Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Тридцать лет назад, 15 апреля 1986 г., совместно Военно-воздушными силами и авиацией флота США был успешно проведен рейд возмездия против Ливии. В истории он останется как операция «Каньон Эльдорадо».

 

Ситуация в мире три десятилетия назад была не самой спокойной с точки зрения терактов. Конечно, тогда целых регионов, занятых террористической группировкой, считающей себя Всемирным Халифатом, не было. Однако число взрывов, как ни странно, было не меньше, чем в наши дни. Летом 1985 г. террористы Хезболлы захватили Боинг авиакомпании Trans World Airlines и убили оказавшегося на борту американского военного моряка. Сразу после католического рождества, 27 декабря 1985 г., вооруженные автоматическим оружием и гранатами террористы атаковали аэропорты Рима и Вены, погибли 19 человек, более ста были ранены. 2 апреля 1986 г. на летящем над Грецией рейсе 840 авиакомпании Trans World Airlines произошел взрыв, четверо человек, включая 8-месячного ребенка были вырваны из салона через образовавшуюся крупную пробоину. Самолет чудом удалось посадить. И, наконец, всего через три дня, 5 апреля, произошел теракт, с которым принято связывать «Каньон», - взрыв на дискотеке в Западном Берлине, в результате которого погибло три человека, и более двухсот получили ранения.

 

Operation El Dorado Canyon by Ronald Wong

 

Данные теракты незамедлительно, как бы сказали сегодня в негативно настроенных по отношению к США СМИ, «повесили» на Ливию и персонально на М. Каддафи, либо напрямую (как случилось с терактом в Берлине) либо опосредованно, как спонсора терроризма. Разумеется, можно и даже нужно скептически относиться к результатам расследований специальных служб США, но даже ярым поклонникам ныне покойного лидера Джамахирии, не стоит забывать, что в 1970-80 гг. Ливия, пользуясь значительными доходами от продажи нефти, активно и открыто поддерживала множество организаций, которые использовали террор против мирного населения как основной инструмент своей «борьбы». Спектр их был довольно широк — от Ирландской Республиканской Армии до арабских группировок, боровшихся с Израилем. По крайней мере, за нападения на аэропорты и взрыв в самолете, вероятно, ответственна Организация Абу Нидаля, наиболее радикальное крыло палестинских националистов. К терактам, даже в заявлениях официальных лиц, Ливия относилась зачастую как проявлениям «героической освободительной войны». 

 

При этом сами по себе американо-ливийские отношения были далеки от мирных. В 1973 г. М. Каддафи объявил, что большая часть залив Сидра - территориальные воды Ливии, а не только принятые международным морским правом 12 миль от побережья. На шестой флот США это сработало как красная тряпка на быка - последующие годы прошли в атмосфере взаимных военных провокаций. ВМС США демонстративно проводили учения в водах, которые ливийцы объявили своими, и прощупывали ПВО Ливии, а ливийцы отрабатывали атаки на американские самолеты и корабли. Периодически нервы сдавали у обеих сторон — в 1981 г. американские палубные перехватчики F-14 «Томкет» сбили два истребителя-бомбардировщика Су-22, по американской версии один из ливийцев выпустил ракету первым. А в конце марта 1986 г. разыгрался настоящий, пусть и односторонний, морской бой, стоивший флоту Ливии нескольких легких кораблей.        

 

После теракта в Берлине Президент США Р. Рейган потребовал от Пентагона как можно скорее провести акцию возмездия. По счастью, у ВМС был опыт «общения» с ПВО Ливии, а у ВВС «домашняя заготовка»: в октябре 1985 г. развернутые в Великобритании двухместные тактические бомбардировщики F-111 в ходе внезапных учений «Призрачный гонщик» нанесли удар по полигону в Канаде. В ходе двенадцатичасового полета десять бомбардировщиков выполнили по четыре дозаправки в воздухе. Перебрасывать в Европу дополнительные силы было сочтено нежелательным, так как подозрительная активность могла обеспокоить ливийцев. Соображения секретности и неуверенность в готовности также вынудили отказаться от идеи боевого дебюта малозаметных «стелсов» F-117, он состоится только через три года в Панаме.

 

crooksandliars.com
Маршрут полета

 

Важным было получить согласие Франции на использование ее воздушного пространства, что значительно сократило бы дистанцию перелета Великобритания-Ливия. Однако тайно и оперативно это сделать не удалось — существуют мнения, что причиной было желание французов уже тогда провести полномасштабную, а не разовую интервенцию и добиться свержения режима. Не удалось получить согласие Испании и Италии, что привело к необходимости огибать весь европейский континент. Первоначально планировалось сократить в этом случае ударную группу с 18 самолетов до 6 и вместо трех целей выбрать одну, но руководство настояло на поражении всех первоначально выбранных целей. Целью F-111 были комплекс казарм Баб-аль-Азизия на юге Триполи, военная часть аэропорта Триполи и тренировочный лагерь боевиков Сиди Билал.

 

Казармы Баб-аль-Азизия были главной целью — между участниками операции они получили название «Ливийского Белого дома» за то, что были одной из резиденций ливийского лидера. Вопрос о том, была ли первоочередной задачей физическая ликвидация М. Каддафи довольно щекотлив, так как директива Президента Д. Форда запрещала намеренные убийства глав государств, что, впрочем, не распространялось на удары по военным объектам, на которых «случайно» могли оказаться верховные главнокомандующие. В 1991 г. подобная неофициальная охота шла за Саддамом Хусейном, впрочем, в обоих случаях безуспешно.

 

wikipedia.org
Самолет-постановщик помех EF-111A «Рэйвен». Один из участников налета

 

Дорогу «сухопутным» бомбардировщикам должны были пробить палубные штурмовики A-7 «Корсар» II и истребители F/A-18 «Хорнет» с авианосцев CV-43 «Корал Си» и CV-66 «Америка», летчики которых уже имели опыт взаимодействия с ливийской ПВО. Кроме того, для ударов по баракам и аэродрому в приморском Бенгази было решено задействовать палубные штурмовики A-6 «Интрудер». Прикрытие на случай взлета ливийских истребителей обеспечивали перехватчики F-14A «Томкет».

 

Операция была назначена на ночь с 14 на 15 апреля, авианосцы 14-го вышли на позиции для взлета палубной авиации. Взлет ударной группы начался после заката, в районе 21:00. С аэродромов в Великобритании поднялись две дюжины бомбардировщиков F-111F (три группы по шесть и шесть в резерве на случай неполадок после вылета), пять самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111A (один резервный) и почти три десятка танкеров, которым предстояло обеспечивать уникальный перелет. Группа следовала в полном радиомолчании. На случай, если их заметят визуально, было подготовлено прикрытие в виде плановых учений «Селти Нейшн», для участия в которых взлетело еще 20 F-111. На двух бомбардировщиках были выявлены небольшие неполадки и они, вместе с неиспользованными резервными самолетами вернулись в Великобританию, остальные вместе с танкерами начали перелет вокруг Европы. После четырех дозаправок, с полными до краев баками бомбардировщики начали снижение на предельно малые высоты, сначала до нескольких сотен метров, а потом и до порядка пятидесяти[i]. Полет в ночное время суток на такой высоте и скорости около 1000 км/ч — чрезвычайно сложная и опасная задача, возможно, на тот момент развития авиатехники обеспечить прорыв к цели в таком режиме могли только F-111, оснащенные системами следования рельефу местности и первыми эффективными прицельно-навигационными контейнерами. Полет на такой малой высоте был необходим чтобы оказаться ниже зоны действия радаров — ПВО Ливии была представлена десятками ЗРК с сотнями пусковых установок, прикрывавших в основном районы, выбранные для атаки.

 

За несколько минут до ожидаемого прорыва бомбардировщиков ВВС самолеты флота начали массированный обстрел объектов ПВО Ливии ракетами «Shrike» и HARM, которые наводились на излучение РЛС. В общей сложности было выпущено почти полсотни противорадиолокационных ракет, промахнулась, возможно, даже большая их часть, но цель была достигнута — активно работающие станции наведения и обзора были поражены, а многие другие просто побоялись включиться в борьбу. Ударные группы F-111 обошли столицу Ливии и атаковали с неожиданного направления, со стороны континента, а не моря. Удалось удачно поразить лагерь Сиди Билал и аэродром, на казармы Баб-аль-Азизия сбросили бомбы только три самолета из девяти (причем один допустил серьезный промах) — главная цель пострадала относительно легко. Параллельно штурмовики флота на малой высоте успешно атаковали цели в несколько хуже прикрытом ПВО Бенгази.

 

wikipedia.org
Транспортные Ил-76 в прицеле бомбардировщиков F-111

 

После атаки F-111 не разворачиваясь на форсаже ушли в сторону моря. В общей сложности атака продлилась около 20 минут. ПВО Ливии, судя по всему, была, несмотря на длившиеся последний месяц вялые перестрелки с флотом (возможно, и благодаря ним), отчасти застигнута врасплох, отчасти деморализована. В районе столицы организованного сопротивления и вовсе практически не было оказано. Однако именно там американцы понесли единственную потерю — F-111 упал в море в районе порта. Спасательная капсула не была отстрелена, и экипаж погиб[ii], вероятно, у него не хватило времени, учитывая малую высоту и большую скорость полета. Точные причины потери неизвестны до сих пор и, вероятно, уже никогда не прояснятся, но господствующая гипотеза заключается в поражении ствольной зенитной артиллерией.    

     

«Заградительный барьер» истребителей и перехватчиков флота готовился встретить бросившиеся в погоню истребители, однако так и не дождался их — в ту ночь авиация ливийцев активности не проявила. Впереди у ударной группы ВВС было возвращение тем же маршрутом в Великобританию. В общей сложности полет занял 14 с половиной часов, ранее миссии подобной длительности на тактических самолетах казались невозможными. Несмотря на то, что были поражены не все цели, операция «Каньон Эльдорадо» стала примером успешной координации действий различных видов войск и комплексного планирования, а также испытанием новых систем вооружения. При этом политическое значение её оказалось относительно невелико, что привело к тому, что в военной и околовоенной среде её помнят и изучают до сих пор, тогда как в других она почти забыта. Она даже не привела в свое время к сколь-либо значительной конфронтации СССР и США. По её результатам Р. Рейган заявил, что США «сделали то, что должны и, если понадобится, сделают это вновь». Как минимум в последнем он, как мы знаем сегодня, оказался прав. Почти ровно через пять лет, когда будут «ставить на место» другого известного лидера арабского мира, начнется новая глава в истории войн, а США окончательно излечатся от «комплексов» Вьетнамской войны.

 

Vko.ru
Схема операции «Каньон Эльдорадо»

 

Потери ливийской стороны составили около 60 человек, большая часть которых была военными. Заявленные жертвы со стороны только гражданского населения — около 40 человек, скорее всего, завышены, по крайней мере сообщение о том, что при налете погибла приемная дочь М. Каддафи, оказалось заведомо ложным. Военный ответ ограничился пуском двух ракет «Скад» по небольшой базе береговой охраны США на острове Лампедуза, однако обе ракеты перелетели остров и упали в море. Нельзя исключать того, что промах был намеренным, так как успешное попадание и жертвы, вероятнее всего, вызвали бы несоизмеримую реакцию США.

 

Официально отношения между странами были нормализованы в августе 2008 г, когда США и Ливия подписали соглашение об урегулировании взаимных претензии. Как мы знаем сегодня, ливийскому лидеру тогда оставалось жить три года.

  


[i] Имеются свидетельства, что в ходе атаки на лагерь Сиди Билал бомбардировщики снизились до 25 метров.

 

[ii] Самолеты семейства F-111 не оснащались катапультными креслами, средством спасения была сама кабина, отделявшаяся целиком и спускавшаяся на парашюте.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся