Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Интернет становится все более охраняемым и сегментированным элементом национальных политик по всему миру. Законодатели многих стран пытаются подчинить своему контролю не только инфраструктуру Интернета, но и содержание сети. Подобные национальные инициативы, безусловно, наделяют законодателей и власть новыми инструментами контроля информации и критической инфраструктуры, но, с точки зрения глобального видения, ведут лишь к сегментированию и балканизации всемирной сети.

 

Так, в начале ноября 2016 г. Минкомсвязи России опубликовало проект поправок в текст закона «О связи», целью которого стало обеспечение контроля, целостности, устойчивости и безопасности инфраструктуры Рунета. Также, если законопроект будет принят, то в российском законодательстве появится структурированное и согласованное определение «критической инфраструктуры» Интернета. Если предлагаемые поправки к закону войдут в силу, то на законодательном уровне Рунет будет более независимым от международного трафика, а также у контролирующих органов появится возможность следить за тем, насколько Рунет интегрирован во всемирную паутину и каким рискам подвергается. Насколько это будет возможно в реальности и как отразится на обычных пользователях — пока вопрос времени и имплементации самих поправок. Законопроект предусматривает создание Государственной информационной системы, которая как раз и будет контрольным пунктом мониторинга трафика Рунета. Не исключено, что создание подобного механизма повлечет за собой дополнительную нагрузку на российских интернет-провайдеров с точки зрения отчетности перед федеральными и региональными органами. В целом подобные инициативы со стороны российских законодательных органов вписываются в общую линию политики по усилению контроля над российским сегментом Интернета.

 

Возможно, данная законодательная инициатива мало кого удивила и не произвела много шума, тем более в международной прессе. Но что точно не осталось незамеченным в западных СМИ, так это еще одно важное политическое решение, на этот раз имеющее полную силу и предоставляющее властям весь спектр политических инструментов. На прошлой неделе парламент Великобритании после третьей попытки принял самый жесткий закон о защите инфраструктуры национального Интернета, предусматривающий очень широкий спектр возможностей для властей по слежению и мониторингу информационного трафика в сети — так называемый Investigatory Powers Act 2016, или же, как его неформально нарекли, The snoopers charter (дословный перевод с английского языка на русский — «Хартия ищейки»).

 

REUTERS/Peter Nicholls

 

Разработанный и принятый консервативным правительством Терезы Мэй, данный закон вводит жесткие регулирующие механизмы мониторинга трафика (вплоть до того, что невинная опечатка в поисковике может привести к административному наказанию). По сути, данный закон уничтожает право жителей Соединенного Королевства на неприкосновенность личного пространства и личную тайну в сети. Несмотря на то, что власти уверяют, что беспокоиться стоит только тем, кому есть что скрывать, данный закон — самая жесткая законодательная инициатива по контролю над трафиком в сети, принятая в демократии. Согласно положениям закона, интернет-провайдеры обязаны хранить на серверах историю пользователей на протяжении года и по требованию предоставлять доступ 50 правоохранительным органам, ведомствам и министерствам. Теперь для британских интернет-пользователей вопросы защиты истории и всяческие инструкции по использованию VPN и неофициальных браузеров стали еще более актуальными.

 

Для жителей Великобритании принятие подобного закона — особенно чувствительно, поскольку он бьет по основам самой старой демократии в мире. В таком случае принятие таких законов другими странами Старого Света — лишь вопрос времени, а сегментирование Интернета — уже запущенный процесс.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся