Самый безопасный вид транспорта в заголовках
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Прошедшая неделя оказалась богата на тревожные новости, касающиеся пассажирской авиации. Кроме потерпевшего катастрофу Airbus A320 египетской авиакомпании напомнили о себе истории времен холодной войны.
A320 авиакомпании EgyptAir, следовавший рейсом MS804 Париж–Каир, пропал ночью (2:45 по местному времени) 19 мая. После обнаружения в Средиземном море обломков, фрагментов тел и личных вещей пассажиров стало очевидно, что из 66 людей на борту никто не уцелел. Расследование трагедии пока на самой ранней стадии, и недопустимо заниматься бездоказательными спекуляциями на тему её причин, но нельзя и игнорировать тревожные моменты.
Так, неназванный участник расследования от египетской стороны в общении с представителями СМИ высказывает мнение, что на борту произошел взрыв, что может объяснить то, что фрагменты самолета и тел погибших сильно повреждены. Капитан греческого торгового судна заявил, что видел «огонь в небе», а сам Аэробус обнаружил датчиками задымление в носовой части самолета (передняя туалетная комната, отсек БРЭО) и передал эту информацию на землю по автоматизированной системе связи ACARS непосредственно перед катастрофой. При этом экипаж не сообщал о каких-либо проблемах. В совокупности эта информация может свидетельствовать о пожаре и разрушении самолета в воздухе, что может быть вызвано как причинами технического характера, так и терактом. Министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи позволил себе высказать мнение, что последнее более вероятно, что, впрочем, может быть трактовано как желание переложить ответственность — самолет вылетел из Франции, и в данном случае к Египту могут быть претензии только в случае неисправности самолета.
Однако не стоит забывать и о доводах в пользу того, что это не было терактом. В первую очередь к ним стоит отнести то, что до сих пор ни одна организация не взяла на себя ответственность, хотя прошло уже несколько дней. Во-вторых, в свою очередь, французские представители в следственной группе опровергли поспешное заявление египетского коллеги, заметив, что на найденных обломках пока не найдено следов взрывчатых веществ, и делать подобные заявления недопустимо в ситуации, когда еще не обнаружены бортовые самописцы. Учитывая, что в этот раз заявление сделала французская сторона, нельзя исключать и в нем политический аспект — если бомбу пронесли в аэропорту им. Шарля де-Голля, то это станет мощнейшим ударом по Франции.
Поиск обломков, к которому подключились военные Египта и НАТО, будет непростым и, как это часто бывает в катастрофах над морем, нельзя исключать, что бортовые самописцы и большинство обломков так и не будут найдены. Причины катастрофы MS804 рискуют остаться неизвестными как минимум долгое время.
Кроме египетского Аэробуса, летевшего из Франции (слишком часто эти страны появляются в сводках борьбы с терроризмом), как будто его не хватало, последние дни принесли другие новости, тревожные (и одну отчасти комичную).
Фото: theaviationist.com
F-16 ВВС Греции
Того же 19 мая над средиземноморьем была потеряна связь с Boeing 737 авиакомпании Delta airlines, перевозившим 140 пассажиров в Кувейт тоже из Франции. После неудачных попыток связаться греческие диспетчеры сообщили о потенциальном захвате самолета Военно-воздушным силам и с базы Суда на Крите (по другим данным — с Акротири на Кипре) были подняты два истребителя F-16. Попытки военных летчиков обратить на себя внимание экипажа после сближения на минимальную дистанцию оказались безуспешными. Трудно сказать, как развивалась бы ситуация, но все обошлось — оказалось, что пилоты Боинга были живы-здоровы и находились на рабочих местах, но… оба спали, а самолетом управлял молчаливый автопилот. Ситуацию спасли, по сути, бдительные пассажиры, обратившие внимание на «эскорт» и попросившие стюардов выяснить, что происходит у пилотов. Последние и разбудили нарушителей спокойствия. Несмотря на то, что все кончилось хорошо (вряд ли это распространяется на сонь-пилотов) сама ситуация тревожна. Не раз изможденные жесточайшим рабочим графиком заснувшие летчики становились причиной катастрофы, а сейчас, когда террористическая угроза крайне велика, не выходящий на связь пассажирский самолет, приближающийся к населенным районам, может вынудить силы Противовоздушной обороны действовать так, как им предписывают самые неприятные и редко вспоминаемые инструкции.
Неспокойно для гражданского воздушного траффика и у российских границ. Серьезный инцидент произошел 22 мая на Дальнем Востоке. Он был вызван находившимся на эшелоне, используемом пассажирскими самолетами, воздушным судном с отключенным транспондером (упрощенно говоря — радиомаяком, используемым для контроля воздушного движения в гражданской авиации) и не отвечавшим на попытки российских диспетчеров выйти на связь. Сначала, дабы избежать угрозы столкновения, пришлось изменить высоту полета Boeing 777 авиакомпании KLM, летевшего из Японии в Голландию, а потом о визуальном контакте сообщил лайнер компании Swiss, выполняющий перелет в Швейцарию. Судя по описанию и высоте полета, это был электронный разведчик RC-135 ВВС США, один из тех которые регулярно выполняют полеты над Дальним Востоком и Балтикой (в частности, у побережья Калининградского особого района). Для заявления протеста в Министерство обороны был вызван атташе американского посольства.
Фото: www.defensemedianetwork.com
RC-135 ВВС США
Интенсификация полетов американских разведывательных самолетов у наших границ вызывает особое беспокойство именно в связи с тем, что сопровождается лишней угрозой для гражданских лайнеров. Неприятна и политика двойных стандартов, ведь именно Россию Запад зачастую обвиняет в полетах авиации с выключенными транспондерами. Конечно, несмотря на текущие обострения, трудно представить сегодня ситуацию, подобную сложившейся с печально известным рейсом KAL 007 в 1983 г, когда советская ПВО приняла пассажирский Boeing 747 за пересекший границу американский RC-135 и сбила его со 269 членами экипажа и пассажирами, но риск той или иной трагедии, вызванной самолетом-«молчуном» нельзя исключать.
Тем не менее я не хотел бы, чтобы данный текст был одой аэрофобии. Несмотря на яркие заголовки в СМИ, не стоит забывать о том, что в небе одновременно находятся многие сотни пассажирских самолетов, и риск оказаться на том самом не выше чем на пути пьяного водителя — ведь мы не считаем это поводом не выходить из дома? Просто не стоит уж сильно обижаться на власти своей страны, если они запрещают полеты в популярное место отдыха — возможно, они знают, что делают. Ну, и если вдруг увидите за иллюминатором истребители — не стесняйтесь позвать стюардессу.
Смотрите также:
Александр Ермаков: Близкий контакт второй степени
(Нет голосов) |
(0 голосов) |