Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Прошедшая неделя оказалась богата на тревожные новости, касающиеся пассажирской авиации. Кроме потерпевшего катастрофу Airbus A320 египетской авиакомпании напомнили о себе истории времен холодной войны.

 

A320 авиакомпании EgyptAir, следовавший рейсом MS804 Париж–Каир, пропал ночью (2:45 по местному времени) 19 мая. После обнаружения в Средиземном море обломков, фрагментов тел и личных вещей пассажиров стало очевидно, что из 66 людей на борту никто не уцелел. Расследование трагедии пока на самой ранней стадии, и недопустимо заниматься бездоказательными спекуляциями на тему её причин, но нельзя и игнорировать тревожные моменты.

 

Так, неназванный участник расследования от египетской стороны в общении с представителями СМИ высказывает мнение, что на борту произошел взрыв, что может объяснить то, что фрагменты самолета и тел погибших сильно повреждены. Капитан греческого торгового судна заявил, что видел «огонь в небе», а сам Аэробус обнаружил датчиками задымление в носовой части самолета (передняя туалетная комната, отсек БРЭО) и передал эту информацию на землю по автоматизированной системе связи ACARS непосредственно перед катастрофой. При этом экипаж не сообщал о каких-либо проблемах. В совокупности эта информация может свидетельствовать о пожаре и разрушении самолета в воздухе, что может быть вызвано как причинами технического характера, так и терактом. Министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи позволил себе высказать мнение, что последнее более вероятно, что, впрочем, может быть трактовано как желание переложить ответственность — самолет вылетел из Франции, и в данном случае к Египту могут быть претензии только в случае неисправности самолета.

 

Однако не стоит забывать и о доводах в пользу того, что это не было терактом. В первую очередь к ним стоит отнести то, что до сих пор ни одна организация не взяла на себя ответственность, хотя прошло уже несколько дней. Во-вторых, в свою очередь, французские представители в следственной группе опровергли поспешное заявление египетского коллеги, заметив, что на найденных обломках пока не найдено следов взрывчатых веществ, и делать подобные заявления недопустимо в ситуации, когда еще не обнаружены бортовые самописцы. Учитывая, что в этот раз заявление сделала французская сторона, нельзя исключать и в нем политический аспект — если бомбу пронесли в аэропорту им. Шарля де-Голля, то это станет мощнейшим ударом по Франции.

 

Поиск обломков, к которому подключились военные Египта и НАТО, будет непростым и, как это часто бывает в катастрофах над морем, нельзя исключать, что бортовые самописцы и большинство обломков так и не будут найдены. Причины катастрофы MS804 рискуют  остаться неизвестными как минимум долгое время.

 

Кроме египетского Аэробуса, летевшего из Франции (слишком часто эти страны появляются в сводках борьбы с терроризмом), как будто его не хватало, последние дни принесли другие новости, тревожные (и одну отчасти комичную).

 

Фото: theaviationist.com

F-16 ВВС Греции

 

Того же 19 мая над средиземноморьем была потеряна связь с Boeing 737 авиакомпании Delta airlines, перевозившим 140 пассажиров в Кувейт тоже из Франции. После неудачных попыток связаться греческие диспетчеры сообщили о потенциальном захвате самолета Военно-воздушным силам и с базы Суда на Крите (по другим данным — с Акротири на Кипре) были подняты два истребителя F-16. Попытки военных летчиков обратить на себя внимание экипажа после сближения на минимальную дистанцию оказались безуспешными. Трудно сказать, как развивалась бы ситуация, но все обошлось — оказалось, что пилоты Боинга были живы-здоровы и находились на рабочих местах, но… оба спали, а самолетом управлял молчаливый автопилот. Ситуацию спасли, по сути, бдительные пассажиры, обратившие внимание на «эскорт» и попросившие стюардов выяснить, что происходит у пилотов. Последние и разбудили нарушителей спокойствия. Несмотря на то, что все кончилось хорошо (вряд ли это распространяется на сонь-пилотов) сама ситуация тревожна. Не раз изможденные жесточайшим рабочим графиком заснувшие летчики становились причиной катастрофы, а сейчас, когда террористическая угроза крайне велика, не выходящий на связь пассажирский самолет, приближающийся к населенным районам, может вынудить силы Противовоздушной обороны действовать так, как им предписывают самые неприятные и редко вспоминаемые инструкции.

 

Неспокойно для гражданского воздушного траффика и у российских границ. Серьезный инцидент произошел 22 мая на Дальнем Востоке. Он был вызван находившимся на эшелоне, используемом пассажирскими самолетами, воздушным судном с отключенным транспондером (упрощенно говоря — радиомаяком, используемым для контроля воздушного движения в гражданской авиации) и не отвечавшим на попытки российских диспетчеров выйти на связь. Сначала, дабы избежать угрозы столкновения, пришлось изменить высоту полета Boeing 777 авиакомпании KLM, летевшего из Японии в Голландию, а потом о визуальном контакте сообщил лайнер компании Swiss, выполняющий перелет в Швейцарию. Судя по описанию и высоте полета, это был электронный разведчик RC-135 ВВС США, один из тех которые регулярно выполняют полеты над Дальним Востоком и Балтикой (в частности, у побережья Калининградского особого района). Для заявления протеста в Министерство обороны был вызван атташе американского посольства.

 

Фото: www.defensemedianetwork.com

RC-135 ВВС США

 

Интенсификация полетов американских разведывательных самолетов у наших границ вызывает особое беспокойство именно в связи с тем, что сопровождается лишней угрозой для гражданских лайнеров. Неприятна и политика двойных стандартов, ведь именно Россию Запад зачастую обвиняет в полетах авиации с выключенными транспондерами. Конечно, несмотря на текущие обострения, трудно представить сегодня ситуацию, подобную сложившейся с печально известным рейсом KAL 007 в 1983 г, когда советская ПВО приняла пассажирский Boeing 747 за пересекший границу американский RC-135 и сбила его со 269 членами экипажа и пассажирами, но риск той или иной трагедии, вызванной самолетом-«молчуном» нельзя исключать. 

 

Тем не менее я не хотел бы, чтобы данный текст был одой аэрофобии. Несмотря на яркие заголовки в СМИ, не стоит забывать о том, что в небе одновременно находятся многие сотни пассажирских самолетов, и риск оказаться на том самом не выше чем на пути пьяного водителя — ведь мы не считаем это поводом не выходить из дома? Просто не стоит уж сильно обижаться на власти своей страны, если они запрещают полеты в популярное место отдыха — возможно, они знают, что делают. Ну, и если вдруг увидите за иллюминатором истребители — не стесняйтесь позвать стюардессу.

Смотрите также:

 

Александр Ермаков: Близкий контакт второй степени

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся