Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Австралийское правительство определилось с победителем тендера SEA1000 на перспективную крупную неатомную подводную лодку, для замены подлодок типа «Collins» национальной постройки. Достаточно неожиданно фаворитом стала французская лодка «Shortfin Barracuda».

 

Подлодки типа «Collins» достаточно молоды — шесть лодок было построено в период 1996–2003 г. При проектировании основывались на шведских лодках типа «Västergötland». Работы осуществлялись на национальных верфях. Однако их строительство и ввод в строй сопровождались техническими трудностями и значительными задержками. Неудивительно, что об их замене решили озаботиться заранее. Важность подводного флота для обеспечения обороны Австралии и транспортных артерий столь велика, что его планируется удвоить — на смену шести «Collins» закупить дюжину перспективных субмарин.

 

 

Source: http://dcnsgroup.com.au/

 

Программа SEA1000 официально стартовала почти десять лет назад, в 2007 г. В ходе изысканий рассматривались довольно экзотические варианты, например закупка в США атомных субмарин типа «Virginia». Подобные идеи легко объясняются высоким требованиями — высочайшей автономностью и дальностью хода, обеспечивающими возможность вести боевое патрулирование не только и не столько в ближней морской зоне, но и в целом в индо-тихоокеанском регионе, на север вплоть до китайских морей, а на запад — до Персидского залива. Кроме того подлодка должна была оснащаться мощным ударным ракетным комплексом обеспечивающим возможность поражения не только надводных, но и наземных целей. В итоге конкурс превратился в соревнование проектов максимально мощных и крупных неатомных лодок.

 

Традиционный партнер Австралии в деле обновления флота — Испания в этот раз шансов на успех практически не имела: испанские подлодки типа S-80 оказались явно неудачным проектом и до сих пор не приняты национальным флотом. В разное время фаворитами назывались немецкие лодки типов 214/216 и японская «Sōryū». В определенный момент победа Японии казалась практически решенным делом, но результат оказался весьма неожиданным.

 

Правительство Австралии объявило 26 апреля, что отдало предпочтение проекту консорциума французских оборонных гигантов DCNS и Thales «Shortfin Barracuda». Интересно, что в отличии от других конкурсантов представивших «прокаченные» версии своих неатомных лодок французы завоевали победу с неатомной (а значит в некотором смысле упрощенной) версией своей новейшей ударной атомной подлодки типа «Barracuda». Интересно, что в финальной стадии конкурсе изначальное требование оснащать лодки воздухонезависимыми энергетическими установками, в первую очередь двигателями Стирлинга, исчезло и, напротив, все участники вернулись к «классической» дизель-электрической схеме, хотя, как заявляется, с литий-ионными  аккумуляторами «нового уровня емкости».  

 

 

«Shortfin Barracuda» является крупной (для неатомной) подводной лодкой водоизмещением около 4200–4500 тонн и длинной 97 метра. Вооружение кроме торпед и противокорабельных ракет семейства «Exocet» будет включать в себя передовую (по крайней мере, на данный момент) крылатую ракету MdCN, морскую версию SCALP EG способную поражать цели на дистанции более тысячи километров.

 

Строительство перспективных лодок, вероятно, будет вестись на австралийских верфях, возможно, по опыту универсальных десантных кораблей типа «Канберра», в виде сборки и дооснащения доставляемых из Франции блоков. Данный шаг полезен по социальным, или даже популистским, причинам (обеспечение рабочих мест), но неизбежно приведет к удорожанию программы и грозит задержками. Первоначальные планы предусматривали введение в строй первой лодки «SEA1000» в 2025 г, однако после долгого тендера возникает опасность смещения этого срока до 2030 г, то есть до того времени когда, даже после программ продления ресурса, начнется списание лодок типа «Collins». Это создает угрозу проседания численности и боевых возможностей австралийского подводного флота в дальней перспективе. Впрочем, этого можно будет избежать, если хотя бы несколько первых лодок заказать в готовом варианте.  Стоимость программы, с учетом строительства и жизненного цикла, оценивается в порядка $38 млрд. (50 млрд. австралийских долларов), но нельзя исключать значительной удорожание, в полтора раза и более.

 

В целом австралийский план качественного и количественного усиления своего подводного флота может рассматриваться как один из элементов медленной, но неуклонной милитаризации азиатско-тихоокеанского региона как реакции на нарастание противостояния США и Китая. 

 

Читайте также:

Прохор Тебин: Коала с морскими амбициями

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся