Первый из «Могучих»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
В минувшую среду, 22 июня, в Техасе состоялась официальная церемония приемки первого истребителя пятого поколения F-35 «Лайтнинг II» для ВВС Израиля. В Хель Ха’авир самолет получит имя F-35I «Адир» («Могучий» - ивр.)
На церемонии присутствовали представители промышленности, губернатор Техаса Грег Эбботт, посол США в Израиле Даниэль Шапиро, начальник штаба ВВС Израиля бригадный генерал Таль Кельман. Наиболее высокопоставленным гостем был министр обороны Израиля Авигдор Либерман — по совместительству уроженец Кишинева и первый русскоязычный министр обороны Израиля.
На свою новую родину первая пара F-35I (второй должен покинуть конвейер в течение ближайших недель) должны перелететь в декабре этого года, таким образом, они станут первыми экспортными «Лайтнингами», отправившимся на место службы. Истребители других стран — Австралии, Великобритании, Нидерландов находятся пока в США, где иностранные летчики совместно с американцами проходят обучение и участвуют в программе испытаний. Даже итальянские самолеты, финальная сборка которых осуществляется на местной фабрике в Камери, после облета осуществляют трансатлантический перелет в США. Обратный путь из США в Европу пока осуществили только голландские истребители для временного участия в авиашоу (летом ожидается участие британских истребителей в авиасалоне в Фарнборо). Это лишний раз подчеркивает особые союзные отношения между США и Израилем, особенно учитывая, что последний даже не страна-партнер по программе «Единого ударного истребителя» и покупает его по линии иностранных военных продаж, то есть должен был бы обладать меньшим приоритетом. Впрочем «покупкой» назвать это тоже можно с натяжкой, так как затраты будут компенсированы военной помощью США — на 2018–27 гг. запланировано профинансировать оборонный бюджет Израиля на баснословные $37,5-40 млрд.[i]
Lockheed Martin
Первый F-35I ВВС Израиля на презентации
Текущие два контракта (2010 и 2015 гг.) включают закупку Израилем 33 истребителей с поставками до 2021 г. включительно. В перспективе до конца следующего десятилетия число закупленных F-35I планируется довести до 75. Интересно, что проявляется интерес не только к базовой модификации, но и к версии с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — F-35B.
Традиционно израильские фирмы планируют внести в самолет множество «национальных» изменений[ii] — установить свое радиоэлектронное оборудование, интегрировать свое вооружение, даже разработать специальные, сбрасываемые вместе с пилонами, дополнительные топливные баки. Дальность полета имеет для израильских ВВС большее значение, учитывая их любовь к проведению ударных миссий за рубежом. F-35 довольно удачный выбор для этого, так как отличается от F-16, на замену которому приходит, значительно большим запасом топлива.
В самих ВВС США во второй половине 2016 г. ожидается объявление начальной оперативной готовности первой эскадрильей F-35A. В Корпусе морской пехоты аналогичная процедура прошла в 2015 г., а в 2017 г. планируется первое развёртывание их F-35B за рубежом, в Японии.
Lockheed Martin
Министр обороны Израиля Авигдор Либерман в кабине F-35I
[i] То есть США будут финансировать примерно четверть оборонного бюджета Израиля.
[ii] С этим и связан «национальный» индекс «I»
(Нет голосов) |
(0 голосов) |