Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Конец 2016 г. отметился целым валом сделок США и стран Залива по линии военно-технического сотрудничества. Однако на фоне многомиллиардных сделок по покупке авиатехники, бронетехники и прочих вооружений рискует затеряться потенциально самая интересная и прямо затрагивающая интересы России — казалось бы, просто по покупке радиолокационной станции.

 

Потеряться ей немудрено — сделок с монархиями Залива сейчас, под занавес Администрации Б. Обамы заключается уйма. Так, наконец-то сдвинулся с мертвой точки процесс с закупками крупных партий истребителей — Государственный департамент наконец санкционировал продажу Катару 72 истребителей F-15QA на сумму $21,1 млрд, Кувейту 40 F/A-18E/F на сумму $10,1 млрд, а также наконец-то начались поставки в Саудовскую Аравию истребителей F-15SA по контракту пятилетней давности. Кроме того, Саудовская Аравия закупила 48 транспортных вертолетов «Чинук» на $3,51 млрд, ОАЭ 37 боевых «Апачей» на $3,5 млрд, Кувейт планирует потратить на модернизацию своих танков «Абрамс» $1,7 млрд — перечислять все сделки можно долго, но не они тема, которую хотелось бы обсудить.

 

На проходившей в Бахрейне конференции Международного института стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies – IISS) Министр обороны США Картер сообщил журналистам, что соглашение о закупке Катаром радиолокационной станции Raytheon AN/FPS-132 достигнуто. Сумма сделки оценивалась в 2013 г., когда о таких планах впервые стало известно, в $1,1 млрд. Станция должна использоваться как часть мер по противодействию ракетной угрозе Ирана, как и все остальное, по большому счету.

 

Министерство обороны США

РЛС AN/FPS-132 , Бил, Калифорния

 

Однако вопросы начинают возникать, если рассмотреть техническую сторону внимательнее.

 

Во-первых, за индексом AN/FPS-132 скрывается не обычный радар ПВО, который представляется обывателю как что-то, что можно возить на грузовике. Это капитальное сооружение высотой с девятиэтажный дом. Это неудивительно, так как эти радары не средство региональной ПРО (как например, так взволновавшие Китай станции AN/TPY-2 комплекса THAAD), а компонент глобальной системы предупреждения о ракетном нападении США. Такие стации стоят в Калифорнии, Гренландии, еще одна формально совместная станция располагается в Великобритании.

 

Зоны покрытия РЛС дальнего обнаружения

 

Во-вторых, возможности AN/FPS-132, мягко говоря, превышают необходимые для наблюдения над Ираном. Точные характеристики, конечно, засекречены, но заявляется, что станция способна обнаруживать цели в космическом пространстве на дальности до 5000 км. Если смотреть из Катара, то Иран «заканчивается» уже приблизительно на 1500 км. Тут вполне подошли бы те же станции AN/TPY-2.

 

В-третьих, полезность именно такого, крупного и уязвимого объекта в конфликте с Ираном довольно сомнительна — почему-то внезапно решивший напасть на «свободный мир» (в виде таких достойных его представителей, как монархии Залива) Тегеран уж найдет способ вывести из строя расположенный у своих границ комплекс.

 

Да, в регионе действительно строится именно тактическая ПРО — ОАЭ покупают комплексы THAAD, тот же Катар вслед за Саудовской Аравией покупает Patriot, все это увязывается в общую сеть, но AN/FPS-132 явно выбивается из этого ряда. Даже объяснение, что он нужен для отслеживания иранских ракет, полетевших в сторону Европы, недостаточно, так как для этих целей планируется размещение AN/TPY-2 в Турции, на пути ракет, а для «встречи» построен комплекс в Румынии.

 

В совокупности данная мера не может не вызывать беспокойство России, так как радар в Катаре покроет практически всю европейскую часть нашей страны и позволит оперативно обнаруживать пуск ракет из таких ключевых позиционных районов как Козельск, Тейково и Татищево (для примера, в дислокацию компонентов наших СЯС вдаваться не будем). При этом еще в декабре 2014 г. корпорация Raytheon получила контракт стоимостью $2,4 млрд на постройку в Катаре Оперативного центра ПВО/ПРО, который должен будет увязать региональные компоненты в единую сеть с ЕвроПРО — а значит, и с континентальной ПРО США.

 

Подводя краткие итоги, можно сказать, что мы наблюдаем создание компонента глобальной ПРО США, причем с точки зрения России несравненно более «неприятного», чем радары, планируемые к установке в Южной Корее, «неприятны» для Китая. Причем вторые активно освещаются в СМИ, в том числе и в отечественных, и наши политические деятели активно и негативно высказываются о них, в том числе грозя ответными мерами — при том, что для нас напрямую корейские AN/TPY-2 и правда довольно безобидны. На этом фоне установка у нас «в подбрюшье» компонента глобальной ПРО вызывает недопустимо малый интерес.       

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся