Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

На открывшейся в среду встрече министров обороны стран НАТО был сделан ряд конкретных заявлений относительно планов усиления присутствия на границе с Россией в 2017 г.

 

Решение о размещении четырех ротационных батальонов «старых» стран-членов Альянса в Прибалтийских республиках и Польше было принято еще в июне этого года, однако сейчас генеральный секретарь Йенс Столтенберг озвучил детальную информацию об их составе:

 

 — в Эстонии будет размещен батальон под руководством Великобритании, которая предоставит порядка 800 военнослужащих. Он будет подкреплен группами военнослужащих Дании и Франции;

 

— в Латвии будет размещен батальон под руководством Канады, которая предоставит порядка 450 военнослужащих. Кроме того, туда направят контингенты Италия (порядка 140 человек), Албания, Польша и Словения;

 

— в Литве будет размещен батальон под руководством Германии, которая предоставит порядка 400–600 военнослужащих. Он будет подкреплен группами из Бельгии, Хорватии, Франции, Люксембурга, Нидерландов и Норвегии;

 

— в Польше будет размещен штаб международного «полка» и американский батальон. К 900 американским военнослужащим присоединятся небольшие группы из Великобритании и Румынии.

 

REUTERS/Francois Lenoir

Встреча министров обороны стран НАТО

 

Начать развертывание планируется весной 2017 г. — так, англичане планируют начать в мае, а американцы — уже в апреле, хотя они просто передислоцируют части из Германии. Полностью батальоны должны быть развернуты в течение лета. 

 

Интересно обратить внимание на то, что национальный состав не совсем случаен и подбирался в какой-то мере с учетом предпочтений принимающих стран. Так, активно сотрудничающая в оборонной сфере с ФРГ Литва получила немецкий контингент, а претендующая на региональное лидерство Польша — американский.

 

Таким образом, международный контингент Альянса будет весьма необычной по пестроте структурой — порядка четырех тысяч солдат будут представлять сразу 16 стран. Снабжение и функционирование (несомненно, подразумеваются регулярные учения) столь пестрой группы представляет интересный вызов для штабных структур НАТО, который может дать им полезный опыт, а офицерам ротационных контингентов — знание местности, однако группы все же слишком малы, чтобы с военной точки зрения представлять собой больше, чем демонстрацию флага. С другой стороны, они для того и задумывались. Более серьезные силы, как по численности, так и по вооружению[i] были бы, с одной стороны, дороги, а с другой — вызвали бы слишком болезненную реакцию России, которой, похоже, стараются по возможности избегать.

 

Возможно, именно этим объясняется тот факт, что внимание СМИ сосредоточивается на «многонациональных батальонах» и обходит стороной т.н. European Activity Set (EAS) Армии США, представляющий собой фактически бронетанковую бригаду из 90 танков, 90 (по другим данным 140) БМП, артиллерию и большое количество более легкой бронетехники. Штат бронетанковой бригады составляет порядка 4700 человек и превышает все четыре батальона вместе взятые по численности, не говоря об ударной мощи. Однако как раз люди формально не размещаются — с точки зрения американской стороны, EAS — это просто комплект техники, который, чтобы не возить туда-сюда через океан, складируют в Европе. А военнослужащие будут прибывать из США на ротационной основе для участия в регулярных учениях с местными вооруженными силами. Сделано это для того, чтобы воспользоваться дырой в «Основополагающем акте Россия–НАТО», запрещающем именно постоянное размещение значительных сил на территории новых членов Альянса. Части EAS уже с сентября без особой помпы разворачиваются в местах дислокации в Прибалтике и Польше, в дальнейшем часть их будет развернута и южнее — в Болгарии и Румынии[ii]. Характерным показателем того, что они в Европе всерьез и надолго, является тот факт, что американцы не поленились перекрасить технику в уже почти позабытый европейский камуфляж, мало используемый  по понятным причинам в основном «пустынной» американской армией.

 

U.S. Army/Pfc. James Dutkavich

Танкисты Армии США обслуживают танк M1A2 из состава EAS. Латвия, сентябрь 2016 г.

 

В целом России в военном и политическом планировании стоит рассматривать все эти меры как «новую нормальность» (по крайней мере «нормальность» с точки зрения НАТО) в обозримом будущем. Факт формирования новых российских войсковых соединений на западном направлении в целом отражает то, что понимание этого есть, но также и используется противной стороной для обоснования своих действий, а «горячими головами» и для требования большего.

 

Трудно сказать, куда заведет процесс медленной ремилитаризации Европы и когда он остановится. Уверенно можно говорить только о том, что, как и десятилетия назад, зависит это только от взаимоотношений Вашингтона и Москвы, а главным отличием является то, что фронт противостояния теперь пролегает более чем на тысячу километров восточнее, что потенциально делает его только более напряженным.  

 

[i] Судя по всему в основном части будут представлены мотопехотой, так американцы перебрасывают участвовавшие в «Dragoon Ride» колесные бронемашины семейства «Страйкер», хотя как минимум англичане и немцы заявили о планах направить небольшое число танков.

 

[ii] Кроме того, говоря о мерах по «укреплению южного фланга НАТО» стоит упомянуть решение Великобритании в следующем году направить истребители «Тайфун» в Румынию на четыре месяца для участия в миссии «Воздушной полиции». В совокупности с тем, что в сентябре этого года американские истребители провели пробную подобную миссию в Болгарии факт расширения известной по Балтийскому региону «Воздушной полиции НАТО» на Черноморский регион можно считать решенным.

 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся