Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Женевская школа дипломатии и международных отношений, эксперт РСМД

У всех есть заветные мечты. Похоже, что мечта Марка Цукерберга — это выход на китайский рынок, приближающийся к миллиарду интернет-пользователей.

 

Сейчас в Китае чуть больше 700 млн пользователей, к 2020 г. скорее всего эта цифра достигнет заветных девяти нулей.

 

Для Facebook, переживающего не самые светлые времена в связи с обострением критики в адрес формирования новостной ленты и политики цензуры до и после президентских выборов в США, такой прорыв мог бы означать резкий взлет в плане масштаба охвата соцсети и прибыли.

 

Встреча Марка Цукерберга и Си Цзиньпина в Вашингтоне, 23 сентября 2015 г.

 

На прошлой неделе в СМИ просочились слухи о том, что Facebook разработал пока еще не обнародованный механизм, который позволит контролирующим органам фильтровать поиск, информацию и возможности для навигации пользователей в соцсети, сегментировать пользователей в зависимости от их проживания, а также блокировать политически чувствительные посты. Как представляется, сами посты не будут удаляться, только их видимость в ленте будет контролироваться. По мнению некоторых экспертов, в случае успешного диалога с властями Китая соцсеть может снискать славу очередного инструмента пропаганды и цензуры Пекина.

 

Администрация КНР по киберпространству и министерство иностранных дел пока воздержались от комментариев по поводу Facebook. Похоже выход Facebook на китайский рынок более чем вероятен, поскольку с момента запрета соцсети центральными властями в 2009 г. Цукерберг уже предпринимал несколько неуспешных попыток выхода на китайский рынок, но без одобрения центральных властей это невозможно. Стоит отметить, что во многих странах (Франция, Россия, Пакистан) после ряда событий, связанных либо с деятельностью экстремистов, либо с болезненным прошлым (например, во Франции Facebook фильтрует посты, посвященные Холокосту и трагическим событиям ноября 2015 г.), соцсеть ввела региональные рычаги контроля над потоком чувствительной информации.

 

Если все же Цукербергу удастся вернуться на китайский рынок, то там его ждет жесткая конкуренция со стороны местных аналогов WeChat и Weibo, которыеболее чем устраивают пользователей с точки зрения удобства и языка. Facebook же придется адаптироваться и в основном ориентироваться на англоговорящее население, экспатов и бизнесменов. По крайней мере, в прошлом Google не выдержал давления от местного конкурента Baidu и перенес свои серверы в Гонконг в 2010 г., где уже несколько лет успешно работает.

 

Для Facebook выход на китайский рынок — это вопрос стратегического развития и многократного увеличения прибыли в кратко- и среднесрочной перспективе. Нет гарантий, что при успешной договоренности с центральными властями соцсеть продержится в стране и станет хитом, но сразу после выхода на рынок такой шаг, безусловно, принесет многомиллионную прибыль. Однако не стоит забывать о репутационных издержках — некогда поборник неограниченной свободы слова, сейчас Facebook рискует стать инструментом цензуры в руках властей самой многонаселенной страны в мире.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся