Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

После длительных проволочек руководство США близко к тому, чтобы дать «зеленый свет» целому пакету крупнейших контрактов в области закупки вооружений монархиями Залива.

 

Как правило, крупные контракты в области военно-технического сотрудничества изначально заключаются между государствами, имеющими дружественные отношения, и после согласования экономических и технических вопросов, финальное политическое одобрение является пустой формальностью. Однако совершенно по-другому ситуация сложилась с сразу несколькими крупными заказами по приобретению американских истребителей, сделанными два-три года назад в начале резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке, странами, традиционно считающимися региональными союзниками США, как Бахрейн, Катар и Кувейт. Саудовская Аравия успела заключить крупнейшее соглашение в той же области, однако его выполнение США, судя по всему практически саботировали, причем на последней стадии, в Президентской Администрации.

 

 USAF/ F-15SA

 

По иронии судьбы практически все контракты должны были отойти фирме Boeing, истребительное «отделение» которой в отсутствие других зарубежных заказов находилось на грани закрытия, поддерживаемое небольшими заказами палубных истребителей F/A-18E/FSuperHornet для ВМС США. Сложилась уникальная ситуация, когда американские законодатели утверждали в оборонном бюджете даже больше самолетов этого типа, чем флот просил по категории «неприоритетных расходов». Поддержка производителя из родного штата — это святое! 

 

 www.adf-gallery.com.au

Истребители F/A-18F "Super Hornet" ВВС Австралии

 

Катар планировал сделать крупный заказ сразу на 72 (36 в первом транше) тяжелых многоцелевых истребителя F-15E “Strike Eagles” — пожалуй, лучшей ударной машины западного производства, которую можно купить сегодня. При этом в августе 2015 г. эмират уже подписал с Францией контракт на закупку 24 истребителей “Rafale” на сумму €6,3 млрд. Довольно комичным на этом фоне выглядит тот факт, что в нынешних ВВС Катара истребителей всего дюжина.

 

Кувейт, в свою очередь, планировал приобретение 28 истребителей (возможно, с опционом на еще 12) F/A-18E/F “Super Hornet” — эта изначально палубная машина активно продвигается Boeing и на «сухопутные» рынки, но пока успеха удалось достичь только с продажей в Австралию. Не дождавшись за несколько лет «формального» одобрения сделки в Штатах, он подписал с итальянским правительством контракт на приобретение 28 истребителей Eurofighter “Typhoon” [1].    

 

 www.janes.com

Истребители F-16E/F ВВС ОАЭ

 

Бахрейн планировал покупку 18 истребителей F-16 “Fighting Falcons” фирмы LockheedMartin. Говоря о контракте на истребители F-16, нельзя не вспомнить о запросе ОАЭ от 2014 г. на приобретение 30 новых истребителей и модернизации имеющихся самолетов этого типа, который в свое время вызвал большой интерес в экспертной среде появлением новой модификации Block 61 и сгинул в небытие. Возможно, и он был задержан по политическим соображениям, хотя заинтересованы ли в нем ОАЭ до сих пор, сказать трудно. 

 

В отличие от перечисленных выше государств Саудовская Аравия успела в 2011 г. заключить огромную сделку на приобретение 84 истребителей F-15SA («эксклюзивной», наиболее продвинутой версии F-15E), модернизацию 68 своих F-15S до этого уровня и большое количество сопутствующих материалов и вооружения на баснословную сумму $29,4 млрд [2]. К настоящему моменту собрано не менее 40 истребителей, однако все они до сих пор находятся в США. В качестве причин назывались проблемы с новой, цифровой (в авиационной терминологии электронно-дистанционной) системой управления, однако если бы самолет имел затруднения с управляемостью или надежностью, разве Boeing выпускал бы его десятками, игнорируя технические проблемы? Очевидно, вопрос имеет политическую составляющую.   

 

www.ainonline.com

Истребитель F-15SA выпущенный для Королевских ВВС Саудовской Аравии

 

Чтобы представить себе недовольство американских оборонных концернов и лоббистов (в первую очередь конечно Boeing) ситуацией можно упомянуть, только в «зависших» контрактах Катара и Кувейта речь шла о сумме не менее $20 млрд. и обеспечении работой на многие годы производственных линий. В течение нескольких лет американские законодатели неоднократно высказывали свое резкое недовольство тем фактом, что Администрация Обамы практически отдает заказы европейцам, но она была непреклонна. Так что же удерживало Белый Дом? Называлось и нежелание сорвать переговоры по Иранской ядерной сделке, и проявление недовольства излишне своевольной внешней политикой (в первую очередь это упоминалось в связи с йеменской авантюрой Дома Саудов, которая вызывает определенное недовольство у властей США), однако главная причина в другом.

 

Все это время шли переговоры о новой программе военной помощи Израилю. Иерусалим на фоне обострения обстановки в регионе, иранского ракетно-ядерного фактора и так выдвигал беспрецедентные требования. Было невыгодно подливать масла в огонь крупными поставками оружия монархиям Залива, конечно, являющимся противниками Ирана, но и с Израилем имеющим отношения, мягко говоря, натянутые (а точнее — никаких, так как они не признают его права на существование). Соглашение об оказании военной помощи было, наконец, подписано 14 сентября, согласно ему в 2019-2028 фин. годах США будут ежегодно вливать в оборонный бюджет Израиля около $3,8 млрд, на которые он будет приобретать оборонную продукцию американского производства. Хотя эта сумма превосходит предыдущую программу (сейчас Израиль ежегодно получает «всего» около $3 млрд), она все же меньше, чем требования Израиля, которые приближались к $50 млрд на десятилетний срок.

 

Израильская сделка подписана, и, словно по заклинанию, ворота в пещеру с сокровищами шейхов Залива вновь открыты для американского ВПК во всю ширь. В самое ближайшее время стоит ожидать финализации контрактов. Чувства заинтересованных сторон ярко передал сенатор от штата Теннеси Боб Коркер: «это словно освобождение заложников, когда деньги, наконец, прибыли».

 

1.      “Typhoon” — международный, в первую очередь англо-итало-немецкий проект, но продвижением в отдельные страны партнеры занимаются по отдельности, заранее поделив территории.

 

2.      Авторитетнейший отечественный аналитический центр, специализирующийся на тематике экспорта вооружений — ЦАСТ, назвал эту сделку вероятно крупнейшим оборонным контрактом в истории.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся