Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй с честью выдержала свой первый экзамен в парламенте. Тема для первого обращения к парламенту 18 июля 2016 г. была выбрана нерядовая — одобрение программы обновления английского ядерного потенциала.

 

Программа обновления «системы оружия Трайдент» [1] заключается в первую очередь в разработке и постройке четырех атомных подводных лодок — носителей баллистических ракет (ПЛАРБ). Сегодня функцию средства ядерного сдерживания в Великобритании выполняют ПЛАРБ типа «Vanguard», заступившие на службу в 1990-х гг. Их также четыре — это минимальное количество, обеспечивающее постоянное нахождение на боевом патрулировании хотя бы одной лодки. С 1998 г., после снятия с вооружения тактических авиабомб, это единственный тип ядерного оружия на вооружении Великобритании.

 

Фото:

 

Сейчас уже пора задумываться о замене ПЛАРБ: проектирование и постройка атомной субмарины — процесс длительный, и начинать надо, чтобы успеть в 2030-х гг. сменить исчерпавшие ресурс “Vanguard”. Кроме постройки субмарин в программу входит взнос за участие в американской программе продления ресурса ракет “Trident” D5 (баллистические ракеты английских лодок выпущены и обсуживаются в США) до начала 2040-х гг. и обновление боевых блоков — их гарантийный срок службы истекает в середине 2020-х гг.

 

Предварительные работы по проектированию субмарин, получивших условное название “Successor” («Преемник») начались в 2011 г. и сейчас подошли к той стадии, когда необходимо одобрение парламента для начала серьезных вложений и непосредственно постройки лодок. Ожидается, что первая из них успеет встать в строй до конца 2020-х гг. Стоимость программы, по разным оценкам, колеблется от 15-20 млрд фунтов (оценки Министерства обороны в 2006 г.) до 167 млрд фунтов (оценки противников программы, включающие и приблизительную цену эксплуатации лодок на протяжении всего жизненного цикла, до 2060-х гг.). Траты на силы ядерного сдерживания занимают, впрочем, всего 6-7% оборонного бюджета Великобритании.

 

Важнейшее выступление премьер-министра в поддержку “Successor” было запланировано на эту дату уже давно, еще Дэвидом Кэмероном, но он ушел в отставку по результатам референдума по вопросу выхода из ЕС, и защищать ядерный статус пришлось Терезе Мэй. Традиционные противники — в первую очередь Шотландская национальная партия и наиболее радикальные лейбористы.

 

Английские ПЛАРБ базируются на базе Клайд в 40 км от Глазго. Уникальные природные условия обеспечивают хорошо защищенную и удобную для навигации акваторию, но выводят из себя шотландских националистов, которые используют лодки в качестве одного из средств агитации по выходу из Соединенного Королевства. Естественно, если Шотландия обретет независимость, ПЛАРБ немедленно попросят «на выход». Перед референдумом в Шотландии, конечно, проводились оценки вариантов перебазирования в Англию, но оно наверняка будет дорогостоящим и болезненным. Возможно, придется даже временно базироваться в США или Франции. Неудивительно, что после Brexit, и в ожидании второго шотландского референдума ядерный щит Британии под угрозой как никогда — если потребуются дополнительные траты на береговую инфраструктуру и будет недовольство населения того района, к которому переедут «новые соседи», это может быть использовано антиатомным движением для снятия ядерного оружия с вооружения.

 

Антиатомное движение в Великобритании чрезвычайно сильно и пользуется поддержкой значительной части населения. Лидер Лейбористов Корбин — его давний участник, он неоднократно заявлял, что если станет премьером, немедленно примет меры по лишению Великобритании ядерного статуса. Одно из основных его предложений — довольно глупая идея списать все ракеты и боеголовки, но продолжать эксплуатировать ПЛАРБ (сохранение рабочих мест — святое!). По уровню осмысленности это близко к тому, если с отечественных «Тополей» снять ракеты, установить пулеметы и в таком качестве продолжать боевое патрулирование. Однако в целом партия Лейбористов осторожно поддерживает обновление ядерного потенциала и поэтому на голосовании выступала неконсолидированно.

 

Александр Ермаков: Собственная гордость. Силы ядерного сдерживания Великобритании и Франции

 

Результаты, как и ожидалось, были в пользу нового премьер-министра. Одобрение полномасштабного финансирования “Successor” прошло 472 голосами против 117. Тереза Мэй одержала пусть легкую, но знаковую победу в своем первом противостоянии с политическими противниками и, что, возможно, еще важнее, получила возможность показать себя решительным политиком — ведь сравнения с железной леди для нее неизбежны.

 

На провокационный популисткий вопрос депутата-антиатомщика «Готовы ли Вы лично отдать приказ о применении ядерного оружия, зная, что это приведет к гибели сотен тысяч невинных мужчин, женщин и детей?» она твердо ответила «Да! И я хотела бы напомнить уважаемому джентльмену, что именно на уверенности наших противников, что мы ответим на удар не колеблясь строится все ядерное сдерживание».

 

1.      В британской традиции принято говорить о “Trident weapons system” включающей в себя подлодки, ракеты и ядерные боеголовки.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся