Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Военный обозреватель, эксперт РСМД

«По Кефлавику должны нанести удар, напомнил себе Эдвардс. Все знали это, все готовились к этому и потому пытались не думать о такой возможности. Этот самый удаленный из всех аванпостов НАТО на западном побережье Исландии представлял собой ворота в северную часть Атлантики. Если Иван захочет ввязаться в морскую войну, первым делом ему понадобится нейтрализовать Исландию».

 

Любители технотриллеров, конечно, узнали цитату из известнейшего произведения Тома Клэнси «Красный шторм поднимается» посвященного гипотетической войне СССР и НАТО. Автор не зря сделал одним из главных мест действия своего романа небольшой, продуваемый ветрами Арктики, остров Исландию – еще во времена Второй мировой войны она стала «ключом к Атлантике». Во время войны Холодной его роль только усилилась: небольшое государство стало северным флангом, так называемого Фареро-Исландского рубежа – второй и главной линии обороны Атлантики. Если бы советский флот и дальняя авиация прорвали этот рубеж, то вышли бы на оперативный простор и подвергли угрозе переброску морем американских войск на Европейский ТВД, что с высокой вероятностью привело бы к поражению НАТО. Для недопущения этого в Исландии были развернуты противолодочные силы, в том числе патрульные самолеты, и истребители. С удержанием южного фланга рубежа было несколько проще, так как он упирался в главный непотопляемый авианосец США – Великобританию.

Фареро-Исландский рубеж

 

Стратегическая важность Исландии привела к тому, что несмотря на крупные акции протеста, страна вступила в 1949 г. в НАТО. Фактически она сделала это в статусе военной базы, так как не имела (и не имеет до сих пор) собственных вооруженных сил. Это уникально для страны-члена НАТО, даже Люксембург имеет вооруженные силы (значительную часть которых, впрочем, составляют записанные на герцогство «общие» самолеты ДРЛО НАТО). После окончания холодной войны важность Исландии в военно-стратегическом плане для США, естественно, стала спадать, и под давлением общественности постоянное базирование авиации в 2006 г. прекратили, а авиабаза Кефлавик была официально передана властям Исландии.

 

Однако это совпало со временем, когда российский флот и авиация начали приходить в себя после пятнадцатилетней «комы», активность дальней авиации (и, вероятно, подводного флота) начала нарастать, и уже в 2008 г. под эгидой НАТО начались дежурства «Исландской воздушной полиции», подобной «Балтийской». Однако, в отличие от практически постоянного дежурства в Прибалтике, в Исландии самолеты НАТО (в этот раз не только американские) появляются эпизодически, обычно три раза в год на несколько недель.

 

theaviationist.com
Истребители F-15C в Исландии. 4 апреля 2016 г.

 

Обострение отношений между Россией и Западом не могло не сказаться на планах использования Кефлавика. Зимой этого года стало известно о планах ВМС США провести ремонт и модернизацию наземной инфраструктуры авиабазы, чтобы обеспечить возможность базирования новых противолодочных самолетов P-8 «Посейдон». Это связано с увеличением активности российского подводного флота «до уровня холодной войны». В оборонный бюджет США на 2017 г. уже заложено $22 млн на модернизацию базы. Правительство Исландии приветствует эти вложения, но вопрос о возобновлении постоянного базирования пока не поднимался, по крайней мере официально. Однако после проведения модернизации и при сохранении текущего уровня напряженности стоит ожидать как минимум более активных «посещений».

 

Очередной звоночек в этом направлении прозвучал в эти дни. В Кефлавик в ходе мероприятий, проводимых под эгидой операции «Атлантическая решимость», переброшено звено истребителей F-15C «Игл» 104’го Истребительного крыла Национальной гвардии США. Еще два звена направлены в Нидерланды. Операция «Атлантическая решимость», проводимая с 2014 г., в первую очередь преследует политические цели – продемонстрировать «молодым» членам НАТО приверженность США делу защиты Европы от «российской угрозы». Однако наряду с официальной миссией продемонстрировать зримое присутствие американского солдата-защитника, судя по всему, имеются и военные цели, в первую очередь провести оценку состояния инфраструктуры европейских стран и готовности местных сил к обеспечению развертывания американских войск. Так, активно оценивается возможность базирования американских самолетов в Восточной Европе на заброшенных аэродромах, когда-то принадлежащих Организации Варшавского Договора. И, похоже, на острове у полярного круга штаты занимаются тем же, что в солнечной Румынии и гостеприимной Прибалтике – оценкой, инвентаризацией и по необходимости реанимацией наследия холодной войны.

 

А какое место может быть лучше для того, чтобы вспомнить о тех временах, чем воспетый маленький холодный остров, стоящий на страже «Свободного мира»?

 

Истребитель ВВС США над Исландией. 2015 г.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся