Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

В топе международных новостей сейчас остаются прогнозы последствий британского референдума. И хотя главными остаются бюрократические и экономические вопросы, небезынтересно то, как зарубежные авторы смотрят и на сферу безопасности.

 

Евросоюз всегда был в первую очередь экономическим и культурным союзом, однако в нем была и военная составляющая. Так, 42 статья Лиссабонского договора в числе декларации об интеграции и общих стандартах включает пункт об общей обороне стран – членов Евросоюза и аналогичный принцип НАТО о «помощи всеми доступными средствами» стране, подвергшейся агрессии. Традиционно этому не придавали особого значения, так как построение «Армии Европы» брюссельским бюрократам особо не удавалось, и на фоне дублирования обязательств с НАТО обязательства ЕС бледнели. Однако теперь ситуация может измениться.

 

После выхода Великобритании из ЕС, вероятно, стоит ожидать усиления роли НАТО как основного политического связующего звена между «сепаратистами» и континентальной Европой. Это отмечает в своей статье «Выход есть» Федор Лукьянов. Авторитетный американский аналитический центр – Лексингтонский институт и вовсе выпустил заметку с говорящим заголовком «Now Only NATO Unites Europe». Вице-президент центра, Дэниель Гуре, отмечает, что в то время как ЕС переживает трудный период, НАТО, объединенная противостоянием с Россией, находится на подъеме. Пока евроскептики задумываются о новых референдумах по вопросам членства, из Альянса никто особо не собирается бежать. Более того, дрейф Финляндии и Швеции к нему все более и более заметен. Из серьезных членов ЕС в стороне от НАТО держится только Австрия [1], хранящая свой нейтралитет, завещанный еще Антигитлеровской коалицией и закрепленный в конституционном законе 1955 г. (но, в конце концов, кто может напасть на Австрию чисто географически?).

 

Источник: shelleysdavies.com

Плакат Пэта Кили

 

Увеличение политического влияния НАТО практически равносильно увеличению влияния США, и вряд ли это позитивно для России. Но, с другой стороны, нельзя исключать и иного развития событий – укрепления и так совершенно особых, союзных отношений по линии США–Великобритания и усиления европейских процессов построения военной составляющей ЕС. Так, французский автор в статье (русский пересказ от ЦАСТ) для специализирующегося на военной тематике портала opex360.com отмечает, что ранее именно Великобритания была одним из главных противников военной интеграции ЕС, считая это ненужным дублированием НАТО. Это и понятно, так как если в последней Великобритания занимала место правой руки США, то в Европе в военном плане она уступает Франции. Хотя в оборонной политике связи Великобритании и Франции довольно тесны  (у них множество совместных программ в области создания вооружений, которые в известной мере теперь находятся под угрозой), нельзя было исключать то, что в европейском военном союзе начнет формироваться франко-немецкое ядро.

 

Теперь после того, как Великобритания перестанет влиять на решения ЕС, не исключено создание даже Генерального штаба Армии Евросоюза, чему ранее англичане противились. Хотя формирование еще одного «центра силы» и лишняя неразбериха и перетягивание бюджетов по линии ЕС-НАТО интересны, хотелось бы надеяться, что располагаться Генштаб Европы будет не в Германии, так как, несмотря на высочайший уровень немецких специалистов, ничем хорошим в прошлом веке их планирование не кончалось.

 

 Фото: REUTERS/Radu Sigheti

Британские солдаты на учениях НАТО

 

Об усилении связей с НАТО говорил и министр обороны Великобритании. Интересно, что он с сожалением отметил, что Великобритания в будущем потеряет возможность влиять на антироссийские санкции. Учитывая, что «самая атлантическая из европейских стран», с одной стороны, имела ясную политическую позицию, а с другой – относительно слабые экономические связи с Россией, вектор этого влияния понятен, и то, что в перспективе ЕС от него избавится, для России может быть позитивным моментом. Более прагматичная Европа как партнер для России привлекательна. Известный американский специализирующийся на военной тематике аналитический центр RAND в статье «The Future of Transatlantic Security» повторяет популярное у известной публики мнение, что Brexit «поднимет дух Кремля», и «вид слабой и разобщенной Европы подстегнет его к более агрессивной политике в отношении НАТО». В последнем утверждении содержится определенная подмена понятий, так как Европа может выглядеть сколь угодно плохо, но сам Альянс бодр как не был давно!

 

Для самой Великобритании с точки зрения безопасности выход из ЕС может означать как освобождение от ряда обязательств, ведь у Евросоюза были и «неНАТОвские» операции, например, EU Navfor Med (она же Операция «София») – морское патрулирование с целью предотвращения миграции из Ливии, так и обретение новых проблем. В Великобритании, учитывая голосование «остаться» Шотландии и Северной Ирландии, может обостриться сепаратизм, и если от шотландцев терактов ждать не стоит, то ирландцы могут и вспомнить старые времена. А если из Соединенного Королевства выйдет Шотландия, то придется переносить расположенную в Фаслейне базу подводных атомных ракетоносцев, которые представляют собой единственный компонент сил ядерного сдерживания, а это потребует средств и времени. Противники ядерного оружия, позиции которых в Великобритании традиционно сильны (возможно, наиболее сильные среди всех ядерных держав), могут не упустить момента. Для них и просто дорогостоящая программа замены в перспективе подлодок уже как красная тряпка для быка.

 

Совершенно непонятно, что делать с Гибралтаром, в котором против выхода из ЕС проголосовало 96%(!). Испанцы, активно подбивающие к нему клинья, временами даже устраивая явные провокации, непременно воспользуются этим. Конечно, войны за Гибралтар не будет, но лишней головной боли у англичан появится немало. Если Великобританию ждет спад в экономике ближайшие годы, то под ударом окажутся и довольно амбициозные планы текущего «Strategic Defence and Security Review», плана развития вооруженных сил. Королевский Объединённый институт оборонных исследований и вовсе выпустил доклад «Would a New SDSR Be Needed After a Brexit Vote?». Ответ дают положительный, более того, по оценкам аналитиков это будет самое большое и резкое изменение в стратегии Великобритании с конца 1960-х гг., когда были оставлены базы в Индийском и Тихом океанах [2]. Очевидным выводом доклада в двух словах может служить то, что прогнозируется рост суверенитета и некоторое смещение в сторону от европейских вопросов безопасности к глобальным.    

 

В целом главное, что ждет Европу в связи с Brexit, – это неопределённость. Как будет проходить выход из ЕС, случится ли он или ситуацию еще раз переиграют, как будут выстроены отношения Великобритания-ЕС – сейчас не знает и не может знать никто. И прогнозы на данном этапе могут оказаться полезными только в одном качестве – чтобы вернуться к ним через лет десять и посмеяться.

 

1.     Если быть точными, еще островные государства – Ирландия, Кипр и Мальта.

 

2.     В английской традиции это называют «обязательства восточнее Суэца».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся