно. Есть мнение, что мониторинг деятельности пользователей — это целенаправленное ограничение их свобод и конституционных прав. В то же время, абсолютным приматом любой организованной человеческой деятельности является безопасность. Интернет может оказывать как стабилизирующий, так и крайне деструктивный эффект. Принципиальная задача любого государства и общества сводится к простой диалектике: максимизации первого и минимизации второго. Различаться может только методология достижения данной задачи. Тем не менее накопленный опыт позволяет создать действующую правовую базу, регулирующую как права и свободы, так и ответственность за превышение и злоупотребление ими.

Обращаясь к проблеме правового регулирования Интернета, сталкиваешься с рядом вопросов: есть ли потребность в подобном регулировании, нужны ли специальные законы, регулирующие Интернет, или можно обойтись доработкой уже имеющихся норм и правил, необходима ли в этой сфере особая политика государства.

Очевидно, есть немало обстоятельств, работающих в пользу как минимум упорядочивания ситуации с использованием глобальной сети, среди которых особое место занимает использование Интернета, социальных сетей и мессенджеров для организации противоправных акций в ряде стран постсоветского пространства в последние десятилетия, направленных на осуществление «цветных революций» и демонтаж действующих политических режимов. Твиттер-революция в Молдавии в 2009 г., события арабской весны (2011 г.), в частности, протестные акции в Египте, Евромайдан на Украине в 2013–2014 гг. и протесты в Белоруссии в 2020 г. продемонстрировали факты активного использования оппозицией социальных сетей Facebook и Twitter, а также мессенджера Telegram. С учетом того, что современные ИКТ становятся удобным инструментом в руках радикалов как внутри государства, так и за его пределами, стремящихся использовать его для расшатывания и демонтажа политического режима, встречные действия властей, нацеленные на усиление мер по регулированию Интернета, вполне логичны. Весь вопрос заключается в масштабах и формах таких действий.

На постсоветском пространстве сложилось несколько подходов к регулированию Интернета. Выделяются страны с достаточно либеральным отношением государства к этой проблеме — Армения, Кыргызстан и Молдова. В Армении не существует специальных правовых норм, регламентирующих порядок ограничения доступа к информационным ресурсам. Ограничение доступа может быть осуществлено на основании решения суда. Основанием к этому может быть судебное решение о незаконности контента. В Кыргызстане интернет-сайты не являются СМИ. Государственное регулирование осуществляется в отношении блокировки информационных материалов экстремистской направленности. Киргизия присоединилась к Модельному закону «Об основах регулирования Интернета» стран СНГ, а 23 августа 2021 г. президент С. Жапаров подписал закон «О защите от недостоверной (ложной) информации». В нем прописывается деанонимизация пользователей Интернета, а также блокировка сайтов без решения суда, если там будет опубликована ложная информация. В частности, в ст. 5 Закона говорится, что интернет-провайдер, владелец сайта или страницы ограничивают или запрещают доступ к ложной информации. Также интернет-провайдеры, владельцы пунктов публичного доступа обязаны «осуществлять идентификацию своих абонентов». Что касается законодательных рамок в Молдове, то они гармонизированы с европейским законодательством. Имеющийся Закон о прессе не регулирует деятельность онлайн-СМИ, блоги и сайты традиционных СМИ, и в Молдове нет специального Закона об информации, в отличие от других постсоветских государств.

Ко второй группе стран относятся Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, где подходы к проблеме регулирования Интернета достаточно серьезные. Особенно хотелось бы выделить Туркменистан и Украину, которые демонстрируют наиболее жесткие подходы.

Граждане Туркменистана относительно недавно получили возможность свободного доступа к Интернету. Во время правления первого президента Туркменистана С. Ниязова частному лицу получить доступ к сети было практически невозможно. Основным документом, который регулирует Интернет является принятый в 2014 г. закон «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания интернет-услуг в Туркменистане». Он устанавливает ограничение доступа детей к информационной продукции, к которой относятся материалы, способные вызвать желание употреблять наркотики, алкоголь, табачные изделия, отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям, оправдывающие противоправное поведение, содержащие нецензурную брань, а также информацию порнографического характера. Закон также устанавливает ответственность пользователей за отправку информации, содержащей гостайну, а также информации, распространение которой ограничено или запрещено законами страны, распространение в Интернете материалов, содержащих оскорбление или клевету в отношении президента, призывы к насильственному изменению конституционного строя, пропаганду войны, насилия, расовой, национальной и религиозной вражды и т.д.

Что касается Украины, то предоставление доступа в сеть операторами и провайдерами там не лицензируется и осуществляется на основе письменного договора с абонентом. Бесплатный доступ в Интернет в кафе, ресторанах, гостиницах, спортивных клубах, стадионах и прочих местах общего пользования заключения договора не требует. Законодательство не предусматривает и специальных норм, которые регламентируют порядок ограничения доступа к тем или иным информационным ресурсам. Вместе с тем в январе 2018 г. утвержден законопроект Национальной полиции, который позволяет блокировать сайты на срок от трех месяцев до трех лет по решению суда. В нем предусмотрена возможность для правоохранителей заблокировать интернет-ресурсы без судебного постановления, если нужно предотвратить тяжкие преступления. Кроме того, 11 марта 2021 г. президент страны подписал Указ о создании Центра противодействия дезинформации, который будет объединять все государственные учреждения, имеющие отношение к борьбе с дезинформацией и заниматься оценкой медийных угроз. Это открывает широкие возможности для контроля за пользователями. 31 марта 2021 г. при Министерстве культуры и информационной политики создан еще один Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности, целью работы которого является повышение «стойкости общества к гибридному информационному влиянию». Структура призвана документировать «российское военное присутствие и все случаи информационной войны». 15 октября 2021 г. Кабинет министров принял «Стратегию информационной безопасности», предусматривающую возможность закрытия СМИ, блокирование информации в Сети и в целом на борьбу с «неправильными» нарративами.

Глобальный охват Интернета, его влияние на процессы в мире обоснованно дают полагать, что дальнейшее развитие сети без какого-либо регулирования и контроля невозможно. Есть мнение, что мониторинг деятельности пользователей — это целенаправленное ограничение их свобод и конституционных прав. В то же время, абсолютным приматом любой организованной человеческой деятельности является безопасность. Интернет может оказывать как стабилизирующий, так и крайне деструктивный эффект. Принципиальная задача любого государства и общества сводится к диалектически простой задаче: максимизации первого и минимизации второго. Различаться может только методология достижения данной задачи. Тем не менее накопленный опыт позволяет создать действующую правовую базу, регулирующую как права и свободы, так и ответственность за превышение и злоупотребление ими.

Материал подготовлен в рамках Исследовательского проекта РФФИ-ЭИСИ. 21-011-31812 опн, «Имитационное моделирование распространения социальных норм и ценностей: глобальные коммуникации VS информационный суверенитет РФ».

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.2)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju