Несмотря на беспрецедентный уровень глобализации мировых финансов, современная международная валютно-финансовая система, по сути, гомогенна. Очевидно, что подобная характеристика валютной системы — нормальная с точки зрения человеческой истории, но абсолютно не соответствующая текущему состоянию мира — не соответствует процессам глобального развития. Конечно, достижение экономической справедливости в мировых масштабах невозможно, однако существует некий предел, по преодолении которого международная валютно-финансовая система, призванная решать задачи мирового значения, превращается в отдельный — и, возможно, не самый главный — фрагмент мироустройства.
В конце 2022 г. Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) заинтересовался мнением экспертного сообщества относительно оправданности предлагаемых мер по регулированию глобальных стейблкоинов (global stablecoins, GSC). Согласно определению, которое было сформулировано Советом, стейблкоином считается криптоактив, который способен сохранять стабильный курс вследствие привязки к установленному активу либо пулу активов. Наиболее известные стейблкоины в настоящий момент — это криптовалюты, курс которых эквивалентен доллару США. Сочетая в себе экономические преимущества доллара (глобальный универсализм и отсутствие высокой волатильности) с идеалами криптосообщества (анонимность, трансграничность и отсутствие финансового контроля), такие криптовалюты широко используются и обладают крайне высоким потенциалом, однако наряду с этим важнейшим их недостатком выступает недостаточное регулирование.
По какой причине, несмотря на откровенно запретительную риторику отдельных государств из «Группы двадцати» в отношении криптовалют, Совет по финансовой стабильности выражает особую обеспокоенность глобальным регулированием стейблкоинов? Ответ прост: дальнейшее игнорирование вопросов глобального регулирования альтернативных валют, которые широко используются миллионами экономически активных людей по всему миру, неотвратимо приведет к формированию параллельной финансовой реальности. Так как в основе существующего мирового порядка находится государство, реальные возможности которого ограничены инструментами национального уровня, а новая финансовая реальность носит глобальный характер, неминуемой предстает и постановка вопроса об эффективности, целесообразности и общем соответствии духу времени всего современного мироустройства.
По мере роста капитализации рынка криптоактивов, в том числе стейблкоинов, традиционная международно-правовая архитектура, в основе которой находится государство, будет подвержена глубинной трансформации. Не вызывает сомнений, что эффективное регулирование наднациональной валюты не может осуществляться на национальном уровне. Такое регулирование возможно построить только на основе принципиально новой, «общемировой» парадигмы, системы взглядов на мир и на наше место в нем.
Сегодня человечество находится в процессе формирования «правил» поведения в новой финансовой реальности. Деятельно участвовать в разработке «правил» или впоследствии их отрицать — сегодня это не просто выбор суверенного государства, а вопрос его будущего.
Несмотря на беспрецедентный уровень глобализации мировых финансов, современная международная валютно-финансовая система, по сути, гомогенна. Очевидно, что подобная характеристика валютной системы — нормальная с точки зрения человеческой истории, но абсолютно не соответствующая текущему состоянию мира — не соответствует процессам глобального развития. Конечно, достижение экономической справедливости в мировых масштабах невозможно, однако существует некий предел, по преодолении которого международная валютно-финансовая система, призванная решать задачи мирового значения, превращается в отдельный — и, возможно, не самый главный — фрагмент мироустройства. Вероятно, человечество практически вплотную приблизилось к такому пределу: по крайней мере, такой вывод напрашивается из анализа экспертных обсуждений, которые в конце 2022 г. состоялись на базе Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB).
Важным представляется рассмотреть, в чем конкретно состоит эта гомогенность и в какую сторону движется международная валютно-финансовая система.
Нефинансовые факторы также важны
Несомненно, в рамках традиционной международно-правовой архитектуры — и, следовательно, международной валютно-финансовой системы — государства по-прежнему выступают ключевыми субъектами. Вместе с тем трансформация всех сфер жизни — и в первую очередь массового сознания — оказала фундаментальное влияние на совокупность интересов, которыми вынуждены руководствоваться крупнейшие государства. Как представляется, сегодня существует ряд факторов, которые на протяжении длительного срока прогрессировали, а сегодня выступают фоном к рассматриваемой дискуссии; их игнорирование означало бы искаженное восприятие реальности.
Небезызвестные международные события последних трех лет усилили естественные, неизбежные и в каком-то смысле необратимые процессы трансформации сознания огромного количества людей, в том числе их финансового поведения. Массовое распространение получили паттерны, заключающиеся в нежелании ограничивать личные и деловые возможности искусственными пределами, основным инициатором которых выступают государства (санкции, валютный контроль, вопросы избыточного контроля в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, обмен налоговой информацией и т.д.). В этой связи представляется, что события последних лет подчеркивают обоснованность прогноза французского футуролога Жака Аттали о формировании глобального общества, состоящего из «гиперкочевников» и «инфраномадов», в том числе виртуальных [1]. Следовательно, подогревается заинтересованность широких слоев населения в поиске неких «глобальных» денег, которые не были бы обременены подобными рисками и ограничениями.
Коренным образом меняется отношение и к политическим элитам, в том числе к монетарным властям, и к финансово-экономическому блоку в целом. Представляется, что наиболее точно данная тенденция была обрисована американским журналистом Фаридом Закария, который еще в 2003 г. писал: «Мы освободили высшие классы от всякого чувства ответственности, и они с удовольствием пошли нам навстречу. В современном представлении они такие же обычные люди, как и мы. Мы ведем себя так, как будто общество настолько демократично и динамично, что у него фактически отсутствует управляющая элита. Однако она есть» [2]. Хотя американское — и особенно нью-йоркское — общество чрезвычайно отличается от нашего, необходимо констатировать, что данная тенденция начинает прослеживаться и на постсоветском пространстве, хотя и с некоторыми особенностями. Понятно в этой связи желание людей и бизнеса максимально нивелировать риски, отгородиться от политики и выстраивать жизнь исходя из персональных и корпоративных задач. Подобная трансформация, очевидно, подталкивает широкие слои населения и бизнес к иному финансовому поведению, в том числе к поиску платежных и инвестиционных решений.
Современная международная валютно-финансовая система пребывает в глубоком кризисе. Умышленно это делается или нет, но сфера реального влияния такой системы (когда-то мировой) планомерно сужается — до границ регионов, свободных от санкций и иных экономических ограничений. Необходимо подчеркнуть, что делается это усилиями всех сторон, то есть и государств, и самой системы в лице ее управляющих. По этой причине важно отойти от традиционной линии, характерной для аналитики подобных процессов. Так, подлинной причиной кризиса может быть идеологическая гомогенность международной валютно-финансовой системы: такая система построена исключительно на основе Ян-экономики, то есть на базе национальных валют, для которых характерна нехватка и конкуренция. Наряду с этим игнорируется Инь-экономика, в основе которой, по мнению бельгийского экономиста Бернара Лиетара, лежат «дополнительные валюты», для которых характерны достаточность и сотрудничество [3]. Представляется недопустимым в этой связи игнорировать фундаментальный порок логики, лежащей в основе всей конструкции современной международной валютно-финансовой системы, а именно ее валютную гомогенность, которая коренным образом противоречит духу времени.
Поскольку наряду с обозначенными факторами наблюдаются очевидные тенденции по разгосударствлению и децентрализации глобального финансового ландшафта, предлагается рассмотреть изложенную ниже информацию под альтернативным, то есть политически нейтральным углом.
Вопрос времени или политической воли?
В конце 2022 г. Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) заинтересовался мнением экспертного сообщества относительно оправданности предлагаемых мер по регулированию глобальных стейблкоинов (global stablecoins, GSC). Согласно определению, которое было сформулировано Советом, стейблкоином считается криптоактив, который способен сохранять стабильный курс вследствие привязки к установленному активу либо пулу активов; статус глобального присваивается стейблкоину в том случае, если такой криптоактив широко распространяется в нескольких юрисдикциях и заключает в себе значительный объем средств. Наиболее известные стейблкоины в настоящий момент времени — это криптовалюты, курс которых эквивалентен доллару США. Сочетая в себе экономические преимущества доллара (глобальный универсализм и отсутствие высокой волатильности), которые объясняются местом этой страны в существующей финансово-экономической системе, с идеалами криптосообщества (анонимность, трансграничность и отсутствие финансового контроля), такие криптовалюты широко используются и обладают крайне высоким потенциалом. Наряду с этим, так как за эмиссией стейблкоинов стоят команды энтузиастов, важнейшим недостатком выступает недостаточное регулирование таких валют, то есть существуют риски мошеннического и недобросовестного поведения, отсутствия средств правовой защиты (имеются в виду «государственные» средства) и иные риски. Согласно позиции Банка России, криптовалюты не являются законным средством платежа.
По какой причине, несмотря на откровенно запретительную риторику отдельных государств «Группы двадцати» в отношении криптовалют, такой уважаемый институт, как Совет по финансовой стабильности, выражает особую обеспокоенность глобальным регулированием именно стейблкоинов? Ответ прост: дальнейшее игнорирование вопросов глобального регулирования альтернативных валют, которые широко используются миллионами экономически активных людей по всему миру, неотвратимо приведет к формированию параллельной финансовой реальности. Так как в основе существующего мирового порядка находится государство, реальные возможности которого ограничены инструментами национального уровня, а новая финансовая реальность носит глобальный характер, неминуемой предстает и постановка вопроса об эффективности, целесообразности и общем соответствии духу времени всего современного мироустройства. Соответственно, и государства, и члены «Группы двадцати», и, возможно, Совет по финансовой стабильности рискуют превратиться в артефакты из прошлого — на смену им могут прийти более эффективные форматы по управлению глобальными процессами.
С другой стороны, по мере роста капитализации рынка криптоактивов, в том числе стейблкоинов, традиционная международно-правовая архитектура, в основе которой находится государство (в нынешнем понимании), будет подвержена глубинной трансформации. Особую важность, тем не менее, приобретают не столько неотвратимость такой трансформации, сколько ее гипотетические сроки: чем раньше она произойдет, тем больше шансов у государства возглавить или — при промедлении — хотя бы включиться в процессы по построению новой международно-правовой архитектуры. Не вызывает сомнений, что эффективное регулирование наднациональной валюты — будем называть вещи своими именами — не может осуществляться на национальном уровне. Такое регулирование возможно построить только на основе принципиально новой, «общемировой» парадигмы, системы взглядов на мир и на наше место в нем.
Конечно, формирование такой парадигмы может быть обеспечено исключительно посредством перехода международно-правовой мысли на качественно более высокую орбиту.
О рекомендациях Совета
Если проанализировать суть предложений, можно заметить особый пиетет, с которым Совет по финансовой стабильности относится именно к стейблкоинам, явно выделяя эту категорию из общего ландшафта криптоактивов. В частности, было разработано два проекта рекомендаций (для криптоактивов и отдельно для стейблкоинов). Более того, если рассуждать исключительно с позиции чисел, подобное наблюдение может быть дополнено: вопросы регулирования всей области криптоактивов (по расчетам FSB, на начало 2022 г. капитализация составляла 2,6 трлн долл.) ставятся в один ряд с несоразмерно меньшей частностью в виде стейблкоинов. Иными словами, за обсуждением вопросов регулирования стейблкоинов стоят какие-то другие факторы, которые не носят экономической природы и, вероятно, публичного характера: либо соображения мировой политики, то есть на политическом уровне стейблкоины начинают рассматривать как наднациональные деньги, либо некая озабоченность их потенциальным влиянием на вопросы мирового порядка и устойчивости традиционной международно-правовой архитектуры. Если предположения автора соответствуют действительности хотя бы отчасти, глобальное регулирование стейблкоинов (возможно, с доработками и дополнениями) будет, несомненно, принято, несмотря на возможное непонимание со стороны отдельных государств. При таком развитии событий глобальное регулирование стейблкоинов может стать проводником человечества к неким новым формам мироустройства, к новой архитектуре международного права и, возможно, к новому мировому порядку.
С другой стороны, существуют два обстоятельства, которыми может быть обусловлено нежелание государств применять на практике рекомендации Совета.
Во-первых, в рамках рекомендаций, по мнению автора, не предлагается концептуально завершенный механизм международно-правового регулирования, которым могли бы реально руководствоваться государства. Эксперты Совета, несмотря на особый статус организации и крайне высокий уровень экспертизы, прямо открещиваются от построения всеобъемлющего правового регулирования, указывая на то, что «рекомендации нацелены на устранение рисков финансовой стабильности и в этой связи не полностью покрывают вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, защиты данных, информационной безопасности, защиты прав потребителей и инвесторов, соответствия рынков установленным требованиям (market integrity), антимонопольной политики, монетарного суверенитета, замещения [государственных] валют и другие макроэкономические опасения». Здесь как никогда важным было бы напомнить, что в Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати» от 9 июня 2019 г. отмечалось, что криптоактивы (в том числе стейблкоины) не несут угрозы глобальной финансовой стабильности. Кроме того, вопросы финансовой стабильности и активных действий государств в этом направлении не мыслятся в отрыве от названных Советом проблем, так как соображения финансовой стабильности, на которых акцентирует внимание Совет, требуют радикальной корректировки положений национального права и, возможно, всей структуры управления рисками. Иными словами, отсутствие комплексного подхода может существенно отразиться на реальном эффекте от внедрения рекомендаций (если таковое состоится).
Во-вторых, не желая ставить фундаментальные вопросы о несоответствии международно-правовой парадигмы духу времени (то есть в сотрудничестве с международными регуляторами предлагать оригинальные решения, которые действительно позволили бы выработать комплексное международно-правовое регулирование), эксперты Совета по финансовой стабильности рекомендуют по сути передать разрешение поставленных проблем на национальный уровень. Рекомендации (в нынешней редакции) построены таким образом, что реальное содержание правового регулирования будет всецело определено государствами на национальном уровне, а глубина международного сотрудничества — желанием государств сотрудничать. Представляется излишним комментировать эффективность данного положения — особенно в современных условиях.
Таким образом, отсутствие конкретики фактически обрекает рассматриваемые рекомендации на то, что рядом государств они будут положены «под сукно» — как минимум, на ближайшие несколько лет. Кроме того, будет ли — особенно в нынешних геополитических реалиях — данная информация действительно воспринята государствами?
«Правила» формируются сегодня
Несмотря на обилие проблем, которые присущи предлагаемой концепции регулирования стейблкоинов, краеугольным видится осознание двух фактов.
Во-первых, если мировое сообщество действительно озаботилось данным вопросом, то с течением времени цельное глобальное регулирование — вне всяких сомнений — будет сформировано. Процессы по легализации наднациональных денег усилят обозначенные в статье «нефинансовые» тенденции — влияние таких тенденций может захлестнуть не только общество и экономику, но и мировую политику, международное право.
Во-вторых, успешное внедрение рекомендаций (возможно, с дальнейшими дополнениями) нивелирует основную проблему стейблкоинов, а именно их нерегулируемый характер. При подобном развитии событий капитализация крупнейших стейблкоинов существенно возрастет; такие валюты превратятся в обыденность для широких масс населения. Сможет ли государство в этом случае надлежащим образом обеспечить исполнение собственных функций (судебная защита прав населения и бизнеса, поиск похищенных активов, противодействие финансированию терроризма, обеспечение конфиденциальности данных и другие вопросы)? Очевидно, что для надлежащего исполнения этих и многих других функций потребуются кардинальные изменения. В противном случае — эти функции перейдут транснациональным компаниям.
Сегодня человечество находится в процессе формирования «правил» поведения в новой финансовой реальности. Деятельно участвовать в разработке «правил» или впоследствии их отрицать — сегодня это не просто выбор суверенного государства, а вопрос его будущего.
1. Аттали, Жак. Краткая история будущего. СПб.: Питер, 2014.
2. Закария, Фарид. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М.: Ладомир, 2004.
3. Лиетар, Бернар. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру. М.: КРПА Олимп: ACT: Астрель, 2007.