В будущем на сотрудничество Индии и стран Евросоюза окажут влияние несколько факторов. Представляется, что после того, как Великобритания покинет ЕС, отношения между Соединенным королевством и Индией будут строиться в значительной степени без учета интересов стран ЕС. К тому же Великобритания по-прежнему имеет тесные связи с Индией и рассматривает индийское государство как сферу своих политических и экономических интересов. Страны Евросоюза — ФРГ, Франция, Бельгия — будут пытаться как можно больше привлекать Индию в совместные политические, экономические и гуманитарные проекты, что позволит укрепить в перспективе стратегическое партнерство между ЕС и Индией.
Россия, принимающая во внимание потенциал Индии, стремится сохранить стабильные дружественные отношения со своим естественным стратегическим партнером как в гуманитарной сфере и экономике, так и в ВПК.
Особый интерес сегодня представляет развитие стратегического партнерства между ЕС и Индией в условиях ассиметричного взаимодействия большинства акторов системы международных отношений. Во-первых, на расширение сотрудничества ЕС – Индия оказали влияние внутриевропейские вызовы: «Брексит», миграционные проблемы, экономический кризис в зоне евро, политические преобразования в институтах ЕС. Во-вторых, администрация Дональда Трампа стремится сохранить статус США как единственного глобального лидера. Однако времена изменились, глобальные вызовы породили и новые правила игры. КНР, Индию, ряд западноевропейских и латиноамериканских государств не устраивает такое положение дел на международной арене. В-третьих, на укрепление сотрудничества по линии ЕС — Индия сказывается в какой-то степени и проводимый политический курс правительства КНР. Китай не так активно стремится включать Индию, в отличие от Пакистана или даже Бангладеш, в свой геостратегический проект «Новый шёлковый путь», тем самым толкая «самую большую азиатскую демократию» искать новые рынки сбыта и укреплять сотрудничество с одним из самых сильных соперников Поднебесной — США. Правительство США способствует сближению с Индией. Это можно проследить по многим двусторонним заявлениям, а также американо-индийским договорам и соглашениям, подписанным за последние несколько лет. Так, Америка сняла санкции с премьер-министра Индии Нарендры Моди, еще одним шагом к сближению стало заключение в 2015 г. рамочного договора об американо-индийском военно-техническом сотрудничестве, открывающим американскому оружию и военной технике доступ к индийскому рынку и отодвигающим на второй план Россию. В 2016 г. был заключен договор «ЛЕМОА», благодаря которому США и Индия стали военными союзниками. Более того, Нарендра Моди заявил, что индийское правительство должно взять за образец США как ключевого партнера для социально-экономического преобразования Индии.
Если говорить о самом Стратегическом партнерстве между ЕС и Индией, то необходимо отметить основные даты и факты, повлиявшие на развитие такого рода сотрудничества. В 2004 г. были созданы условия для заключения Стратегического партнерства между ЕС и Индией. В 2005 г. на Саммите был принят План по совместным действиям ЕС — Индии (EU–India Joint Action Plan, the 'JAP'), который был усовершенствован в 2008 г. Отношения между ЕС и Индией эволюционируют благодаря регулярным саммитам, встречам на уровне министров и экспертов, обменам парламентских групп. Важным событием является и прошедший 30 марта 2016 г. в Брюсселе 13-й саммит лидеров ЕС — Индии.
На 13-м саммите лидеры ЕС в лице Жан-Клода Юнкера и Дональда Туска и Индии (Нарендра Моди) одобрили Программу действий ЕС — Индия на 2020 год, так называемую «дорожную карту», с практическими действиями на последующие пять лет, включающие вопросы в области политики и безопасности, прав человека, глобальные проблемы (изменение климата, Повестка дня в области устойчивого развития — 2030 г.), сотрудничество в области энергетики и окружающей среды (совместные проекты устойчивого развития), расширение сотрудничества в науке и образовании, а также углубление контактов между гражданами ЕС и Индии.
Индия с её устойчивым демографическим и экономическим ростом является превосходным партнером для стран ЕС. Свой экономический дивиденд Индия получает не только благодаря развитию промышленности, фарминдустрии и IT-сферы, но и большому количеству граждан до 30 лет (по разным данным молодежь составляет примерно 60–70 %), что способствуют экономическому росту страны. По мнению Т. Л. Шаумян, потенциал Индии сейчас находится на пике: «По численности населения Индия вдвое превосходит Европейский союз. Индия с ее более чем миллиардным населением является одной из самых “молодых” стран мира: 70% ее населения не достигли 30 лет» [1]. «Де-факто ядерная держава, рост ВВП которой достигается ускоренным развитием сектора услуг и современных IT-технологий. Экспорт информационных технологий доходит до 14%. Индийская фармацевтическая промышленность производит четверть мировых лекарственных препаратов. А укрепление военно-промышленного потенциала базируется на ускоренном прогрессе экономики и использовании современных информационных технологий для совершенствования вооружений».
Отношения между ЕС и Индией развиваются в позитивном ключе, однако имеют место и расхождения позиций. Так, большинство западноевропейских стран осуждают индийское правительство по кастовым, конфессиональным и гендерным вопросам. Кроме того, негативную реакцию вызывают у стран ЕС случаи нарушения в Индии прав и свобод человека, неразрешенные индийско-пакистанские и индийско-китайские территориальные споры, а также несоблюдение Индией договоров по сокращению выбросов СО2 в атмосферу. Правительство Индии не приемлет вмешательство других государств в индийско-пакистанские отношения, особенно если дело касается территориальных разногласий между обеими странами. Кроме того, индийское правительство выражает недовольство, когда некоторые страны ЕС оказывают военную или военно-техническую помощь Пакистану, проводят совместные военные учения. Но в целом по многим вопросам у ЕС и Индии наблюдается положительная динамика развития.
Что ждет в дальнейшем сотрудничество между ЕС и Индией? Как представляется, на сотрудничество стран окажут влияние несколько факторов. Можно предположить, что внешнеполитический курс Великобритании станет более независимым, поскольку туманный Альбион официально покинет ЕС в 2019 г. Следовательно, отношения между Соединенным королевством и Индией будут строиться в значительной степени без учета интересов стран ЕС. К тому же Великобритания по-прежнему имеет тесные связи с Индией и рассматривает индийское государство как сферу своих политических и экономических интересов. Что же касается США, то у американского правительства свои интересы в развитии сотрудничества с Индией: можно предположить, что с геополитической точки зрения Индия будет восприниматься как противовес КНР и РФ. Россия, принимающая во внимание потенциал Индии, стремится сохранить стабильные дружественные отношения со своим естественным стратегическим партнером как в гуманитарной сфере и экономике, так и в ВПК. Страны ЕС, к примеру, ФРГ, Франция, Бельгия, будут пытаться как можно больше привлекать Индию в совместные политические, экономические и гуманитарные проекты, что позволит укрепить в перспективе стратегическое партнерство между ЕС и Индией.
1. Шаумян Т.Л. Индия, ШОС и БРИКС в современной геополитике // Сравнительная политика №3 (13). 2013. – С. 44 – 63. – С. 44.