Балканский регион традиционно имеет большое значение для Российской Федерации, что объясняется культурными, религиозными и политическими связями жителей России с балканскими народами. Нельзя не отметить тот факт, что последние 5–7 лет международные отношения на Балканах развиваются весьма динамично. Связано это во многом с распределением зон влияния в регионе, в котором участвуют крупные внешние игроки — Россия, ЕС, Турция, США, Китай, — с которыми Сербия старается параллельно наращивать разноплановое сотрудничество.
В ближайшее время России придется выигрывать конкуренцию в регионе — на одних исторических связях далеко не уедешь. Речь идет обо всех областях, но особенно об образовании, программах распространения русского языка, студенческих квотах; о более целевом, продуманном и широком применении российской мягкой силы не только в Сербии, где для этого, пожалуй, одна из самых благодатных почв, но в других странах региона.
России необходим более структурный подход. После периода нестабильности 1990-х гг. так и не появилось четкой стратегии и политики Москвы в отношении стран Балканского региона. Сегодня, несмотря на уже более четкую структуру, связи все еще носят по большей части хаотичный характер. В такой ситуации пригодилась бы концепция российской внешней политики на Балканах, где были бы прописаны основные приоритеты, направления сотрудничества. Представляется целесообразным создание профильного департамента МИД РФ или комиссии по сотрудничеству, то есть более узких структур, чем, например, Четвертый Европейский Департамент МИД.
Балканский регион традиционно имеет большое значение для Российской Федерации, что объясняется культурными, религиозными и политическими связями жителей России с балканскими народами. Нельзя не отметить тот факт, что последние 5–7 лет международные отношения на Балканах развиваются весьма динамично. Связано это во многом с распределением зон влияния в регионе, в котором участвуют крупные внешние игроки — Россия, ЕС, Турция, США, Китай, — с которыми Сербия старается параллельно наращивать разноплановое сотрудничество.
Особенно значимы тесные российские связи с Сербией, которая на протяжении долгого времени считается главным союзником Москвы в регионе [1]. Однако двустороннее сотрудничество не сводится к одной лишь исторической памяти. Москва и Белград занимают схожую позицию по многим вопросам международной повестки дня, развивают совместные экономические, инфраструктурные и энергетические проекты. Тем не менее многие эксперты-балканисты сходятся во мнении, что не время «почивать на лаврах» — сегодня необходимо стремиться к наращиванию двухсторонних связей и расширению областей сотрудничества, особенно науки и культуры, применения российской мягкой силы в Сербии и других странах региона.
В борьбе за сферы влияния и проводимой Сербией политике многовекторности Россия — важный международный партнер Белграда. Напомним, что в 2013 г. страны установили отношения стратегического партнерства, что само по себе означает весьма высокий уровень взаимного доверия.
Политическое сотрудничество
Россия и Сербия сходятся во мнении, что современный мир многополярен, в нем существуют разные центры силы. Стороны выступают против мировой гегемонии США. Здесь, вероятно, многие могли бы поспорить, возразив, что Сербия в определенных областях следует в русле политики коллективного Запада (например, уступки по «косовскому вопросу» в связи с поддержкой Вашингтоном Приштины или искусственная гиперболизированная либерализация общества, что абсолютно чуждо сербскому менталитету). Следует отметить, тем не менее, что делается это во многом в связи с прагматичными целями — получением экономических выгод от связей со странами ЕС и Запада в целом, придерживающимися подобных ценностей и активно их продвигающими.
Сербия весьма ограничена в ресурсах и возможностях, поэтому прагматичное сотрудничество — один из ключевых приоритетов ее внешней политики. Однако всему есть границы — в этой связи показателен принципиальный отказ Белграда следовать политике Евросоюза по «сдерживанию» России и вводить антироссийские санкции. Как бы выгодно это ни было с европейской точки зрения, такой подход в корне разрушит братские отношения с Россией, которыми Сербия очень дорожит, вдобавок получая от них экономические выгоды. То же самое происходит в отношении стратегического партнерства с Китаем — в отношениях с Пекином нет той напряженности и даже вражды, которая прослеживается у США и стран ЕС. Сербия предсказуемо не ставит под сомнение «политику одного Китая», считая Тайвань неотъемлемой его частью. Происходит активное наращивание сотрудничества и с КНР, что подкрепляется доверительными и успешными отношениями на политическом уровне.
Москва и Белград стараются поддерживать друг друга на международной арене. Так, Россия оказывает поддержку территориальной целостности Сербии, не признавая независимость Косово. Сербия не вводит антироссийские санкции, несмотря на тесное сотрудничество с ЕС. Что касается признания Крыма частью РФ, то на политическом уровне сделать это крайне сложно ввиду «косовского вопроса». То есть Сербия сама имеет проблемы с территориальной целостностью и признав Крым де-юре, окажется в ситуации, когда точно так же должна будет признать Косово, что недопустимо для правящих сербских элит.
Военный блок
Сотрудничество России и Сербии в военной сфере активно развивается, несмотря на давление из Брюсселя на Белград. Россия поставляет отдельные образцы военной техники (истребители, вертолеты, противотанковые ракетные комплексы, зенитно-ракетно-пушечные комплексы и др.) в Сербию, каждый год Сербия принимает участие в совместных с Россией и Белоруссией военных учениях «Славянское братство». Исключением стал 2020 г., когда ЕС оказал «страшное давление» на Белград, пригрозив серьезными последствиями. В результате Сербия была вынуждена отказаться от участия, заморозив проведение военных учений вообще со всеми, в том числе с НАТО, ЕС, Китаем. В 2021 г. Сербия возобновила свое участие в «Славянском братстве», несмотря на недовольство ЕС.
В 2020 г. Москва и Белград договорились об открытии представительства Министерства обороны РФ в Сербии. Как отмечает российская сторона, оно создается в целях содействия сербской стороне в решении вопросов военного и военно-технического сотрудничества. В городе Ниш на юге Сербии также функционирует совместный гуманитарный центр, открытый в 2012 г. и функционирующий по линии МЧС двух стран.
Что касается ситуации в Косово и недавнего обострения в регионе, то Россия заявила о дипломатической поддержке сербской стороны. Тем не менее можно также предположить, что в случае необходимости Россия готова будет оказать Сербии в том числе и военную помощь, о чем свидетельствовал визит военного атташе и посла РФ в Сербии на КПП «Яринье» в ходе сентябрьского обострения в Косово.
Двусторонние экономические связи
Экономическое сотрудничество сторон характеризуется ростом товарооборота, инвестиций в сербскую экономику. В 2020 г. из-за пандемии коронавируса имело место замедление этих процессов, однако сегодня можно вновь наблюдать рост показателей. Так, по итогам 2020 г. уровень российско-сербского товарооборота по сравнению с 2019 годом снизился на 18,3 % и составил 2,1 млрд долл., а по данным за первые 9 месяцев 2021 г. рост двустороннего товарооборота составил 20% [2].
В июле 2021 г. вступило в силу подписанное в октябре 2019 г. и ратифицированное в ноябре 2020 г. Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Сербией, с другой. Несмотря на то, что, по сути, данное соглашение является своего рода логичным итогом серии подобных договоров, которые ранее были подписаны Сербией с Россией, Казахстаном и Белоруссией отдельно в двустороннем формате, сам факт его вступления в силу после длительных переговоров, продолжавшихся с 2016 г., свидетельствует о реальном стремлении Белграда придерживаться принципа многовекторности внешней политики на практике.
Экономический рост, который показывает Сербия в последние годы и который по факту превышает ожидаемые показатели (около 6% по итогам первого квартала 2021 г. против прогнозируемых 4,7%), способствует активизации потока прямых иностранных инвестиций не только из России, но и из Китая, Турции, отдельных стран ЕС. В конце ноября президент Сербии А. Вучич заявил, что рост экономики страны по итогам года составит 7,7%, что станет рекордным показателем для республики.
Нельзя не отметить российско-сербское сотрудничество в сфере энергетики. Сербия получает газ из России через Балканский поток — ответвление Турецкого потока. Для Сербии российский газ — это залог энергетической безопасности в сложившихся условиях газового кризиса в Европе и, что важно, по выгодной цене. Об этом свидетельствуют договоренности лидеров России и Сербии на встрече 25 ноября 2021 г. в Сочи. По результатам переговоров Белград на полгода получил «исключительную цену», как ее назвали и в самой Сербии, — 270 долл. за куб. м. Это одна из, если не самая низкая цена на российских газ для стран Европы.
Прочие области сотрудничества
Сегодня можно наблюдать развитие сотрудничества двух стран и по линии здравоохранения. Особенно это актуально в условиях пандемии COVID-19. Напомним, что Сербия стала первой в Европе страной, наладившей у себя производство российской вакцины «Спутник V», а сейчас идут переговоры о производстве «Спутника Лайт».
На традиционно высоком уровне находятся туристические связи, что подкрепляется культурной близостью российского и сербского народов. Существуют связи в сфере образования — взаимные обмены студентов по программе квот.
Двустороннее сотрудничество России и Сербии находится сегодня на весьма высоком уровне, что чрезвычайно важно в нынешней крайне нестабильной и напряженной международной ситуации. Однако, конечно, не все области взаимодействия реализованы в полной мере — Москве и Белграду есть куда стремиться в развитии взаимных связей.
Российско-сербское сотрудничество: рекомендации на 2022 г.
В ближайшее время России придется выигрывать конкуренцию в регионе — на одних исторических связях далеко не уедешь. Речь идет обо всех областях, но особенно об образовании, программах распространения русского языка, студенческих квотах; о более целевом, продуманном и широком применении российской мягкой силы не только в Сербии, где для этого, пожалуй, одна из самых благодатных почв [3], но в других странах региона.
России необходим более структурный подход. После периода нестабильности 1990-х гг. так и не появилось четкой стратегии и политики Москвы в отношении стран Балканского региона. Сегодня, несмотря на уже более четкую структуру, связи все еще носят по большей части хаотичный характер. В такой ситуации пригодилась бы концепция российской внешней политики на Балканах, где были бы прописаны основные приоритеты, направления сотрудничества. Представляется целесообразным создание профильного департамента МИД РФ или комиссии по сотрудничеству, то есть более узких структур, чем, например, Четвертый Европейский Департамент МИД.
1. См. подробнее: Россия и Сербия глазами историков двух стран. СПб.: Алетейя, 2010. 312 с.
3. Обзор соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и республикой Сербией// Министерство экономического развития Российской Федерации. Июнь 2021 г.
3. Никифоров, К. В. Отношение к русским в Сербии в XX веке // Никифоров, К. В. и др. Образ России на Балканах: мифологемы, идеологемы, религиозные, исторические и культурные связи. — Москва: Институт славяноведения РАН, 2011. — с. 70—82.