Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Стратегическая авиация США провела 31 июля – 1 августа демонстративные учения «Polar Roar», в ходе которых поднявшиеся с авиабаз на американском континенте бомбардировщики обогнули Северный полюс и прошли вдоль российской границы.

 

Во времена холодной войны сверхдальние полеты бомбардировочной авиации были нормой и даже рутиной, но в последние двадцать пять лет стали довольно редки и часто связываются с политической обстановкой. В зарубежных СМИ широко обсуждаются дальние тренировочные полеты дальней авиации России, возобновившиеся последние годы. Чаще всего они совершаются к берегам Великобритании, западному побережью Северной Америки и к Аляске. Примером связи боевой учебы с политикой может служить, например, «совпадение» в сентябре 2014 г. выступления президента Украины П. Порошенко в канадском парламенте с пролетом в 75 километрах от канадского берега российских Ту-95МС.

 

United States Department of Defense

B-52H дозаправляется над Северным ледовитым океаном. 31 июля 2016 г.

 

Последние годы на фоне обострения отношений России и Запада активизировалась у российских берегов и авиация Командования Глобального Удара ВВС США, ранее в основном концентрировавшаяся на войнах на Ближнем Востоке и «игре мускулами» на Тихом океане, у границ Китая. Так, в проводимых в Балтийском регионе учениях НАТО стали принимать участие те же B-52H «Stratofortress» ВВС США, проводя учебное бомбометание и постановку морских мин. При совместных учениях они зачастую базировались на аэродромах в Великобритании, однако ВВС США любят демонстрировать свои возможности «работать по глобусу» — например, в конце мая 2016 г. два «Stratofortress» выполнили 35-ти часовой беспосадочный перелет из Луизианы до Иордании и обратно, и провели бомбометание в ходе совместных американо-иорданских учений «Eager Lion».

 

На прошлой неделе американцы решили ярко продемонстрировать длинную руку, способную дотянуться и до российских границ, проведя тренировочно-демонстративную операцию «Polar Roar» («Полярный рев»). Тут совпала и известная напряженность в российско-американских отношениях, в которых текущую администрацию часто критикуют за слабость, и  нарастающая тенденция на борьбу за Арктику, и сугубо внутренние вопросы американских ВВС.

 

twitter.com/BusqueCarlos

Реконструкция возможного маршрута бомбардировщиков

 

К последним стоит отнести активно ведущиеся дискуссии по поводу начала полномасштабного финансирования разработки перспективной крылатой ракеты воздушного базирования LRSO (Long Range Stand-Off). Она должна заменить в арсенале B-52H ракеты AGM-86B, выпущенные в первой половине 1980-х гг. Несмотря на объективную, по крайней мере, по мнению ВВС, необходимость в новой крылатой ракете, программа её разработки сопровождается критикой как сторонников сокращения ядерных вооружений, так и тех представителей власти и экспертного сообщества, кто рекомендует сосредоточиться на наиболее сильной в США, морской составляющей ядерной триады. Наряду с желанием сэкономить критикуется сама эффективность крылатых ракет воздушного базирования.

 

На этом фоне неудивительно, что официально объявленной целью «учений по стратегическому сдерживанию» «Polar Roar» была «демонстрация возможностей бомбардировочных сил США по нанесению гибкого, глобального удара на большой дальности». В продлившейся около суток операции приняли участие пять бомбардировщиков — три ракетоносца B-52H и двое «невидимок» B-2A «Spirit», с трех баз на континентальной территории США. Перелет бомбардировщиков обеспечивало большое число танкеров, также отрабатывалось их сопровождение-прикрытие (по крайней мере B-52H) истребителями стран НАТО и союзной Швеции (в очередной раз к вопросу о строгом шведском нейтралитете).

 

twitter.com/GrandelaNelson

Реконструкция возможного маршрута бомбардировщиков

 

Маршрут пары B-52H пролегал вдоль Северного морского пути, еще один направился к Балтике, а B-2A — возможно, к Дальнему Востоку. С целью наблюдения за реакцией российской стороны к Балтике и Дальнему Востоку одновременно были направлены сразу три самолета электронной разведки семейства RC-135. Однако, судя по всему, вопреки распространённой практике перехвата и сопровождения западных самолетов, в этот раз ВВС России предпочли не демонстрировать протоколы своих действий в случае масштабной тревоги, особенно в присутствии стольких свидетелей. По крайней мере, сведений о том, что российские истребители сопровождали американские бомбардировщики, в этот раз не было, хотя взаимные претензии по поводу «опасных провокаций в воздухе» регулярны.

 

Впрочем, сомнительно, чтобы отечественные военные оставили бы столь значительно освещавшийся в зарубежных СМИ и профильном сообществе визит Командования Глобального удара без ответа — долги надо всегда платить. 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся